Функции цен
Анализ функций цен необходимо проводить различно, выделяя, по крайней мере, такие ступени:
Функции цен ┌──────────┼──────────┐ в целом® специально ® конкретно |
В целом, цены имеют важное и различное значение для рынка, экономики и общества вообще. Они обычно выполняют много функций одновременно. Традиционно выделяют следующие.
УЧЕТНАЯ функция цен состоит в том, что цена есть измерение затрат на производство товаров. Наиболее эффективно это осуществляется тогда, когда стоимость товара равна цене.
СТИМУЛИРУЮЩАЯ функция состоит в том, что цены способствуют более быстрому развитию прогрессивных отраслей, новой техники, производству дефицитных товаров. Стимулирующая функция цены проявляется, прежде всего, при диспаритете цен, когда цены на товар являются высокими. В таком случае предприятию выгодно производить продукцию.
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ функция цен состоит в перераспределении национального дохода таким образом, чтобы обеспечивать равные экономические условия для субъектов рынка и т.п.
ОГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что с помощью цен можно сокращать потребление некоторых товаров (алкогольных). В таком случае цены должны быть высокими.
Цены выполняют функции в единстве. Между этими функциями цен возникают противоречия - для достижения одного надо повышать цены, а для достижения другого - их понижать и т.п.
Цены ® штрафы ® неустойки
Штрафы - это наказательные цены вообще, а неустойки - их разновидность. Неустойка - штраф, взимаемый за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора или закона.
Специальное изучение основных форм цен позволяет выявить их главные функции. Прежде всего, следует выделить просто цены, формирующиеся в условиях свободной конкуренции. Такие цены действуют на основе закона стоимости и выполняют только одну функцию - учетную: отображают затраты труда на их производство. Возникновение капитализма привело к действию закона цены производства, который свидетельствует о выполнении этими ценами распределительной и стимулирующей функций: часть созданной стоимости переливается из одних отраслей в другие при образовании средней нормы прибыли. При этом предпочтение отдается высокоразвитым производствам. Такое распределение важно для обеспечения научно-технического прогресса: оно стимулирует его. Поэтому такие цены выполняют одновременно и стимулирующую функцию. Они обеспечивают присвоение «избыточной прибавочной стоимости» по К. Марксу. Это уже неэквивалентный обмен.
Наступление империализма привело к возникновению монопольных цен, которые перераспределяют имущество на основе монопольной власти в интересах монополистов всех форм (дуополистов, олигополистов). В таком случае «инструментом» служат «ножницы цен». Наибольшее число функций у трансфертных цен. Главная из них - инструмент узаконенного грабежа всех народов. Они выражают эту политику крупнейших монополистов, проявляют систему конкретных функций - уклонение от налогов, от уплаты пошлин государствам и т.п.
Конкретный анализ функций цен является содержанием профессиональной деятельности специалистов маркетинга.