Ознакомление с календарем, как системой мер времени.
Ознакомление с циферблатом часов, формирование умения определять время по часам.
Ориентировка во времени
Ориентировка в пространстве
Рисование плоских геометрических фигур по клеточкам.
Геометрические фигуры
Формирование понимания функциональной зависимости между единицей измерения и результатом.
Знакомство с общепринятыми единицами измерения величин
Знакомство с величиной
Сначала идёт повторение того программного материала, который изучается в старшей группе детского сада: представление о величине, измерение величины с помощью условных мерок. Рассмотрим лишь новые программные задачи.
(метр, сантиметр, дециметр, литр, килограмм).
Алгоритм ознакомления:
1) беседа о необходимости использования общепринятых единиц измерения величин (экскурсия в магазин или ателье).
2) практические упражнения по измерению.
3) решение задач, в которых встречаются общепринятые единицы измерения величин.
Необходимо подвести детей к выводу, что чем меньше мерка, тем большее количество раз она поместится в объекте и наоборот. Для этого предлагаются упражнения по измерению одного и того же объекта разными по величине мерками.
В программе 1 класса не предусмотрено повторение имеющихся у детей знаний об объемных геометрических фигурах, а также таких плоских фигурах, как ромб и трапеция.
Новые задачи:
2.Знакомство с понятиями «пятиугольник», « многоугольник».
Методика ознакомления с обобщающим понятием «многоугольник» аналогична методике обучения обобщению фигур по форме, используемой в дошкольном возрасте.
3.Ознакомление с понятиями: отрезок, ломаная (звенья ломаной), треугольник, квадрат, периметр.
Новых задач в программе нет. Закрепляются умения ориентироваться в двухмерном пространстве.
Задача решается в процессе повторения цифр. Детей учат ориентироваться сначала с точностью до 1 часа, затем - до ½ часа, и, наконец, до ¼ часа.
Час рассматривается как целый круг. Если стрелка прошла четверть круга, то прошло четверть часа.
Если у детей имеется интерес, то, начиная со старшего дошкольного возраста, можно их учить определять время более точно (например, используя развивающую игру «Часы» Б. Никитина). К этому времени дети должны уметь считать в пределах 60. На модели Никитина имеется 2 циферблата, по 1 шкале определяется, сколько часов, а по второй - сколько минут.
Детей знакомят с разными видами и моделями календаря, учат запоминать последовательность месяцев. Предлагаются задачи, в которых единицей счета являются час, сутки, неделя, месяц, год.