ГЛОССАРИЙ
Дифференцирование цен - установление различных цен на одинаковую продукцию вследствие ее разной себестоимости.
Добавленная стоимость - в экономической теории – стоимость проданного фирмой продукта минус стоимость материалов, купленных и использованных фирмой для его производства. Добавленная стоимость равна выручке, которая включает в себя эквиваленты заработной платы, арендной платы, процента и прибыли.
Законодательные ограничения на ценообразование - ограничение на некоторые
формы ценообразования, содержащиеся в правительственных постановлениях и
решениях.
В США антитрестовские законы запрещают:
-фиксирование цены:
- ценовая дискриминация:
-грабительское ценообразование;
-демпинг;
-мошенническое ценообразование;
Избыточные доходы - доходы, превышающие норму, установленную моделью определения цены активов.
Маржа - в маркетинге - торговая наценка, устанавливаемая промышленными
предприятиями.
Метод ценообразования -метод расчета цены товара с учетом издержек производства, средней прибыли, а также с учетом спроса и предложения. Наиболее употребительным и методам и ценообразования являются:
-метод полных затрат;
- метод предельных затрат;
- метода прямых затрат;
- метод определения цены на базе стандартных издержек производства:
-метода целевой нормы прибыли.
Паушальная цена - усредненная цена всего предлагаемого к продаже товара
независимо от его сорта и качества.
Процесс открытия цен - процесс установления цены активов в условиях рынка в результате взаимодействия покупателей и продавцов
Сдерживающее ценообразование - метод ценообразования в условиях несовершенной конкуренции, когда продавец назначает цену, которая ниже цены максимально-прибыльного равновесия для предотвращения вступления в отрасль конкурентов.
Скрытое снижение цен - повышение качества или увеличение количества товаров при неизменной цене.
Скрытый рост цен - снижение качества или уменьшение количества товаров при неизменной цене.
Снятие сливок - установление предприятием завышенной цены на новый или усовершенствованный товар в условиях неудовлетворенного спроса или отсутствия конкуренции.
Стоимостный анализ - анализ издержек производства и обращения товара, производимый в целях установления цены предложения (цены продавца) либо при поиске путей снижения издержек.
Структура цены - процентная доля в цене постоянных расходов (прибыль, накладные расходы, амортизационные отчисления и др.) и переменных расходов на сырье, материалы и оплату труда.
Таксация - установление точной расценки товаров или оплаты услуг и трудовых затрат.
Теория производства - теория, объясняющая законы ценообразования на факторы производства.
Современная теория производства опирается на концепцию убывающей отдачи или предельного продукта и полагает, что все факторы производства взаимозависимо участвуют в создании продукта.
Управляемое ценообразование - ценообразование, при котором цены на отдельные товары и услуги определяются правительственными органами, официальными или неофициальными объединениями поставщиков, а также торговыми ассоциациями на основе рыночных механизмов.
Фонд стабилизации - резерв денег или товара, который используется для того.
чтобы воспрепятствовать скачкообразному изменению цены путем скупки или
продажи товара, когда его цена резко изменяется.
Ценообразование - установление цен. процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, иен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов. Основные подходы к установлению цены:
- на основе закрытых торгов, исходя из ожидаемых ценовых предложений
конкурентов:
- на основе ощущаемой ценности, исходя из покупательского восприятия
ценностной значимости товара:
- на основе уровня текущих цен. исходя из текущих цен конкурентов
Ценовая конкуренция - конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта.
Различают:
- прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены;
- скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с
улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены.
Ценовая политика - совокупность мероприятий и стратегий, которые использует предприятие при установлении цен на реализуемую продукцию. При выработке ценовой политики учитываются издержки производства, цены конкурентов, конъюнктура рынка, затраты на рекламу и стимулирование сбыта и т.д. Ценовая политика рассматривается только в контексте общей политики фирмы
Чувствительность рынка - количественная характеристика реакции рынка на
изменение цены товара. В отличие от эластичности спроса охватывает и другие
параметры рынка: реакцию конкурентов и т.п.
Эластичность спроса - степень изменения в количестве спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в их рыночной цене.