Занятие второе
Назначение:
- развитие ответственности и ощущения самоценности
- понимание и осознание себя как личности
- развитие самосознания и желаемых качеств
- интеграция и гармонизация сторон личности
Начинается занятие с групповойрефлексии, группового обсуждения чувств, ощущений, осознаний участников, происшедших после первого занятия.
Упражнение «Принятие ответственности».Участникам предлагается вспомнить и написать пять человек, за которых, как они считают, они несут ответственность в этой жизни. При групповом обсуждении основное внимание уделяется тому, внесли ли участники в этот список самих себя.
Упражнение «Развитие самоценности». Упражнение выполняется в два этапа. Участники подходят друг к другу, здороваются и произносят следующую фразу: «Меня зовут…. Я Чего-то стою. Если тебе нужна будет помощь, ты можешь обратиться ко мне».
После этого они делают тоже самое, но фраза несколько изменена: «Меня зовут… Я Чего-то стою. Если мне нужна будет помощь – я обращусь к тебе». Во время обсуждения в группе, участников просят описать свои ощущения, сравнить их при выполнении первой и второй части: что легче, предлагать помощь или просить о помощи. Особое внимание обращается на произнесение «Чего-то стою»: трудно ли было произнести, кто определяет «чего стоит» человек и т.д.
Упражнение «Ответ на вопрос «Что есть Я?». Упражнение состоит из трех частей.
1.Участники на листе бумаги пишут заголовок «Что есть Я?», и дают письменный ответ на этот вопрос. При этом они периодически останавливаются и вновь задают себе этот вопрос. Желательно, чтобы они были как можно более откровенны.
2.Нужно закрыть глаза, снова задать себе этот вопрос и понаблюдать за образом, который предстанет перед мысленным взором. При этом не надо размышлять или делать какие-то выводы. Затем открыть глаза и детально описать все, что видели, охарактеризовать ощущения, испытанные в связи с образом, и его значение.
3. Нужно встать так, чтобы вокруг было достаточно свободного места, закрыть глаза и вновь спросить себя «Что есть Я?» Почувствовав колебания тела, нужно дождаться ощущения их завершенности, и по окончании изложить пережитое на бумаге.
Участникам по желанию делятся с группой впечатлением от выполнения упражнения.
Упражнение «Самоотождествление»Участники должны принять удобное положение, расслабляются, делают несколько медленных и глубоких вдохов, затем вслед за ведущим повторяют про себя: « У меня есть тело, но Я – не есть мое тело. Мое тело – оболочка, которая отделяет меня от внешнего мира. Я хорошо с ним обращаюсь, я стараюсь, чтобы оно было здоровым. У меня есть тело, но Я – не есть мое тело.
У меня есть эмоции, но Я – это не мои эмоции. Мои эмоции многочисленны, изменчивы, противоречивы. Мои эмоции отражают мое отношение к миру. У меня есть эмоции, но Я – это не эмоции.
У меня есть ум, но Я – не есть мой ум. Мой ум планирует, предвидит, оценивает. У меня есть ум, но Я – не есть ум.
Если Я – не есть тело, эмоции, ум, что же Я?
Я – центр самосознания и воли, способный владеть и управлять моим телом, эмоциями, умом.
Я – это свободный выбор и ответственность»
Упражнение «Пробуждение и развитие желаемых качеств» Участникам предлагается расслабиться, вдохнуть воздух несколько раз и сосредоточиться на понятии «терпимость». Нужно постараться постичь его смысл и ответить в чем суть и значение этого качества, его цель, возможности применения и ту важность, которую оно приобретает в нашем противоречивом современном мире. Пробудить в себе это чувство, повторив его несколько раз про себя, идентифицировать себя с ним, воспроизвести мысленно те ситуации из собственной жизни, где участники не проявили этого качества, представить и почувствовать, что сейчас они бы поступили иначе. После окончания упражнения участники делятся впечатлениями об его выполнении.
Упражнение «Рисование Я»
Участникам нужно нарисовать и назвать три рисунка на темы: «Какой я есть», «Каким я хочу быть», «Соединение первых двух рисунков».
В заключение занятия участники разбиваются на группы по 3-4 человека, описывают свои ощущения и показывают друг другу рисунки.