Ксенафан(основоположник),Парминит, Зенон.

Элейская школа.

Гераклит

Эфеская школа.

Всё существующее по Гераклиту постоянно переходит из одного состояния в другое: « всё течёт», «в мире нет ничего не подвижного: холодное теплеет, тёплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется»

Возникновение и исчезновение , жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие связаны между собой, обуславливая и переходя друг в друга. Переход из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей - логосом ( единый всеобщий для всего закон) .

Логос разумен и является причиной управления всем, «Управляет всем через всё».

Логос есть разум.

Мир единый , считают что не создано ни кем ни из людей ни из богов, а будет вечно живым огнём , закономерно воспламеняющимся и угасающим.

Космос- это вечно полыхающий живой огонь, тождественен божеству.

Огонь предполагает разумность и божественность.

Разум - есть властная сила управления всем сущим( он всё направляет и всему даёт форму).

Гераклит разделяет идею бессмертия души , считая смерть рождением души для новой жизни.

Парминит утверждает: « Не что не изменяется» , «не что не может стать чем-нибудь, и не что не может превратиться в ни что»

Ксенафан выступает против антропоморфических элементов природы. Стоял во главе монотеистов и во главе скептиков: «ничего нельзя знать достоверно». Первый делит знания на «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не знания, а мнение. Считает что над всем царит мнение. Считал что людям не истина, а лишь мнение доступно. Под единым богом не разумел личного бога , отдельного от мира: Бог неотделим от мира, который лишь суть его проявления. Считал, что есть лишь одно бытие во многих видах.

Парминид очень яркая политическая фигура того времени. Был признан одним из самых мудрых полит. Руководителей Элеи. Также в след за Ксенофаном разграничивает истину основанную на рациональное и на мнение. Также считает, что знание, основанное на чувственных восприятиях знакомят нас лишь с видимостью вещей и не дают знания по их видимой сущности. Центральной идеей Парменида является бытие, т.е. соотношение мышления и бытия: «только бытие есть- не бытия нет». Небытие не возможно не познать не высказать , мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия: «Мысль без бытия- нечто».

Зенон был талантливый мыслитель, развивал логику и опровергал возможность движения знаменитыми опореями(безвыходное положение):

1) Охилес и черепаха.

Для философа ставился вопрос не в плоскости имперического существования ,а в плане мыслимости его противоречивости , системе его понятий , т.е. деалектики его соотношения в пространстве и времени.

2) Стрела .

Доказывает что летящая стрела находится в покое в определённое время и в определённом месте.

3) Дехатомия.