Амарнский период

Изобразительное искусство

Сохранилось огромное количество великолепных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты — от хозяйственных работ до погребальных процессий. В рельефах господствует невиданная до тех пор свобода движений и ракурсов. Особой популярностью пользуются сцены пиров и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. В изображения широко вводится пейзаж. В то же время изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Больше внимания уделяется деталям: одежде, прическам, драгоценностям.

Во времена Нового царства получает развитие скульптура колоссальных размеров. Создаются невиданные по размеру фигуры, именуемые колоссами, которые устанавливаются снаружи храмов.

Высоким вкусом отмечены произведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложечки для косметики, зеркала, коробочки) украшаются изображениями юных девушек, несущих сосуды, играющих на арфе, плывущих с лотосом, уткой или рыбой в руках. Впервые появляются изделия из стекла, в том числе скульптура.

 

В XIV в. до н.э. фараон XVIII династии Аменхотеп IV (1368—ок. 1351 гг. до н.э.) провел религиозную реформу, оказавшую значительное влияние на искусство Нового царства. Стремясь ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную, фараон запретил все старые культы, единственным истинным богом провозгласив Атона — бога солнца, точнее, сам солнечный диск. На шестом году царствования Аменхотеп IV (изменивший имя на Эхнатон) покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу — Ахетатон (современная Эль-Амарна). Яркий, но недолгий период царствования Эхнатона принято называть амарнским периодом, а выработавшийся в этот период стиль в искусстве — амарнским стилем.

В центре Ахетатона находились Большой дворец и храм Атона, в котором вместо традиционных колоннад были большие открытые дворы с жертвенниками. Дворец украшали статуи Эхнатона, многоцветные рельефы, росписи с инкрустацией и позолотой. Особенной красотой отличались росписи полов, изображающие бассейны с плавающими рыбами, заросли цветущих растений с порхающими птицами и бабочками.

После смерти Эхнатона его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, уничтожив память о фараоне-реформаторе. Под обломками зданий и гробниц были обнаружены замечательные произведения изобразительного искусства и художественного ремесла. Отличительная особенность этих произведений состоит в том, что они передают естественные человеческие чувства и настроения, показывают интимные моменты в жизни изображаемых персонажей. Таковы скульптурные изображения самого Эхнатона, его супруги Нефертити и шести их дочерей. На рельефах царица и царевны сопровождают Эхнатона повсюду: присутствуют при вознесении фараоном молитвы Атону (Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью)), на приеме послов, при раздаче наград, во время парадных выездов на колесницах, сидят вместе с ним за трапезой и вместе отдыхают. Фараон предстает как любящий муж и отец. Царская семья также изображена в момент горя — она оплакивает усопшую царевну Макетатон. В знак поддержки царь касается руки супруги — в традиции древнеегипетского искусства такого рода жест является уникальным. В росписи парадного зала сохранился фрагмент с двумя обнаженными маленькими царевнами, сидящими на полу на узорчатых подушках. Одна из девочек ласково касается рукой подбородка сестры, та обнимает ее за плечи. Фигуры написаны в нежных розово-золотистых тонах, на лицах выделяются огромные миндалевидные глаза. Сохранился раскрашенный бюст Нефертити, запечатлевший совершенную красоту царицы: стройная шея, горделивая, свободная посадка головы, строгие, точеные черты и безупречный овал лица. На шее у царицы ожерелье, на голове — высокий царский головной убор. Сохранилось также незавершенное изображение Нефертити — небольшая голова, изготовленная из золотистого песчанника.

После смерти Эхнатона при фараонах Тутанхамоне и Хоремхебе (XVIII династия) жрецы добились восстановления культа старых богов. Столицей Египта вновь становятся Фивы. Тем не менее искусство амарнского периода оказало значительное влияние на дальнейшее развитие египетской культуры, которое особенно заметно в сокровищах, обнаруженных в гробнице фараона Тутанхамона (середина XIV в. до н.э.).