Тема 14. Трансфертное ценообразование и его методы

1. Понятие трансфертных цен.

2. Методы трансфертного ценообразования.

 

Форма организации обучения: обзорная лекция.

Цель лекции: дать характеристику трансфертного ценообразования.

1. Понятие трансфертных цен.

Цены - по которым между взаимосвязанными подразделениями транснациональных корпораций (ТНК) совершается купля-продажа товарно-материальных запасов, называются трансфертными. Чаще всего под трансфертными ценами подразумевают цены на продукцию, которая поставляется из одного подразделения ТНК в другое, находящееся за пределами страны.

Трансфертные цены используют в планировании и при осуществлении контроля, они являются элементом экономической политики ТНК. Как инструмент планирования трансфертные цены регулируют внутрикорпоративные хозяйственные связи, используемые в качестве инструмента контроля - обеспечивают достижение плановых показателей по прибыли, снижение издержек производства и реализации продукции на всех этапах производства и движения товара к конечному потребителю.

Немаловажную роль трансфертные цены играют в контроле за выполнением финансового плана. Кроме того, их широко используют в целях распределения ресурсов и прибыли внутри компании.

Трансфертные цены разрабатываются руководством ТНК на основе единой политики и выполняют специфические задачи, которые не характерны для обычного ценообразования. К специфическим задачам трансфертного ценообразования относятся:

- распределение и перераспределение прибыли между материнской и дочерним и компаниями;

- минимизация таможенных и налоговых платежей, оплачиваемых в глобальном масштабе;

-минимизация политических, экономических и кредитных рисков;

- распределение рынков сбыта и сфер влияния между различными

зарубежным и подразделениям и ТНК;

-завоевание позиций на новых рынках;

- перевод прибыли, получаемой дочерними компаниями, из стран, где введены

запреты или ограничения на перевод прибыли;

- намеренное снижение прибыли, получаемой отдельными дочерними

компаниями, в связи с опасением требований работников о повышении

зарплаты или сокращением персонала.

При определении политики трансфертного ценообразования учитывают такие факторы, как:

- экономическую и политическую структуры принимающей страны (уровень

таможенных пошлин, квот на импорт ит.п.);

- законодательство принимающей страны (налоговое, регулирующее

внешнеэкономическую. предпринимательскую деятельность, валютно-кредитную сферу ит.п.);

-степень инфляции на рынке принимающей страны;

- политические, экономические и кредитные риски (например, вероятность

изменения политического курса государства, законодательства, девальвации

национальной валюты, риски неплатежей и т.д.

- уровень цен на рынке принимающей страны;

- уровень либерализации валютного рынка;

- порядок экспатриации (перевода) прибыли го принимающей страны;

- порядок выплаты дивидендов в принимающей стране и др. ТНК стремятся придерживаться единой политики в области трансфертных цен глобальном масштабе, приспосабливая ее к:

- различиям в национальных законодательствах, таможенно-тарифной

политике, налоговому регулированию различных стран;

- условиям и требованиям и рынков принимающих стран;

- стратегии в области управления.

Следует подчеркнуть, что функции и задачи, которые выполняются с помощью трансфертных цен. реализуются на основе единой политики в рамках ТНК. Существует также механизм манипуляции трансфертными ценами, который заключается в установлении заведомо высоких либо заведомо низких цен на услуги либо продукцию материнской компании, поставляемую дочерним фирмам.

Путем установления завышенных пен на экспортируемую материнской компанией продукцию прибыль импортирующей дочерней компании искусственно снижается. Таким образом, происходит ее перераспределение в пользу материнской компании. В целях перераспределения прибыли в пользу материнской компании используют не только завышенные цены на поставку товара, но и на предоставляемые материнской компанией административные, управленческие, технические, образовательные услуги, а также патенты, лицензии, «ноу-хау». Для проведения политики оптимизации прибыли ТНК стремятся минимизировать общую сумму налогов, вытачиваемых в глобальном масштабе. Это достигается путем перераспределения прибыли между странами с высоким и низким уровнем налогообложения. Так, в случае высоких налоговых ставок в принимающей стране по сравнению со страной базирования ТНК трансфертные цены будут завышены и произойдет перераспределение прибыли в страну с меньшими налоговыми ставками. Таким образом, достигается снижение прибыли, подлежащей налогообложению, в странах с высоким налогообложением и увеличение прибыли подразделения ТНК в странах, где налоговые ставки ниже.

В итоге уменьшается сумма налоговых платежей в глобальном масштабе. В случае низких налоговых ставок в принимающей стране по сравнению со страной базирования ТНК трансфертные цены материнской компании на продукцию, поставляемую дочерней компании, будут занижены, что, как и в предыдущем примере, позволяет перераспределить прибыль в страны с более низкими налоговыми ставками и минимизировать налоговые платежи в глобальном масштабе. Трансфертные цены используют и в целях снижения общей суммы уплачиваемых таможенных пошлин в принимающей стране. Этого можно достичь, занижая стоимость импортируемых товаров в страну, где расположена дочерняя компания. Еще одной задачей трансфертного ценообразования является минимизация политических, экономических и кредитных рисков для материнской компании.

Цены на импортируемые товары в страны с повышенным риском завышаются для покрытия убытков, которые могут возникнуть в случае возникновения указанных рисков (например, риска неплатежей). Трансфертные цены являются также механизмом централизованного раздела рынков между дочерними компаниями в целях ограничения внутрифирменной конкуренции и завоевания позиций на новых или «трудных» рынках. Определенный филиал ТНК может получить низкие или даже демпинговые цены, что увеличит конкурентные преимущества этой компании на рынке принимающей страны. Для достижения этой цели материнская компания либо выделяет средства, либо изменяет структуру издержек производства (путем занижения доли постоянных затрат).

 

2. Методы трансфертного ценообразования.

Существует 5 основных методов трансфертного ценообразования:

1. Затратное трансфертное ценообразование

2. Рыночное трансфертное ценообразование.

3. Фактическое трансфертное ценообразование.

4. Договорное трансфертное ценообразование.

5. Смешанное трансфертное ценообразование.

Затратное трансфертное ценообразование — цена устанавливается на уровне затрат. Существует- три основных метода определения трансфертной цены по затратам:

- по переменным издержкам на единицу продукции;

- по полным издержкам (при формировании трансфертной цены учитываются

как переменные, так и постоянные издержки на единицу продукции; очень часто постоянные издержки на единицу продукции трудно определить, поэтому

могут возникать конфликты между различными подразделениями ТНК);

- с учетом маржинальных затрат (к базовой цене, которая учитывает переменные и постоянные издержки на единицу продукции, добавляется надбавка — наценка, маржа).

К достоинствам затратного метода трансфертного ценообразования следует отнести простоту, возможность контроля заинтересованными сторонами внутри ТНК, наличие конкретных исполнителей, механизм сплочения и повышения дисциплины внутри компании (заинтересованность правильном учете); к недостаткам — заинтересованность сторон в завышении затрат, завышенные цены (иногда выше рыночных) в конечном подразделении (вследствие завышения цен промежуточными подразделениями), зависимость ценообразования от корпоративной культуры.

Разновидностью метода затратного трансфертного ценообразования является метод нормативных затрат — издержки на каждом этапе производства и распределения продукции моделируются самой компанией. Полученные модели служат основой для установления трансфертных цен.

Рыночное трансфертное ценообразование — цены на внутрикорпоративные поставки устанавливаются исходя т рыночных цен. Недостатком данного метода

является то, что не все товары, которые поставляются внутри корпорации.

представлены на рынке, а также необходимость решения проблемы, рынок какой

страны взять за основу, по какому валютному курсу пересчитывать цены, если

подразделения ТНК находятся в разных странах.

Фактическое трансфертное ценообразование — определенная доля прибыли включается на каждом этапе производственного цикла или при распределении продукции между подразделениями. Данный метод обеспечивает рентабельность каждого подразделения ТНК, участвующего в производстве и распределении продукции.

Преимущества метода — возможность получения прибыли каждым подразделением и высокая заинтересованность подразделений в достижении конечного результата. Основным недостатком метода является сложность распределения прибыли между подразделениями и определение нормы прибыли для каждого из них. Существует несколько методов определения нормы прибыли для подразделений ТНК, которые используют при фактическом трансфертном ценообразовании:

-Согласно отраслевым нормам.

- Но товарообороту (определение прибыли для каждого подразделения ТНК по

товарообороту, который обеспечивает это подразделение).

При использовании данного метода возникает проблема: какому подразделению какую норму прибыли назначить. Очень часто при применении метода различные подразделения ГНК ставятся в неравные условия, что провоцирует конфликты между ними.

- По издержкам (недостатки те же. что и метода затратного трансфертного ценообразования).

- По трудовым затратам (к недостаткам этого метода можно отнести заинтересованность подразделения ТНК в завышении стоимости трудовых затрат).

Договорное трансфертное ценообразование — цены устанавливаются на основании результатов переговоров и консультаций между подразделениями ТНК. Основным недостатком данного метода является то, что договаривающиеся стороны часто имеют противоположные интересы, что может стать причиной конфликтов при формировании трансфертных цен. Чтобы избежать этого, ТНК использует ряд механизмов:

- предоставление продающему подразделению ТНК права реализовывать

продукцию не только внутри, но и за пределами компании;

- предоставление покупающему подразделению ТНК права приобретать

продукцию не только внутри, но и за пределами компании;

- корпоративный арбитраж.

Эффективность договорного метода ценообразования зависит от корпоративной культуры и наличия информации о конъюнктуре рынка. Недостатком метода является возможность нарушения целостности ТНК (может произойти чрезмерная либерализация деятельности подразделений, что приведет к их несогласованной работе без учета стратегических целей ТНК).

Смешанное трансфертное ценообразование — применяется комбинация всех перечисленных выше методов. Например, нижнюю границу цены определяют методом затратного трансфертного ценообразования, а верхнюю — методом рыночного трансфертного ценообразования. После этого выбирают одну из цен в зависимости от целей и задач ТНК. Основным недостатком метода является его трудоемкость. Несмотря на то. что пот метод является наиболее приемлемым, его применяют сравнительно редко.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Сущность трансфертных цен.

2. Особенности трансфертного ценообразования.