Тема 1. Теоретические основы ценообразования

Модуль №1

1.Определение цены и ценообразования

2. Факторы, влияющие на ценообразование

Форма занятия: обзорная лекция.

Цель лекции: способствовать формированию системы знаний о теоретической основе ценообразования.

 

Основное содержание лекции

1.Определение цены и ценообразования

Цены, ценообразование, ценовая полтика являются одним из ключевых элементов ценообразования. Цена представляет собой рыночную категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость. Таким образом, цена-это денежная стоимость товара Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной иеной данного товара.

Цена - сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения.

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Существуют две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения. Установление единой цены для всех покупателей - дело сравнительно новое.

Исторически цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг другом. Продавцы запрашивали цену выше той, которую намеревались.

 

2.Факторы, влияющие на ценообразование

Перед всем и коммерческим и некоммерческим и организациям и в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено влиянию множества факторов. Они делятся на внутренние факторы, связанные с деятельностью предприятия и в частности с руководством, также на внешние факторы, которые не зависят от предприятия.

Внутренние факторы:

- реклама (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем цена товаров производителя выше);

- специфика производимой продукции (чем выше степень ее обработки, тем цена выше);

- особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость, товары массового производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);

- рыночная стратегия и тактика производителя:

- специфика жизненного цикла продукции;

-мобильность производственного процесса;

- длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;

- организация сервиса при продаже и в последующем периоде;

- объем рынка;

- имидж производителя, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Внешние факторы:

- политическая стабильность страны:

- отсутствие необходимых ресурсов;

- характер регулирования экономики государством ;

- уровень и динамика инфляции:

- объем спроса;

- уровень конкуренции.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

1. Сущность цены и ценообразования.

2. Затратная теория цены, маржинальная теория цены и ценообразования.

3. Базисные, конъюнктурные, регулирующие факторы ценообразования.