В.Ф. Шаталов. Куда и как исчезли тройки.

С.Н. Лысенкова. Когда легко учиться.

Новаторские особенности:

§ Чуткое отношение к детям;

§ Стремление научить всех детей;

§ Стремление пробудить интерес к учению, любовь к предмету;

§ Стремление пробудить уверенность в преодолении трудностей;

§ Разработка четко алгоритмизированных дидактических знаков, опорных схем, карточек, правил. Эти схемы выполняют опорную функцию в организации обучения, в управлении мыслительными процессами, помогают в индивидуальном обучении, в дифференциации заданий для каждого ученика, в развитии самостоятельности. Ввела понятия «управление с помощью сигналов», «комментированное управление» (проговаривание действий);

§ Создаёт ситуации спора, коллективного поиска;

§ Исключает зазубривание и отрабатывает язык предмета.

Система Л.В. Занкова. Обучаем по системе Л.В. Занкова. (по математике последователь И. Аргинская).

Цель – слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс.

Задачи:

· Учить детей без двоек, без принуждения;

· Развивать интерес к знаниям;

· Развивать потребность самостоятельного поиска;

· Сделать учение радостным.

Воспитатель должен помочь ребенку раскрыться, в том числе его духовным силам и интересам, способностям. Необходимо создать природосообразные условия для созревания и развития духовных сил детей, а не насильно их развивать.

Новаторские приемы:

· Вера в каждого ребенка;

· Принятие ребенка таким, какой он есть;

· Обучение на более высоком уровне трудности;

· Обучение математике более быстрыми темпами;

· Ведущая роль теоретических знаний;

· Осознание ребенком процесса учения;

· Особая, доверительная атмосфера обучения;

· Работа над развитием всех учеников;

· Коллективный поиск учащимися, направленный учителем;

· Особая система вопросов, которые чаще ставятся в общем виде, чтобы пробудить мысль учеников (например, «Что вы можете сказать о числе 8?). При этом учитель должен незаметно руководить рассуждениями детей.

Предполагается, что оказание любой помощи должна прекращаться, как только учащийся делает попытку самостоятельно продолжить работу.

Вначале разрабатывал систему для средней школы (по физике, математике, а потом по всем предметам).

Новаторские приемы:

· Вера в силы и возможности каждого ребенка;

· Создание особой атмосферы уважения и взаимодоверия (ребенок – учитель – родители).

· Систематический сильный контроль и самоконтроль;

· Многократное изложение материала с использованием опорных конспектов («сигналов»). Изучение математики дома по этим конспектам и ответ по ним же. Здесь используется опора на очень сильную зрительную память детей.

· Принцип «маринованных огурцов» - создать такую атмосферу в классе, что ребенок хочет - не хочет, а все равно научится.

Ш.А. Амонашвили. «Здравствуйте, дети», «Как живете, дети».

Принципы:

· Чуткое отношение детям;

· Осуществление индивидуального контроля и обучения (нашептывание ответа на ушко педагогу)

· Использование желания детей рисовать на стенах для их развития и др.

Б.Никитин. «Мы, наши дети и внуки», «Ступеньки творчества или Развивающие игры».

Принципы:

· Раннее начало. Ребенку предоставляются специальные условия для развития с самого рождения, потому что нельзя точно сказать, когда ребенок сможет это сделать.

· Созданиеокружающей среды, богатой для разнообразной деятельности обстановки, (кубики с цифрами, таблицы с цифрами, касса цифр, плоскостные фигуры на стене, объемные в конструировании, циферблат, термометр и др.). Недостаточно просто обставить этим оборудованием комнату. Надо, чтобы взрослый привил к нему интерес, показал как с ним играть и как оно используется. Эта наглядность имеет очень большую роль.

· Обеспечение свободы выбораи времени деятельности. Очень важно научиться привлекать внимание детей к нужной деятельности, прививать интерес к познавательной деятельности.

У Никитина в книге «Ступеньки творчества» перечислено около 15 приемов поддерживания интереса к познавательной деятельности. Б.Никитин называет их «правила игры».

· Обеспечение достижения потолка возможностей каждого ребенка в каждом упражнении. Нужно разбивать детей хотя бы на 3 группы по способностям. А также применять в одном упражнении 3 варианта сложности.

· Участие взрослых в жизни и играх детей, их искренняя заинтересованность, ненавязчивое, незаметное, опосредованное обучение.