Человек как результат биологической и социокультурной эволюции).
ЛЕКЦИЯ 1. Природное и общественное в человеке.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Проблема человека одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека имеет вопрос о его происхождении. Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.
· Религиозная теория (Божественное происхождение человека)
· Эволюционная теория (Ч. Дарвин представил человека как продукт биологической эволюции. В основе эволюции по Дарвину, лежит естественный отбор. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в большей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. В итоге был сделан вывод, что человек произошел от ныне вымершего вида обезьян через ряд промежуточных стадий).
· Трудовая теория(Ф.Энгельс в работе «Роль туда в процессе превращения обезьяны в человека» полагал, что трудовая деятельность присуща только людям, и именно она явилась главной причиной выделения человека из природного мира. Изготовление орудий труда имело огромное значение для развития человека, так как с их помощью он смог совершенствоваться значительно быстрее, чем животные. Труд способствовал развитию общения между людьми, и возникает членораздельная речь. Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга).
· Космическая теория происхождения человека (Человек-создание неземное)
На многие вопросы, связанные со становлением человека, еще нет однозначных ответов. Проблема происхождения человека и сегодня находится в стадии научного изучения.
Человек- высшая ступень развития живых организмов на Земле.
Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, большим человекоподобным обезьянам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальноесущество. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное слито в нем воедино, только в таком единстве он существует.
Считается, что человек современного нам типа (кроманьонец) возник примерно 30-40 тыс. лет назад. После этого биологическая эволюция практически прекратилась, ведущую роль стала играть социальная эволюция.
Двойная (бинарная) природа человека проявляется в том, что все социальное в нем надстраивается на биологическую основу. Сознание, речь, поведение, другие важные факторы жизнедеятельности формируются у человека только в обществе. Родившись, человек уже является индивидом, единичным представителем человеческого рода, обладающим индивидуально своеобразными чертами. Личностью человек становится в результате социализации. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода, ответственность и др.