Информационные системы
Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная какой-либо целью совокупность разнородных элементов. В информатике понятие «система» широко распространено и чаще всего используется применительно к набору технических средств и программ. Короче говоря, информационная система - это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации персонального компьютера (в крупных организациях наряду с персональным компьютером в состав технической базы информационной системы может входить и суперЭВМ) и человека (техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека), для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.
Первые информационные системы появились в 50-х гг. и были предназначены (в экономике) для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались в основном на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. В 60-х гг. информация стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого уже требовалось компьютерное оборудование более широкого назначения. В 70-х - начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля. К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля.
Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами (подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку). Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность обеспечивающих подсистем.
|
| ||||||
![]() | ![]() | ||||||
|
|
С И С Т Е М А
![]() | ![]() | ||||||
|
| ||||||
1. Техническое обеспечение - это прежде всего комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы (сюда входят: компьютеры любых моделей, устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации, устройства передачи данных и линий связи, оргтехника и др.), а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
2, 3. Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы.
К средствам математического обеспеченияотносятся:
· средства моделирования процессов управления;
· методы математического программирования и др.;
· типовые задачи управления.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты (ППП), а также техническая документация.
4. Информационное обеспечение -ее назначение состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений. В него входят унифицированные системы документации (главная их цель - это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства), схемы информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
5. Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
6. Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем.