Система местного управления за рубежом.

В вопросах децентрализации и развития территориального само­управления представляет интерес опыт Испании, которая относитель­но недавно вступила на путь создания новой системы регионального управления: конституцией 1978 года определено территориальное ус­тройство страны как "государство автономий». Конституция исхо­дит из неизбежности власти при безусловном сохранении единства Испании. В то же время она заангажирована, в рамках националь­ного целого существ уют регионы, имеющие право на автономию. Рас­пределение полномочий между центром и автономией достигается на основе взаимного согласия, а в случае разногласий подлежит ар­битражу в конституционном суде.

Впервые в истории страны «государство автономий» строилось снизу, на основе волеизъявления граждан. Юридические процедуры позволили учесть многообразие исходных ситуаций и давали каждому региону возможность сохранить свою институциональную и куль­турную самобытность. Гибкий механизм согласования полномочий центра и регионов был избран как средство перевода региональной проблемы, потенциально взрывоопасной, из политического русла в сугубо «техническое». Становление новой системы сопровождалось многочисленными спорами и конфликтами между центром и местны­ми властями.

Конституция предусматривает и распределение полномочий между центром и автономиями. Автономные сообщества могут обла­дать всеми полномочиями в тех областях, которые не попадают под исключительную компетенцию центральных органов власти.

В ведении центра находятся, прежде всего, регулирование основ­ных прав и обязанностей граждан на всей территории страны; вопро­сы гражданства, эмиграции и иммиграции; внешняя политика, обо­рона и руководство вооруженными силами; торговое, уголовное, процессуальное, трудовое и гражданское законодательство; финан­совая система, включая все вопросы, связанные с национальной де­нежной единицей, обменным курсом и конвертируемостью, а также основы кредитной, банковской и страховой систем.

Важным средством контроля центра над автономными сообществами является закрепленная в основном законе компетенция конституционного суда рассматривать законодательство автономий с точки зрения его конституционности. Суд обладает также юрисдик­цией в отношении конфликтов, касающихся полномочий центра и автономных сообществ. Данный механизм является важным средством сдерживания амбиций местных властей.

Действующая до сих пор система финансирования предусматривала выделение им 15% подоходного налога, собираемого на их территории, и отчасти путем перевода средств от центрального правительства за счет компенсационного фонда, призванного сгла­живать различия в уровне развития отдельных регионов.

Согласно новой системе, которую предполагается ввести в ближайшие два года, автономии получат большую финансовую самостоятельность. Доля выделяемого им подоходного налога уве­личивается до 30%, но одновременно уменьшаются поступления из центра.

Одновременно с автономией исторических областей были при­знаны права иных уровней местной власти - провинциального (в стра­не 50 провинций) и муниципального.

Несмотря на то, что новая система управления была и остается юридически независимой и противоречивой, она, тем не менее, оказа­лась достаточно эффективной, способной решать довольно широкий круг местных хозяйственных задач.

Децентрализация государственного управления фазу же отрази­лась на содержании региональной экономической политики. К момен­ту начала реформы экономика переживала затяжной структурный и энергетический кризис. Но уже первые результаты новой региональ­ной политики оказались обнадеживающими. Во всех 17 автономных регионах наблюдается рост ВВП, приходящегося на душу населения, приближающийся к показателю ЕС.

Реформа привела к децентрализации финансового управления. Законодательство страны оставило в компетенции центра только долговременные инвестиции и упорядочило разработку местных бюд­жетов и муниципальных инвестиционных программ, которые состав­ляются теперь в гибкой форме с правом местных властей самостоя­тельно выбирать механизм финансирования.

Передача инвестиционных ресурсов на местах сначала полнос­тью осуществлялась в форме целевых субсидий. Основным каналом, через который поступали эти средства, стал созданный Фонд межтерриториальных компенсаций с капиталом, составляющим сна­чала 30, а затем 40% объема государственных инвестиций в граждан­ские отрасли экономики. Объем финансирования регионов рассчи­тывался по определенной формуле и автоматически увеличивался каждые пять лет.

Испанский опыт реформирования системы регионального управления и самоуправления интересен для нас в трех аспектах:

- он подтверждает необходимость осторожного подхода к
использованию зарубежных рецептов;

- позволяет оценить значимость институтов гражданского
общества в проведении такого рода реформы.

Передача самоуправления в руки региональных и местных ор­ганов власти происходит благодаря активному и непосредственному участию сети гражданских организаций на местах - смешанных коми­тетов и комиссий самоуправления, ассоциаций;

- вполне успешный опыт проведения реформы местной власти и
децентрализации представляет собой длительный поэтапный процесс,
требующий корректировки по мере возникновения сложных проблем
структурного порядка.

Интересен опыт зарубежных стран в части построения системы местных органов, административно-территориального деления и фор­мирования органов власти.