Пирамиды и Большой сфинкс

Искусство Древнего царства

Древний Египет как социокультурный феномен.

Каракол. Алтай

Череп со следами раскраски.

На стенах погребальных ящиков сохранились многочисленные изображения выбитые и нарисованные краской. Почти все они были трехцветные - древние художники использовали красную, белую и черную краски.

Что же изображено на каракольских плитах?

Антропоморфные существа, представленные на плитах Каракола и в самом деле очень загадочны. Все они сочетают антропоморфные и зооморфные черты - бычьи рога, звериные когти, морды, удивительно похожие на заячьи, "трехпалость" - все это тесно переплетается в облике каракольских персонажей. Такое сочетание становится понятным, если допустить, что все каракольские фигуры изображены в ритуальных масках. Это предположение подтверждается отсутствием у каракольских изображений шеи и явно увеличенные размеры головы - именно так выглядит человек в ритуальной маске.

Еще одна интересная особенность каракольских изображений - сочетание в одной фигуре нескольких проекций (например, лицо анфас, туловище и ноги в профиль). Этот яркий стилистический прием сближает каракольские рисунки с древнеегипетским искусством.

Что касается интерпретации сюжетов, изображенных на плитах каракольских гробниц, то они могут допускать самые различные истолкования. Ясно одно - перед нами явно мифологические сцены, связанные с космологическими представлениями древних людей. Быть может, это изображения божеств, призванные помочь умершему в переходе из мира живых в мир мертвых.

Персонажи и сюжеты каракольских изображений внешне напоминают искусство Древнего Востока. Кстати, на Алтае, близ д. Озерной была найдена стела с резными изображениями верениц животных, которые своей "древнеегипетской" стилизацией удивили даже известного египтолога акад. Б.Б.Пиотровского.

 

 

В период Раннего царства (3000—2800 гг. до н.э.) начинают складываться принципы древнеегипетского искусства, ставшие основой его развития на несколько тысячелетий вперед. Формируется иерархия видов и жанров искусства. В системе искусств ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с заупокойным культом. Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи. Основным видом культовой архитектуры этого времени является мастаба — прямоугольная в плане наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй.

В период Древнего царства возникает новый архитектурный тип — пирамида. Первая пирамида была построена в Саккаре зодчим Имхотепом для основателя III династии фараона Джосера. Это была ступенчатая пирамида, она состояла из шести уменьшающихся кверху мастаб. В отличие от традиционной мастабы, пирамида Джосера сложена из тесаного камня — белых известняковых блоков. Пирамида Джосера — первое гигантское архитектурное сооружение Древнего Египта, в ее основании лежит прямоугольник 140 х 118 м, высота пирамиды достигала около 60 м. Пирамида была центром единого комплекса заупокойных сооружений, включавшего ряд более скромных гробниц, молельни, святилище, заупокойный храм и другие ритуальные строения.

Самая грандиозная пирамида — пирамида Хеопса; древние греки считали ее первым из семи чудес света. Пирамида построена в XXVII в. до н.э. племянником фараона Хемиуном. Сторона основания пирамиды равняется 230 м, высота — 147 м.

В эпоху Древнего царства возник и иной тип храма, обычно посвящавшийся главному божеству Египта — богу солнца Ра. Такой храм, прямоугольный в плане, имел, как правило, открытый двор со святилищами по сторонам и с обелиском, вершина которого была обита золотом.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, отражает господствовавшие в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, так же как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона располагались мастабы царских приближенных, влиятельных сановников и высших должностных лиц, для которых возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, величайшей честью, ибо таким образом и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти.

Частью архитектурного ансамбля в Гизе является статуя Большого сфинкса — гигантского льва с человеческим лицом. Эта символическая статуя фараона Хефрена построена вблизи его пирамиды. Длина статуи достигает 57 м, высота — 20 м. В основной своей части статуя высечена в известняковой скале, поэтому туловище сфинкса оказывается естественным образом включенным в ландшафт пустыни. Лицо сфинкса украшено клафтом — царским головным платком — и церемониальной бородой (Большой сфинкс). Гигантская статуя смотрит строго на восток, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли фараона Хефрена. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Он выступает также покровителем Земли — выполняет роль стражника, отгоняющего злых духов от усыпальниц египетских царей. Большого сфинкса неоднократно засыпали пески, и его приходилось откапывать. В начале XIX в., во время наполеоновских войн, лицо сфинкса было обезображено французскими солдатами. Именно тогда сфинкс лишился своего носа, величина которого достигала роста среднего человека.