Законы организации второго уровня

Следующую группу законов называют законами второго уровня. Их так называют, потому что они в определённой степени выполняют второстепенную роль, т.е. их действия создают условия для всестороннего проявления основных законов (синергии, самосохранения).

Конкретным объектом действия закона информационной упорядоченности является информация. Информация выполняет осень важную роль в функционировании любой организации. Часто управляемые процессы называют информационными процессами, т.е. и организация и управление имеет дело с информацией, и в современных условиях информационные ресурсы – это товар высокой стоимости.

«Кто владеет информацией – тот владеет миром» - этот афоризм очень правильно соответствует хозяйственной деятельности организации. Та организация, которая обладает большим объёмом информации – имеет больше возможностей, и она владеет рынком (ситуацией на рынке)

Информационные ресурсы имеют соответствующие характеристики (количественные и качественные). Выделяют 5 характеристик:

1. объём информации (объём относительных потребностей органов управления для выработки управленческих решений);

2. достоверность информации;

3. ценность информации;

4. насыщенность информации;

5. открытость информации.

1 – объём информации – относительно этого параметра различают 3 уровня объёма:

1) Избыточный объём информации – он в принципе не вредит делу, не снижает возможностей аппарата управления своевременно разрабатывать оптимальные управленческие решения. Иногда избыточная информация даже необходима, т.к. требуется подтверждение ранее полученных сведений. Избыточный объём информации имеет недостаток – увеличиваются затраты на получение этой информации, увеличивается время, стоимость управленческого процесса.

2) Недостаточный объём информации очень отрицательно влияет на результаты организационно-управленческой деятельности, т.к. в условиях дефицита информации увеличивается время разработки правильного решения, а во-вторых, в условиях дефицита информации увеличивается риск в хозяйственной деятельности организации

3) Минимально-нормативный уровень объёма информации – это тот объём, который необходим для разработки оптимального решения. Этот уровень носит субъективный характер, определяющий качествами работников управления, их квалификацией, интуицией. Поэтому невозможно определить одинаково оптимальный объём информации для каждой организации.

2 – достоверность информации – отражает долю реальной информации в общем объёме воспринимаемой информации. Различают 3 уровня достоверности:

1) Абсолютный уровень – доля реальной информации = 100%.

2) Доверительный уровень – доля реальной информации не превышает 80%.

3) Негативный – ниже 80%.

3 – ценность – этот параметр основной, ведущий (интервальный). По своему содержанию отличается от всех предыдущих по методам измерения. Содержание параметра отражается в том уровне затрат ресурсов всех видов (материальных, трудовых, финансовых) на осуществление всех видов, которые возникают при использовании информации различной ценности. Как правило при использовании информации очень высокой ценности происходит максимальное снижение уровня затрат ресурсов и рост доходов. При минимальной, невысокой ценности такого снижения затрат ресурсов роста доходов ценностей не происходит. То есть, с увеличением ценностей снижается уровень затрат и повышаются доходы.

Различают 4 уровня ценностей информации:

1) самый низкий – нулевой уровень (отражает информацию, которая известна – технологии уже известные, ничего нового);

2) средний уровень – при котором происходит снижение уровня затрат не менее чем в 2 раза;

3) высокий уровень ценностей – снижение уровня затрат не менее чем в 2 раза;

4) сверхвысокий уровень – это уровень при котором происходит снижение затрат не менее чем в 10 раз.

4 – насыщенность – в этом параметре отражено соотношение полезной и фоновой информации. Как правило, поступающая информация в организации содержит 2 части (фоновая и полезная) Фоновая используется для улучшения восприятия полезной информации. Эта информация непосредственно не используется в управлении хозяйственными процессами. 5 – в условиях рыночной экономики возникает необходимость в защите информации. Специфика информации:

· может передаваться устно;

· остаётся у другого владельца при продаже.

Информация по своей природе более доступна по сравнению с другими ресурсами. Осуществить скрытое передвижение информации легче.

Закон единства, анализа и синтеза. Сущность проявляется в том, что каждая организация должна регулярно осуществлять работу, направленную на анализ состояния. Организации, параллельно с анализом осуществляют и синтез. Декомпозиция – разделение целого на отдельные части.

Такое разделение осуществляется для изучения отдельных частей в целом. Необходимость такого разделения определяется тем, что когда отдельный элемент системы выделен в самостоятельный объект, то возможность изучения свойств повышена.

Регулярный анализ и синтез необходимо осуществлять, т.к. в реальной действительности существуют постоянные изменения внешней и внутренней среды, а поэтому состояние организации должно изменяться. Для обеспечения адекватности необходимо осуществлять анализ и синтез.

Сущность закона – в реальной действительности формируется связь между характерами, результатами аналитической работы и количественными, качественными параметрами организации. Действие этого закона направлено на повышение устойчивости, конкурентоспособности организации

Закон единства, анализа и синтеза. Сущность проявляется в том, что каждая организация должна регулярно осуществлять работу, направленную на анализ состояния. Организации, параллельно с анализом осуществляют и синтез. Декомпозиция – разделение целого на отдельные части.

Такое разделение осуществляется для изучения отдельных частей в целом. Необходимость такого разделения определяется тем, что когда отдельный элемент системы выделен в самостоятельный объект, то возможность изучения свойств повышена.

Регулярный анализ и синтез необходимо осуществлять, т.к. в реальной действительности существуют постоянные изменения внешней и внутренней среды, а поэтому состояние организации должно изменяться. Для обеспечения адекватности необходимо осуществлять анализ и синтез.

Сущность закона – в реальной действительности формируется связь между характерами, результатами аналитической работы и количественными, качественными параметрами организации. Действие этого закона направлено на повышение устойчивости, конкурентоспособности организации.

Закон композиции. Сущность этого закона состоит в том, что относительно любой системы очень важным параметром является структура, которая отражается в определённом количестве составных элементов системы и в соотношении между этими элементами или пропорциями.

В составе структуры любой организации можно выделить большое количество пропорций. Сущность закона, его требования, состоят в том, что существуют постоянные устойчивые связи между структурными параметрами организации и состоянием устойчивости, возможного дальнейшего развития, если возникают отклонения в структурном построении организации – то это означает возникновение угрозы самому существованию организации, поэтому важной задачей аппарата управления является осуществление мероприятий, направленных на осуществление выявления диспропорции организации.

Использование этого закона требует использование принципов, правил организации:

· принцип планирования (каждая организация для обеспечения пропорциональности должна разрабатывать систему планов – долгосрочных (более 5 лет), среднесрочных (2-5 лет), оперативных (1 год);

· принцип координации (органы управления должны своевременной выявлять отклонения, которые возникают между отдельными элементами организационной системы).