Конкуренции

Предложение труда в условиях несовершенной

Совершенная конкуренция на рынке труда скорее исключение, чем правило. Для большинства рынков труда типична несовершенная конкуренция.

Контроль над ценой рабочей силы могут осуществлять покупатели и профсоюзы. В небольших городах единственным покупателем рабочей силы может стать единственная фирма. Монопсония, или рынок труда, на котором действует единственный наниматель труда, возникает при следующих условиях:

а) на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюзы, а с другой - либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;

б) данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;

в) этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за определенных социальных условий, географической разобщенности, необходимости переучиваться по новой специальности и т.п.)

В условиях монопсонии кривая предложения труда (SL) является возрастающей, так как она характеризует средние издержки на наем труда. Для привлечения дополнительных работников фирме необходимо увеличить заработную плату, а это означает, что для нее величина предельных издержек на наем труда превосходит средние издержки (зарплату). Действительно, если фирма-монопсонист нанимает N1 = 4000 рабочих по ставке W1 = 400 руб., то наем следующего работника по ставке 420 руб. будет означать, что такую же ставку она должна заплатить уже нанятым рабочим. Поэтому предельные издержки для фирмы-монопсониста на наем следующего работника составят не 420 руб., а 80420 (20 руб. x 4000 + 420). Отсюда, кривая предельных издержек ресурса (MRC) проходит выше кривой предложения труда (рис. 5.4).

Фирма, обладающая властью монопсонии, максимизирует прибыль путем найма ресурса вплоть до того момента, когда предельные издержки на ресурс сравниваются с доходом от предельного продукта данного производственного ресурса (MRPL). Как следует из рис. 5.4, фирма всегда будет нанимать меньше рабочих (Nmax < N1) и платить им более низкую зарплату (Wmin < W1 ), чем в условиях совершенного конкурентного рынка.

Другим вариантом монополизации рынка считается создание в отрасли профсоюза, который становится монопольным продавцом труда предпринимателям. Профсоюзы - это организации, созданные для того, чтобы представлять интересы работников при проведении переговоров по трудовым контрактам относительно зарплаты, дополнительных льгот и условий работы, но все же основной их задачей является повышение ставки заработной платы. Если профсоюз объединит квалифицированных специалистов и будет выступать как организация, продающая труд своих членов, то мы можем рассматривать эту ситуацию как классическую монополию (рис. 5.5). Тогда отраслевая кривая спроса (d) становится для профсоюза кривой средней выручки, а кривая предельной выручки (MRPL) проходит ниже кривой спроса. Точка Е2 определит число членов профсоюза (N2), нанимаемых отраслью по ставке зарплаты W2.

Профсоюзы добиваются роста зарплаты своих членов на практике посредством принятия законодательных актов, вводящих специальные лицензии на занятие определенным видом профессиональной деятельности (медики, юристы), а также ограничивающих использование труда иммигрантов и т.д.

Необычная ситуация складывается на рынке труда, когда единому профсоюзу, объединяющему работников отрасли, противостоит фирма-монопсонист (двухстороння монополия). Поскольку профсоюз всегда стремится повысить зарплату своих членов, а фирма-монопсонист устанавливает зарплату ниже равновесной, то реальный уровень зарплаты будет определяться степенью монопольной власти профсоюза и монопсонии. Как правило, в условиях двухсторонней монополии профсоюзы и предприниматели стремятся заключить коллективные соглашения, которые представляют собой взаимный компромисс.

Установление минимума зарплаты, во-первых, негативно влияет на привлечение к работе неквалифицированных рабочих и подростков и, во-вторых, приводит к самым противоречивым эффектам в отраслях с низкой заработной платой (розничная торговля). Работодатели часто реагируют на увеличение минимума зарплаты ухудшением условий труда, повышением интенсивности труда, уменьшением различных льгот и т.д. В целом же занятые рабочие выигрывают от роста минимума зарплаты.

Величина зарплаты изменяется не только во времени, но и на разных рынках труда и в разных странах. Дифференциация заработной платы - это установление (государственное или договорное) различий в оплате труда в зависимости от его количества и качества, эффективности и результатов. Существует внутриотраслевая, межотраслевая и региональная дифференциация.