Пектораль из Толстой Могилы

Пегас

Европейские скифы

Поскольку скифы вели кочевой или полукочевой образ жизни, основные знания об их материальной культуре сложились по результататм раскопок курганов, которые условно называют "царскими", поскольку именно в них находили наиболее роскошные, драгоценные вещи. Самые яркие и богатые находки из скифских и более поздних сарматских курганов представлены в коллекции Эрмитажа, которая накапливалась более 200 лет. Сначала (с 1726 г.) она хранилась в первом российском музее - Кунсткамере, а с 1859 г., с момента создания Императорской археологической комиссии, - в Эрмитаже. Сейчас древние художественные предметы скифов и родственных им племен степной Евразии есть и во многих других музеях России (подробнее см. www.museum.ru) и зарубежных стран. Они такж хранятся в музеях Украины, Казахстана, Кыргызстана, в музеях Турции, Ирана, Афганистана, Китая, Монголии, в США (Метрополитен), во Франции (Гимэ, Сен-Жермен ан Ле), в Англии (Британский Музей) и в ряде частных коллекций (например собрание А.Саклера в Нью- Йорке).

 

Порой на предметах из скифских курганов можно проследить удивительные подробности. Например, сравнительно недавно в 1982 г. московский археолог проф. А.М.Лесков нашел у аула Уляп в Адыгее при раскопках скифского кургана серебряный сосуд в форме рога, нижняя часть которого представляла собой крылатого коня, возможно, Пегаса, Ксанфа или какого-либо другого мифологического персонажа. Сотрудница Эрмитажа Е.В.Власова установила, что в истории этой вещи было по крайней мере два этапа. В конце VI в. до Р.Х. это был рог греческой работы и в таком виде он использовался примерно 40-50 лет (до 470-460 гг. до Р.Х.). Затем на него была насажена протома ( передняя половина фигуры) Пегаса, а место соединения прикрыли позолоченым ободом, нижняя часть горловины была опоясана еще одним широким ободом с чеканкой, изображающей борьбу титанов. Снизу была припаяна ножка с круглым основанием.

Особый интерес представляет собой чеканка на ободе со сценами борьбы богов с титанами. Наряду с привычными поединками людей, вооруженных короткими мечами, здесь можно увидеть сцену борьбы, на первый взгляд странную. В руке персонажа, которого исследователи (например, А.М. Лесков и Ф.Р. Балонов) считают Зевсом, не широко известный перун или другое "убойное" оружие, а пучок какой-то травы или растительных стеблей. По заключению специалистов Института ботаники РАН им. В.Л. Комарова это мандрагора. Это растение фигурирует в греческой мифологии, которая наделяет его как целебными, так и смертоносными качествами. Среди других персонажей распознается Гефест с кузнечными щипцами, Гермес с жезлом и вероятно богиня Гера. Чеканный фриз на данном ритоне еще долго будет изучаться специалистами.

 

В 1971 г. при раскопках кургана Толстая Могила близ г. Орджоникидзе украинский археолог Б.Н.Мозолевский нашел среди многих других предметов эллино-скифской торевтики совершенно уникальное по красоте и художественному совершенству нагрудное украшение (пектораль), которое сразу и намного лет вперед привлекло к себе пристальное внимание скифологов всего мира. Помимо России и Украины, статьи и книги с художественным и содержательным анализом изображений на пекторали публикуются в США, Франции, Германии и в других странах. Предложено несколько вариантов объяснения сцен, представленных на пекторали. Частично они пересекаются между собой. В целом все согласны, что пектораль построена по трехчастному принципу и состоит из трех регистров: верхнего, среднего и нижнего. Это вполне соответствует общеиндоевропейскому представлению о структуре мира (скифы - индоиранцы по языку): небо - земля - подземный мир. На нижней части пекторали три пары фантастических грифонов и две пары реальных кошачьих хищников терзают копытных животных: лошадей, оленя и дикого кабана. Эту сцену можно трактовать как аллегорию жертвоприношения. Показательно, что в кургане обнаружены кости именно тех же животных, съеденных при погребальной тризне. В средней части изображен типичный для греческой торевтики растительный узор с птицами, который трактуется как символ Мирового Древа, соединяющего все три мира. Самая насыщенная и наиболее загадочная сцена в верхней части пекторали и, естественно, что в ее объяснении специалисты расходятся во мнениях.

В центре два сидящих на пятках скифа что-то деляют с "золотым руном" - с овечьей шкурой. За ними по дуге расходятся сцены, которые можно на первый взгляд назвать бытовыми. До сих пор не были известны реальные изображения скифских женщин. Они показаны за дойкой животных. Одна из них (слева) держит в руке типично греческий сосуд - амфору. Д.А.Мачинский видит в центральной паре скифских шаманов-энареев, утративших чисто мужские достоинства (буквально - не мужчин). Д.С.Раевский считает эту пару персонажами не дошедшего до нас мифа, а всю сцену символом благополучия, которое напрямую зависело от плодородия и умножения скота.