Информационные системы

Под системой понимают любой объект, который одновременно рас­смат­рива­ется и как единое целое, и как объединенная какой-либо целью со­вокуп­ность раз­нород­ных элемен­тов. В информатике поня­тие «сис­тема» ши­роко распространено и чаще всего используется примени­тельно к на­бору техниче­ских средств и про­грамм. Ко­роче го­воря, информацион­ная система - это взаимосвязанная сово­купность средств, ме­то­дов и персонала, исполь­зуемых для хранения, обработки и выдачи ин­формации в инте­ресах дости­же­ния по­ставленной цели. Современное понимание информаци­он­ной системы пред­полагает использова­ние в ка­честве ос­новного техни­ческого сред­ства пе­рера­ботки информации персо­нального компью­тера (в крупных орга­низа­циях на­ряду с персональным компьюте­ром в состав тех­нической базы ин­формаци­он­ной сис­темы может входить и супер­ЭВМ) и человека (тех­ниче­ское во­площение инфор­маци­он­ной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль чело­века), для которого предназначена произ­водимая инфор­мация и без кото­рого не­воз­можно ее получение и представле­ние.

Первые информационные системы появились в 50-х гг. и были предна­зна­чены (в экономике) для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализо­вывались в основном на электро­ме­хани­чес­ких бухгалтерских счетных маши­нах. В 60-х гг. информа­ция стала приме­няться для периодической отчетности по многим пара­метрам. Для этого уже тре­бовалось компьютерное оборудо­вание бо­лее широкого на­значения. В 70-х - на­чале 80-х гг. информацион­ные сис­темы начинают широко использоваться в каче­стве средства управленче­ского кон­троля. К концу 80-х гг. концепция исполь­зова­ния информаци­онных систем вновь изменя­ется. Они становятся стра­теги­ческим ис­точником ин­формации и использу­ются на всех уровнях организа­ции любого профиля.

Структуру информационной системы составляет совокупность от­дельных ее час­тей, назы­ваемых подсистемами (подсистема - это часть сис­темы, выделенная по ка­кому-либо признаку). Общую структуру информаци­онной системы можно рас­смат­ривать как совокупность обеспечивающих подсистем.

               
 
Техническое обеспечение
 
Информационное обеспечение
     
 
 
 
Математическое обеспечение
 
Организационное обеспечение

 


С И С Т Е М А

               
     
 
Программное обеспечение
     
Правовое обеспечение
 

 


1. Техническое обеспечение - это пре­жде всего комплекс технических средств, предназна­ченных для работы информационной системы (сюда вхо­дят: компьютеры любых моделей, устройства сбора, накопления, обра­ботки, передачи и вывода ин­формации, устройства передачи данных и линий связи, оргтехника и др.), а также соот­ветствующая документация на эти средства и технологические про­цессы.

2, 3. Математическое и программное обеспечение - совокупность ма­темати­че­ских методов, моделей, алго­ритмов и программ для реализации це­лей и задач ин­форма­ционной системы.

К средствам математического обеспеченияотносятся:

· средства моделирования процессов управления;

· методы математического программирования и др.;

· типовые задачи управления.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и спе­циаль­ные про­граммные продукты (ППП), а также тех­ническая документация.

4. Информационное обеспечение -ее назначение состоит в своевре­менном фор­ми­ро­вании и выдаче достоверной ин­формации для принятия управленческих ре­ше­ний. В него входят унифицированные системы доку­ментации (главная их цель - это обес­пе­чение сопоставимости показателей различных сфер общественного производ­ства), схемы информационных по­токов, цирку­лирующих в организации, а также ме­тодо­логия построения баз данных.

5. Организационное обеспечение - совокуп­ность методов и средств, регла­менти­рующих взаимодействие работников с тех­ническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ин­формационной сис­темы.

6. Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяю­щих со­зда­ние, юридический статус и функционирование информаци­онных сис­тем.