Внимание: не брать из интернета и из лекции. Другие примеры.
Фигуры как особые формы выражения содержания
Слово фигура в составе термина «риторическая фигура» соответствует латинскому слову, которое обозначает «оборот речи, очертание, изображение, вид» и греческому слову «схема».
II.Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила её воздействия на адресата.
Подходов к рассмотрению фигур существует много. Самый продуктивный и употребительный в речи – градация фигур, в основе которого лежит повтор.
Повтор – обозначение группы и отдельных конструкций. Повтор в широком смысле заключается в повторении языковых элементов разных уровней.
Коммуникативная функция повтора – повторяемые сегменты фиксируются памятью и влияют на восприятие вопроса, проблемы. Устная речь по причине своей линейности и необратимости не даёт возможности слушающему задержаться на определённой информации. Чтобы дать возможность слушающим зафиксировать информацию, используются повторы.
Для того чтобы речь не казалась однообразной, повторы используются в видоизменённой форме.
На основании данной риторической фигуры бытует мнение: что скажут трижды, тому верит народ.
Повторы делают речь лёгкой, запоминающейся, так как придают ей определённый ритм:
1. Разновидности повторов, создаваемых на разных языковых уровнях:
1) Анафора – единоначалие, повтор одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.
Примеры: В некотором царстве, в некотором государстве …
Суров закон, суров, но справедлив.
Жди, когда снега метут,
жди, когда жара ... (К.Симонов «Жди меня» )
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель. (А.С.Пушкин «…»)
2) Эпифора – единоокончание, повтор конечных элементов предложения, который позволяет подготовить вывод, следствие.
Примеры: Я шёл долго-долго.
Спереди посмотришь – русский, сзади - русский, а вовнутрь - новый русский.
Без вдохновения бессилен талант, без работы над собой бессилен талант
Мчатся тучи, вьются тучи (А.С.Пушкин «Бесы»)
Ассонанс – повтор гласных звуков.
Маланья болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.
Примеры: раки-забияки, сычи-трубачи Шипенье пенистых бокалов
Аллитерация – повтор согласных звуков
Примеры:
Пора, пора, перо покоя просит.
3) Полисиндетон – повтор с включением союзов (многосоюзие). Повторяемость союзов позволяет подчеркнуть однородность синтаксических структур и в то же время несоответствие связываемых ими элементов.
Примеры: И художник, и богатые заказчики, и друзья богатых заказчиков, и супруга художника – все довольны. Правда, совесть ропщет.
И жизнь, и слёзы, и любовь….
Кто, кто, а ты-то знаешь… (Р.К.Боженкова).
Люди-то люди, да ждать можно что угодно… (Р.К.Боженкова).
4) Асиндетон – бессоюзие. Позволяет добиться интересных смысловых отношений между словами. При отсутствии союзов возникает возможность создания внутренне свободных структур, дающих необычные ряды с точки зрения структуры и содержания.
Народный дух, законы, ход правленья
Постигли вы верней, чем кто б то ни был. (А.С.Пушкин «Мера за меру»).
5) Симплока – повтор начала и конца фразы (сочетание анафоры и эпифоры).
Пора, мой друг, пора! (А.С.Пушкин «…»).
6) Геменация - троекратный повтор слов
Примеры: А годы шли, шли, шли.
Наша задача – учиться, учиться, учиться.
Стремглав лечу, лечу, лечу (А.С.Пушкин «Гусар»)
7) Полиптотон – повтор слова в разных падежных формах
Примеры: Выборы выборам рознь.
Но человека человек послал к Анчару властным взором (А.С.Пушкин). Дружба дружбой, а служба службой.
8) Плеоназм (анфликация)– повтор синонимов
Примеры: Сколько лет, сколько зим! Разбили в пух и прах. Народный фольклор. Жили-были…
9) Плока (парономазия) - повтор слов, которые называются паронимами. На основе этого явления создаются каламбуры.
Примеры: Мы равноправны, но не равны, ибо разными нас сделала природа. Я приеду в Москву - плачу и плачу. Мой дорогой, очень дорогой портной.
2. Повтор синтаксических конструкций
1) Синтаксический параллелизм - повторение однотипных синтаксических структур. Параллелизм конструкций заставляет не только сопоставлять эти конструкции, но и смысл этих конструкций.
Примеры: Нет человека – нет проблемы. Начал во здравие, кончил – за упокой. Количество преступников растёт – количество жертв падает.
2) Период (позиционный повтор) (от греческого «круг, окружение») - предложение структурно и содержательно завершённое. По структуре период – большое, сложное предложение, которое распадается на две части: первая часть представляет собой параллельно построенные предложения, произносимые с восходящей интонацией, вторая часть – вывод, произносимый с нисходящей интонацией. Их разделяет кульминация, отмечаемая паузой.
Существуют различные типы периодов в зависимости от отношений придаточных и главной части (придаточные временные, условные, определительные и т.д.).
Предложения-периоды используются в текстах, в которых необходимо сделать вывод – в судебных речах, например, где первая часть – перечисление аргументов, вторая – вывод.
Примеры: Если вы будете требовательны к доказательствам обвинения, если трусливость перед тем, что скажут о Вас, не заставит Вас унизиться до устранения рассудительности в Вашем решении – Вы только исполните Вашу миссию. (Пока …, пока …, пока….)
3) Инверсия – обратный порядок слов (существительное + прилагательное, сказуемое + подлежащее). В устной речи инверсия желательна и необходима.
Примеры: Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную.
4) Эллипс – фигура языковой и речевой экономии. Она предполагает выпадание целых фрагментов высказывания: считается, что фрагменты легко могут быть восстановлены по смыслу.
Часто эллипсис употребляется совместно с параллелизмом, что позволяет передать концентрацию мысли на определённых ключевых моментах, выразить однонаправленность концентрации усилий, даёт возможность экономить речевые средства (используется для построения загадок). Примеры: Сумки - на столы. Мы встаем, и тотчас на коня ...
В 20 лет он павлин, в 30 – лев, в 40 – верблюд, в 60- собака, в 80 – ничто.
5) Парцелляция – рубленость фраз, которая достигается за счёт перечисления однородных членов предложения или бессоюзных предложений
Примеры: И земля и огонь … Я вчера сделал доклад. Плохо!
6) Хиазм – фигура речи, состоящая в обратном, перекрёстном («крестообразном») расположении элементов двух словосочетаний, объединённых общим членом (второе в обратном порядке).
Примеры: Свой среди чужих, чужой среди своих.
Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.
Плохо, когда жена умеет готовить, но не хочет. Но ещё хуже, когда она хочет, но не умеет.
3. Понятийная группа, в которой делается акцент на мысль
1) Антитеза – фигура контраста, заключающаяся в противопоставлении по значению слов и оборотов. Антитеза – удобная форма для афоризмов, пословиц, поговорок.
Антитеза позволяет экономить речевые средства, выражая глубокое содержание малой формой, она даёт возможность создать серию контрастов. В основе антитезы лежит пара или пары антонимов.
Примеры: Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Горька работа, да сладок хлеб
Любишь кататься – люби и саночки возить.
И ты воздашь моей могиле то, что я сделал твоей колыбели (В.Гюго).
2) Градация (от латинского «постепенное усиление, лестница») – постепенное нарастание (или убывание) признака. В основе лежат языковые или контекстуальные синонимы (минимальное количество - 3).
Примеры: плестись, ползти, тянуться, идти, бежать, нестись, мчаться. У старинушки три сына. Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак.
Не жалею, не зову, не плачу…(С.А.Есенин)
3) Мейозис – приуменьшение
Примеры: Море по колено.
Я должна получить на экзамене ….
4) Литота – определение через отрицание.
Примеры: Я не могу не делать этого ….
5) Оксюморон (от греческого «острый и глупый») – соединение несоединимого. Компоненты не столько исключают, сколько противоречат друг другу. Примеры: Счастливый неудачник, опасная безопасность, разобщённое сообщество, расчёты и просчёты, ненормальная «нормализация», живой труп, параллельные кривые, старый новый год, оглушительная тишина, немой крик, передовые отстающие, известные новости.
III Фигуры диалогизации (предложения)
1) Риторический вопрос – утверждение в вопросительной форме. Употребляется в двух видах: как одиночный риторический вопрос для подчёркивания узловых моментов в повествовании и как серия риторических вопросов, блок, группа.
Примеры: Знаете ли вы украинскую ночь? (Н.В.Гоголь).
2) Риторическое восклицание – фигура, используемая для эмоциональности речи, которая подчёркивает смысловую кульминацию.
Примеры: Да здравствует солнце! Да скроется тьма!
3) Риторическое обращение - фигура, используемая для
Примеры: Друзья мои! Прекрасен наш союз! Слушайте, граждане...
4) Сермоцинацио - фигура, служащая для передачи прямой речи
5) Концессио – уступка, важная дипломатическая фигура (введение определённых формул из речевого этикета).
Примеры: Да, конечно, но… Вы правы, но …
6) Экзортацио – похвала, высказанная в прямой или косвенной формуле. Примеры: Людям, мудрым, влиятельным, таким, как вы, судьи…(Цицерон)
1) Афоризм – яркое, красочное, образное выражение.
Примеры: Мысль изречённая есть ложь.
При соотнесении тропов и фигур, можно сделать вывод, что фигуры более сильные приёмы выразительности, чем тропы, потому что они дают возможность охватить текст целиком как единую структуру, построенную по определённому принципу. Учёные сегодня уже говорят о тропо-фигурах.
Задание:
Дать определение тропа, а затем определения следующих фигур с примерами
1.Тропы
Метафора –
Эпитет
Олицетворение –
Гипербола