ПЛАНОМЕРНОСТЬ И ПЛАНОВОСТЬ
В западной экономической науке нет этих понятий. В советской экономической науке они были главными, но их не различали (слова считали синонимами, на самом деле они паронимы). И сейчас их нет в господствующей парадигме экономической науки. В то же время данные феномены экономической практики известны с древности, многообразны, и их значение сегодня растет.
Экономика представляет систему форм занятости, различающихся многими признаками. Высшей формой занятости можно считать такую, которая происходит планомерно и особенно планово. “А чем более люди отдаляются от животных, тем более их воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определенных заранее известных целей” [79,Т.20,с.494].
Занятость® сотрудничество ® планомерность® плановость
Планомерный, плановый сектор возникает в недрах рыночной экономики и постепенно «завоевывает себе место под солнцем». На определенном этапе он становится главным «деспотом». Являясь более развитым по сравнению с конкурентным рынком, планомерный и плановый рынок теснят его.
Рыночное сотрудничество ┌───────────┼──────────┐ конкурентное ® планомерное ® плановое |
РЫНОЧНОЕ сотрудничество порождает планомерное и плановое сотрудничество. Последние есть превращенная форма первого, сохраняют с ним преемственность и одновременно отличаются от него. Если первый сектор экономики представляет собой просто рынок, то планомерное и плановое сотрудничество оказываются особой формой рынка - планомерным и плановым рынком. Они преодолевают недостатки свободного рынка и, тем самым, утверждаются в качестве ведущего. Это становление новой формы рынка закономерно, динамично и характеризуется не только односторонним движением вперед, но и временными откатами, отступлениями назад.
Стратегическое преимущество, возникающее при сотрудничестве, (его называют «синергией») - причина превращения сотрудничества людей в главный способ их жизни, как и становления планомерных и плановых форм сотрудничества.
Становление планомерного сотрудничества началось давно, является важнейшей экономической тенденцией, неотвратимо. Особое значение оно приобрело в ХХ веке. В связи с этим необходимо осмыслить планомерный и плановый тип сотрудничества, в т.ч. планомерный и плановый рынок. Системное, теоретическое объяснение планомерного сотрудничества, рынка предполагает выявление, прежде всего, сущности планомерности на основе следующего ряда категорий:
согласованность ® планомерность® плановость.
Термины «планомерность» и «плановость» являются паронимами. Их обычно не различают, считая синонимами. Вне системного (теоретического) моделирования их фактически нельзя понять. Для понимания этих форм занятости следует, прежде всего, выяснить сущность планомерности.