Тема 11. Тарифы на услуги

Модуль №3

1. Понятие услуги.

2. Особенности спроса и предложения в сфере услуг.

3. Виды цен в сфере услуг.

Форма занятия: обзорная лекция.

Цель лекции: дать характеристику ценообразования в сфере услуг.

 

Содержание лекции

1. Понятие услуги.

Сфера услуг - это совокупность отраслей, под отраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в сфере общественного производства выражается в производстве и реализации материальных и нематериальных (духовных)услуг для населения.

В целом услуги имеют характерные черты, которые отличают их от товаров, неосязаемость (нематериальный характер), неотделимость от лиц, потребляющих услуги (индивидуальный характер потребления), неспособность к хранению, неразрывность производства и потребления услуги и нестабильность качества, при оценке которого надо учитывать не только результат, но и процесс оказания услуги.

В рамках сферы услуг в настоящее время выделяются:

- сектор социально-культурных услуг;

- комплекс материально-бытовых услуг;

- сектор деловых, информационных и инженерно-технологических услуг.

Особенности сферы услуг обусловливают как особенности формирования цен и методов их определения, так и проведения ценовой политики и стратегии предприятий. Исходя из особенностей услуги можно отметить, что спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует их производству, имеет местный характер и практически не взаимозаменяем. Вместе с тем потребление услуг, в отличие от потребления материальных благ, не имеет ограничений.

Потребитель обычно формирует спрос на услуги нескольких видов одновременно. Вследствие этого сфера услуг является наиболее быстро развивающимся сектором хозяйства, а доля затрат на услуги в доходах населения в развитых странах превышает 30 %. Особенности сферы услуг определяют особенности формирования цен и выбор методов их определения, а также выбор стратегии и политики предприятий в области ценообразования.

 

6.Особенности спроса и предложения в сфере услуг.

Особенности спроса и предложения в сфере услуг:

• Спрос на услуги всегда индивидуален, предшествует ах производству.

имеет местный характер, практически не взаимозаменяем.

• Потребление услуг, в отличие от потребления материальных благ не имеет ограничений. Потребитель обычно формирует спрос на услуги нескольких видов (развитая сфера бытовых услуг позволяет высвободить время для развлечений, развитие туризма увеличивает спрос на услуги связи, общественного питания и др.).

• Высокая общественная значимость социальных услуг (здравоохранение образование, культура (определяет наличие льгот, дотаций, бесплатность предоставления отдельных услуг.

• Неравномерность спроса на услуги по временам года, периодам суток, дням недели и невозможность накапливать, хранить услуги порождает необходимость регулирования тарифам и интенсивности спроса во времени через гибкое ценообразование, дифференцированное ценообразование, использование механизмов скидок и надбавок. (Например, тарифы на услуги связи по времени суток и дням недель).

• Дифференциацией тарифов невозможно полностью сгладить колебания интенсивности спроса на них во времени. Это порождает необходимость для организаций сферы услуг нести затраты на удовлетворение спроса в пиковые периоды, а также осуществлять затраты на меры по смещению спроса на вне пиковое время. Уровни и структура затрат по удовлетворению спроса в пиковые периоды и в остальное время практически никогда не совпадают.

При обосновании тарифа должна закладываться большая из величин прямых затрат. В сфере услуг своеобразно проявляется эффект затрудненности сравнений: чем меньшее место в услуге занимает вещественный компонент, тем труднее клиентам сопоставлять услуги разных организаций. В принципе, можно оценить качество услуг по пошиву одежды, ремонту обуви, ремонту помещений до их приобретения. Организации долгое время работающие на рынке этих услуг имеют возможность познакомить клиентов с результатами подобных услуг, оказанных ранее. Но оценить качество услуг организаций, предлагающих менее вещественные услуги, можно только после их получения. Поэтому организации, предлагающие подобные услуги обладают большей свободой в ценообразовании. Иногда клиенты не могут объективно оценить и сравнить качество услуг даже после их получения (услуги организаций культуры, здравоохранения, образования).

Это является причиной следующей особенности ценообразования в сфере услуг. Цена рассматривается покупателем как символ качества.

Неразрывность спроса и предложения определяет локальный характер рынка услуг и наличие в ряде случаев естественной монополии. При наличии естественной монополии возникает необходимость государственного регулирования рынка соответствующих услуг. Естественная монополия может возникнуть и в связи с ограниченностью рынка, когда экономически невыгодно создавать дополнительные предприятия. Данная характеристика не ноет всеобщий характер и значительно изменяется в последние десятилетия.

Либерализация дает мощный импульс развитию мобильных средств связи, прогрессу на авиатранспорте и т.д. Только за первые три года после

демонополизации телекоммуникаций цепы на эти услуги в США снизились на

12%. Австралии - на 15%, Японии - на 30%. Англии - на 42%. В Казахстане в целях тарифного регулирования естественных монополий разработана Концепция развития тарифной политики в сферах естественных монополий Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2005 года N 455.

3. Виды цен в сфере услуг.

Виды цен в сфере услуг:

• По стадиям движения товара - являясь по структуре оптовой ценой, она выполняет функции оптовой и розничной.

• По степени свободы в ценообразовании - а) свободные тарифы, регулируемые чисто рыночными механизмами (бытовые услуги, услуги коммерческих банков, коммерческие образовательные и медицинские услуги), б) тарифы формально саморегулируемые участникам и рынка (регулирование различным и объединениям и или соглашениям и участников рынка, например на авиаперевозки) и в) тарифы, регулируемые государством. Государство осуществляет прямое регулирование тарифов на услуги транспорта, связи (в рамках регулирования естественных монополий) или дает возможность бесплатного получения услуг (здравоохранение, образование).

• По способу расчета –

· на единицу потребляемой услуги (билет в музей, в кино, театр)

· интегральные как сумма цен на различные виды работ, необходимых

для оказания данной услуги (ремонт жилья, бытовой техники, стоматология).

· комплексные при реализации взаимодополняющих услуг (лечение в стационаре, туристско-экскурсионное обслуживание, банковское обслуживание, обслуживание покупателей программных продуктов),

· цена по принципу абонемента - дает право пользования услугой в течение определенного периода без ограничения объема (проездной в общественном транспорте. водоснабжение),

· Логика ценообразования на набор услуг - комплекс благ должен стоить для покупателя меньше, чем при покупке каждого из благ в отдельности. Набор услуг может быть не разбиваемым, если входящие в его состав услуги нельзя купить по отдельности (обычно используется фирмами предлагающим и уникальную услугу в сочетании с традиционным и), разбиваемым, если услуги можно приобрести как по отдельности так и в комплекте, причем цена комплекта ниже, чем сумма услуг при изолированном их приобретении).

 

Задания для самостоятельной работы студентов

 

1. Специфика ценообразования на платные услуги населению.

2. Формы и организация ценообразования на бытовые услуги.

3. Система тарифов на коммунальные услуги.