Кубок из кургана Куль-Оба

Округлый электровый кубок, украшенный в нижней части типично греческим узором, в верхней половине покрыт расположенными по кругу изображениями, представляющими некое последовательное визуальное повествование. На кубке семь фигур мужчин-скифов, шесть из них расположены тремя парами, а один скиф, натягивающий лук, показан отдельно. Такая выделенность позволяет видеть в нем центральную фигуру. Еще один лук висит у него на поясе. Поскольку в обычный набор вооружения скифа входил только один лук, сразу возникает вопрос, в чем же состоит функция второго? Рисунок сосуда из Куль-Обы приводился в большинстве школьных учебников древней истории 50-60-х гг. с подписью "сцены из жизни скифов". Особый интерес привлекала сцена "вырывания зуба". Была даже попытка дать этой сцене вполне научное объяснение. Сохранилась нижняя челюсть погребенного в кургане Куль-Оба знатного скифа, которому было 30-35 лет. На ней отчетливо видны следы воспаления, связанного с повреждением двух зубов и с не до конца прорезавшимся малым коренным зубом. По заключению известного рентгенолога и палеопатолога проф. Д.Г.Рохлина эти зубы должны были сильно болеть. Правда, Д.Г.Рохлин отметил, что болела ее правая сторона, а на рисунке "лечат" левую. Но это уже списывалось за счет фантазии художника, и среди историков Скифии, данная история рассматривалась, как вероятная, а во всей сцене пытались усмотреть некие биографические эпизоды из жизни погребенного.

В 1970 г. известный московский скифолог проф. Д.С.Раевский, автор ряда книг по скифской мифологии, предложил совершенно новое прочтение сюжета на сосуде из Куль-Обы. Он внимательно исследовал разные варианты скифской генеалогической легенды, фрагментами сохранившейся в греческих и латинских текстах. Из этих вариантов сложился следующий стержневой сюжет легенды о происхождении скифов. В мифологии каждого народа есть свой первопредок, как правило, царь. У скифов таким первопредком был царь Таргитай, рожденный от брака Неба и Земли (обычная для всех индоевропейских народов мифологема). У него было три сына (тоже весьма популярная ситуация, перешедшая в волшебные сказки): Колаксай, Липоксай и Арпоксай.

Опуская многие детали и варианты, о которых можно прочесть в книгах и статьях Д.С.Раевского, обратимся к главному. Почувствовав приближение старости и задумавшись о наследнике, Таргитай поставил перед сыновьями условие: на царство взойдет тот, кто сможет натянуть его лук и подпоясаться царским панцирным поясом. Старший сын стал натягивать лук, но лук вырвался из рук и ударил его по челюсти; среднему сыну непокорный лук повредил голень и только младший сын справился с задачей и стал царем.