Боевые действия партизан и подпольщиков. Рельсовая война.

Одной из определяющих черт Белорусской наступательной операции «Багратион» являлась та исключительно важная роль, которую сыграли в ней партизанские соединения и подпольные организации, которые действовали в тылу врага на оккупированной территории республики.

К лету 1944 г. на территории Беларуси действовали 272 тыс. партизан, объединённых в 150 партизанских бригад и 49 отдельных отрядов. Кроме того, в это время вели борьбу более 60 тыс. подпольщиков. Эти огромные силы народных мстителей занимали удобное положение для наблюдения за всеми коммуникациями немецко-фашистской армии, имели в своём распоряжении необходимое вооружение, включая противотанковые ружья, миномёты и пушки, надёжные средства связи.

Наикрупнейшей акцией белорусских партизан в период подготовки операции «Багратион» было проведение 3-го этапа «рельсовой войны», начатого за три дня до перехода в наступление советских войск. В ночь с 19 на 20 июня 1944 г. партизаны атаковали железнодорожные коммуникации врага на всей территории оккупированной Беларуси и подорвали 40 775 рельсов, парализовав движение на этих коммуникациях. Уже в период успешного наступления Красной Армии, партизаны до 29 июня дополнительно подорвали ещё 20 тыс. рельсов.

Взаимодействие партизан с воинами проявлялось и по другим направлениям:

· Систематическое ведение разведки вражеского тыла в интересах Красной Армии;

· Действие народных мстителей направленные на удержание партизанских зон, что лишало гитлеровцев необходимого простора и свободы маневра для перегруппировки своих сил;

· Содействие партизан передовым частям Красной Армии в форсировании водных преград, захвате и удержании плацдармов, что способствовало быстрому продвижению советских войск;

· Участие партизанских формирований в ликвидации окружённых группировок противника в районе Витебска, Орши, Бобруйска, Могилёва, Минска и Бреста;

· Взаимодействие партизан с советскими войсками при освобождении населённых пунктов и городов республики. В ходе боёв за освобождение Беларуси применялись различные формы боевого взаимодействия, которые диктовались конкретными обстоятельствами на различных участках фронта.

Около 20 районных центров Беларуси партизаны захватили за 2-3 дня до подхода советских войск и прочно их удерживали в своих руках. Это Руденск, Старобин, Узда, Копыль, Кореличи, Куренец, Визды, Бегомль, Ивенец, Свирь, Юратишки и др. При встрече с воинскими частями десятки тысяч белорусских партизан пополняли их ряды.

Сочетание ударов 4-х фронтов Красной Армии в операции «Багратион» с действиями белорусских партизан с тыла учитывалось СВГ как один из факторов первостепенного оперативного значения. Ставка ставила перед партизанами Беларуси задачу дезорганизации оперативного тыла противника и срыва подвоза его резервов к линии фронта, а также оперативных перебросок войск между фронтами. Для этого накануне наступления советских войск партизанам была оказана большая помощь командованием 4-х фронтов: они выделили необходимое количество взрывчатых веществ и боеприпасов. Успехи взаимодействия партизан и регулярных войск зависели от состояния связи, поэтому ей уделялось особое внимание. К началу операции в тылу врага действовало 130 радиостанций, которые обеспечивали регулярную и надёжную связь. Кроме того, штабы фронтов и армий направляли в партизанские формирования своих радистов для координации совместных боевых действий в тылу врага. Большую роль в этом сыграли и офицеры связи, заброшенные в тыл противника.

Оценивая боевую деятельность белорусских партизан в операции «Багратион» начальник Центрального штаба партизанского движения П.К.Понаморенко писал: «Ни в одной другой операции Великой Отечественной войны непосредственная связь и тактическое взаимодействие между партизанами и фронтовыми соединениями и частями не были организованны так широко и чётко, как во время Белорусской операции».

Помощь партизан Беларуси наступавшим советским войскам получила высокое признание Советского командования.

Военный совет 3-го Белорусского фронта дал такую оценку партизанам Беларуси: «Мы гордимся вами, дорогие братья и сёстры, вашей мужественной и самоотверженной борьбой в тылу врага. На весь мир прогремела слава о белорусских партизанах, грозных народных мстителях, помогавших Красной Армии ковать победу над гитлеровскими убийцами и душегубами».

Маршал Советского Союза А.М.Василевский: «Я могу с полным основанием утверждать, что партизанское движение и борьба в тылу врага играли роль важного фактора в общих стратегических планах и расчётах Советского Верховного Главнокомандования».

Маршал Советского Союза К.Г.Жуков: «За несколько дней до начала действий Красной Армии по освобождению Белоруссии партизанские отряды под руководством партийных органов республики и областей провели ряд крупных операций по разрушению железнодорожных и шоссейных магистралей и уничтожению мостов, что парализовало вражеский тыл в самый ответственный момент».

Маршал Советского Союза И.Х.Баграмян: «С началом наступления Красной Армии партизаны Белоруссии оказывали войскам неоценимую помощь в наиболее ответственные моменты операции».

Маршал Советского Союза К.К.Роккосовский: «В дни наступления и разгрома немецко-фашистских войск белорусские партизаны активно помогали наступающим частям Красной Армии захватом переправ, крупных населённых пунктов, железных дорог, ударами по вражеским коммуникациям вместе с частями Красной Армии. Партизаны штурмовали города, преодолевали вражеские узлы сопротивления, удерживали в тылу врага захваченные населённые пункты до прихода частей Красной Армии».

Заслуги партизан были вынуждены признать и генералы вермахта. Генерал Г.Гудериан: «По мере того как война принимала затяжной характер, а бои на фронте становились всё более упорными, партизанская война стала настоящим бичом, сильно влияя на моральный дух фронтовых солдат».

Бывший офицер оперативного штаба группы армии «Центр» Гагенхольц в книге «Решающие сражения второй мировой войны» так определил значение партизанской борьбы на железнодорожных коммуникациях: «Начало разгрома армий «Центр» было положено действиями 240 тысяч партизан, которые за одну ночь (с 19 на 20 июня 1944 г.) взорвали все железные дороги и в 10 тысячах мест парализовали транспортную систему». Красноречивые признания, которые не нуждаются в комментариях.