Методика знакомства со свойствами геометрических фигур
v Вопросы:
- Как называется?
- Провокационный (показываем новую фигуру (овал) и спрашиваем: «Это круг?»)
- Чем похожи?
- Чем отличаются?
v Осязательно-двигательное обследование. Плоские фигуры обследуем пальчиками, объемные ладошкой
v Подсчет углов, сторон; сравнение по количеству.
v Сравнение сторон, углов и осей по величине с помощью наложения, путем сгибания или использования условной мерки. Для сравнения углов по величине используется условная мерка, равная прямому углу.
v Прокатывание фигуры.
v Наложение одной фигуры на другую. При наложении обращается внимание на то, что фигуры отличаются наличием лишних кусочков.
v Построение башенки (только для объемных предметов).
v Прятанье в ладошки фигур (проверяем плоская или объемная фигура).
v Создание формы предмета: рисование, закрашивание, вырезание плоских фигур, лепка и конструирование объемных фигур.
v Упражнения на группировку.
- фигуры отличаются только по форме,
- фигуры разного цвета, размеров, пропорций.
v Упражнения на создание фигуры из частей.
v Дидактические игры.
- Нахождение фигуры по образцу («Найди свой домик», «Чей домик быстрее соберется», «Автомобили и гаражи»).
- Нахождение фигуры по названию («Чудесный мешочек», «Дай мне названную фигуру»).
- Нахождение фигуры по описанию (перечисление характерных свойств), «Отгадай».
- Составление фигур из частей (игры-головоломки: «Пифагор», «Танграмм», «Калумбово яйцо», активно используются в программе «Детство»).
v Выкладывание фигур из палочек. На первом этапе в средней группе предлагаются палочки одинакового размера, чаще всего счетные, нельзя использовать спички.
Виды заданий
1. Построить треугольник, квадрат, прямоугольник. После формулировки задания анализируем фигуры и выясняем, сколько сторон, углов, равны ли стороны, сколько надо взять палочек.
Если у детей возникают сложности, то дается индивидуальный образец.
2. Провокационное задание: выложить круг из палочек (нельзя - у круга нет сторон).
3. Задание занимательного характера на смекалку: выложить два треугольника из 5-ти палочек.
На 2-ом этапе (старшая группа). Кроме палочек одинаковой длины предлагаем палочки разной длины:
- построй фигуры разные по величине;
- построй треугольники с разными по длине сторонами;
- построй трапецию, ромб.
Предварительно детям задаются вопросы (как на первом этапе).
Задания на смекалку.
- как получить из прямоугольника трапецию. Предложить одну палочку, чтобы получилась другая фигура.
- можно предложить выложить домик, кораблик и т.д.
v Методы показа отличия плоских и объемных фигур:
- Накрываем прямой ладошкой фигуру на столе. Если ладошка касается стола – фигура плоская, если нет - объемная. Или: если фигура прячется в ладошках, то она плоская, если нет - объемная. Плоские фигуры – это «письма», а объемные «посылки», не помещающиеся в почтовую прорезь.
- Применяется подсчет углов (например, у квадрата – 4, а у куба – 8).
- Плоские фигуры можно изобразить на листе бумаги в процессе рисования или аппликации, а объемные – в процессе лепки или конструирования из бумаги или строительных деталей. Если надо нарисовать объемный предмет, то его изображаем в виде соответствующей плоской фигуры.