Тема 1. Введение. Истоки предпринимательской деятельности в средневековой Руси.
Предмет и задачи курса "История предпринимательства в России и Беларуси".
Концепция периодизации. Структура курса. Общая характеристика источников и литературы.
Предпринимательская деятельность на территории Древнерусского государства (IX – сер. XIII вв.)
1.1. Предметом изучения истории предпринимательства как науки является динамика изменений экономических факторов деятельности предприниматель и закономерности этих изменений.
Предпринимательство – это индивидуальное или коллективное занятие каким-либо видом экономической деятельности (торговлей, ремесленным и более крупным промышленным производством, строительством, добычей полезных ископаемых, транспортом, издательским делом, образование, здравоохранением, товарным земледелием и скотоводством, переработкой сельскохозяйственной продукции, кредитование, изобретательством и т.д.) направленным не на удовлетворение собственных потребностей, а на рыночный сбыт, извлечение прибыли.
Предпринимательство может быть в зависимости от организаторов и участников индивидуальным (частным), групповым (корпоративным), государственным, а по размаху подразделяется на мелкое, среднее и крупное.
Для развитой стадии предпринимательства характерны тесная связь с рынком, кооперация и разделение труда, самоокупаемость, отсутствие принуждения, свобода выбора способа действий, самостоятельность принятия решения, использование на ряду с личным участием предпринимателя, в той или иной форме наемного труда, ориентация на получение прибыли. Лишь наличие всех (в крайнем случае большинства) указанных признаков позволяет уверенно называть определенный вид экономической деятельности предпринимательства.
Носители этой деятельности – купцы, мануфактуристы, фабриканты и заводчики, владельцы предприятий сферы услуг, издатели, акционеры, директора-распорядители, менеджеры, изобретатели, банкиры, биржевики, дилеры, землевладельцы и арендаторы, организовавшие рентабельное сельскохозяйственное производство и др.. Включается сюда и деятельность мелких производителей – крестьян, ремесленников, кооператоров, если она связана с товарным производством и обменом. Все они ранее носили общее название "буржуазия". В современных условиях более употребительным является определение "предприниматель".
Основной целью курса является формирование у студентов историко-логического подхода к изучению и пониманию процессов становления и развития предпринимательства как рода человеческой деятельности с древнейших времен до наших дней.
1.2. Задачи курса:
изучение предпринимательства как главной движущей силы экономики;
выявление закономерностей, тенденций и перспектив в развитии предпринимательства в России и Беларуси;
освещение предпринимательства через персональную деятельность российских и белорусских промышленников, купцов, аграриев, менеджеров, банкиров, биржевиков, изобретателей и др., действовавших в определенных исторических условиях;
анализ российского и белорусского законодательства в исторической ретроспективе;
определение значения благотворительности и меценатства предпринимателей в истории России и Беларуси.
1.2. Становление предпринимательства прошло долгий и сложный путь от мелкой торговли до крупнейших предприятий. Возраст русского и белорусского предпринимательства далеко перевалил за тысячу лет. Поэтому изучение истории предпринимательства невозможно без строгой научной периодизации исходя из принципа хронологической последовательности при изучении историко-экономический явлений, можно предложить следующую структуру курса "История предпринимательства в России и Беларуси":
а) Предпринимательство в период Древнерусского государства и славянских княжеств (IX – первая половина XIII вв.). Этот первый этап в истории славянского предпринимательства подразделяется на доудельный (IX – XI вв.) и удельно-вечевой или эпохи уделов (XII – первая половина XIII вв.);
б) Предпринимательство в России в средневековье (сер. XIII – XVIII вв.). Этапы:
предпринимательство золотоордынского периода (сер. XIII в. – 1480г.)
становление Русского централизованного государства и развития торгового предпринимательства (вторая половина XV – XVII вв.)
российское предпринимательства в эпоху абсолютной монархии (XVIIIв.);
в) Предпринимательская деятельность на землях Беларуси в период Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (сер. XIII – XVIII вв.). Этапы:
предпринимательство на землях Беларуси в середине XIII – первой половине XVII вв.
экономическая жизнь Беларуси в период войн середины XVII – нач. XVIII вв.
предпринимательство в Беларуси в 20-е – 90-е годы XVIII в.;
г) Предпринимательство в России и Беларуси в эпоху генезиса капитализма (нач. XIX в. – 1861 г.);
д) Развитие капиталистического предпринимательства в России и Беларуси на путях перехода к рыночной экономики (1861 – 1917 гг.);
е) Предпринимательство в период нэпа (20-е гг. XX в.);
ж) Предпринимательство в России и Беларуси в 80-е – 90-е годы XX в.
При изучении курса следует воспользоваться библиографией, приводимой в базовой программе курса "История предпринимательства в России и Беларуси".
В 9 в. во многом благодаря предпринимательскому духу восточных славян образовалось Древнерусское государство. Древнейшим видом предпринимательской деятельности является торговый обмен , а купцов по праву называют первыми славянскими предпринимателями , внесшими значительный вклад в поступательное развитие экономики. И в Киевской Руси и в т.н. "удельный " период и позже в условиях господства натурального хозяйства крупное торговое предпринимательство ориентировалось главным образом на внешний рынок. В 9-11 вв. наибольшей активностью отличалась торговля с Византией т.н. пути "из варяг в греки". Из белорусских городов, которые находились на этом пути, особенно значимы Полоцк и Витебск, торговавшие с Прибалтикой, Византией, со всеми европейскими государствами.
Наряду с купцами-профессионалами на рынках древнерусских городов присутствовала более многочисленная группа мелких торговцев-ремесленников, продававших собственноручно изготовленные глиняную посуду, деревянные бочки, полотно, ножи, топоры и т.д. Но лишь изготовление продукции для рынка свободными городами и сельскими ремесленниками можно отнести к одному из формирующихся видов предпринимательской деятельности.
Весьма древней формой предпринимательства на Руси было ростовщичество.
Первый, охватывающий период древней Руси и русских княжеств, называют периодом стихийного предпринимательства, не имевшего законодательного оформления и не испытывавшего регулирующего воздействия государства.
Древнейшие истоки русского и белорусского предпринимательства связаны с торговлей и купечеством. Древнейшим и главным носителем предпринимательских начал у восточных славян являлись не ремесленник, не ростовщик, а купец, в наиболее тесной форме связанный с рынком и товарными отношениями.