ОДОЕВСКИЙ

ФИЛОСОФСКАЯ ПОВЕСТЬ

Владимир Федорович Одоевский, двоюродный брат Александра Ивановича Одоевского. Он руководил обществом любомудрия. Одоевский ставил просветительские задачи. Хотел поднять миропонимание.

 

"Пестрые сказки" - сказки для взрослых.

 

СИЛЬФИДА
Повесть "Сильфида". Семейное счастье невозможно вопреки высокой духовной жизни членов семьи. Если кто-то не удовлетворен своей духовной жизнью, то это трагедия. Одоевский - занятия алхимией, эзотерик. В герое есть черты Одоевского, но они очень разные.

Сильфида - мотылек.

 

"Княжна Мими".
Эпиграф Грибоедова. Сатирически насыщенная картина светского общества с острой любовной интригой. С сарказмом говорит о старых девах, которые хотят расправиться с счастливыми дамами. Но есть проблема глубже: анализ явления "сплетня". Социальное явление сплетницы и их роль в жизни общества.

 

ПАВЛОВ
Каролина Янеш-Павлова была музой Мицкевича. Ей не разрешили выйти за него замуж. Она вышла замуж за автора, который выпустил в 1835 году сборник "три повести" Павлова.

 

ИМЕНИНЫ
Повесть "Именины".

Расширен пласт героев. Главный герой - крепостной. Он романтический герой, богатство внутренней жизни, симпатии автора. Описан его трудный жизненный путь.

Это привлекает читателя. Интерес к личности из этой бедной среды. Павлов был из низов, учился как вольноотпущенный.

 

Тенденция к расширению художественного полотна.
Рассказ (маленький) - повесть (средний формат)- роман (крупный формат).

Но тут даже в повести довольно большой объем. Тяготение к роману. 1836 год - "Капитанская дочка" тяготеет к роману.

 

ЛАЖЕЧНИКОВ
Здесь проявляются черты писателя, который может на историческом пласту строить произведения.

Иван Иванович Лажечников.

 

ЛЕДЯНОЙ ДОМ
1835 год - Роман "Ледяной дом". Противостояние Волынского и Бирона. Правление Анны Иоанновны. У него меньшая степень национализма. Мнение Пушкина: «критика за не совсем справедливое описание Тредиаковского, и за то, что все грехи жестокой эпохи, когда могли покарать ни за что, Лажечников объясняет господством немецкой партии». Во всем виноват Бирон, по мнению автора. Пушкин не согласен. Не все грехи стоит списывать на немецкое происхождение Бирона. Уровень развития нации, где господствовал деспотизм, это вина всей нации, всего российского народа, а не только Бирона. Иноземные силы не всегда виноваты.

Тенденция к циклизации, появление и развитие исторического романа. Леонид Парфенов использовал в инсценировке эпизод из романа "Ледяной дом".

 

ЛЕРМОНТОВ
М.Ю. Лермонтов (1814-1841)


Два периода. Водораздел - смерть Пушкина, 1837 год. Невозможно печатать свои произведения при жизни Пушкина, говорил Лермонтов. Он почитал Пушкина гением.

Поэма "Кавказский пленник" названа так неспроста. Он копировал Пушкина, как старого мастера.

Первый период- период учебы. 1828-1832 год учился в университете в Москве.
1832 год - бабушка переводит его в Петербург, где провел два страшных года. (Юнкерские стихи, неприличные).
1835-1837 годы - переход к зрелому Лермонтову.
1835 год - драма "Маскарад". Много работает над "Демоном" и другими работами.

 

СМЕРТЬ ПОЭТА
1837 год - реквием "Смерть поэта". Стало очень знаменитым. Превзошел все тиражи. Его читали из уст в уста. Лермонтов пишет против власти, за что он должен был быть наказан. Но вмешательство родственников и Жуковского дали свои плоды. Он избежал ссылки на Соловки. Он лишь направлен в действующую армию, где многие хотели получить чины.

1837-1841 годы - кавказские войны и Петербург. Печатается в журнале "Отечественные записки". Белинский продвигал Лермонтова. Белинский понимал его и доносил его до читателя. Белинский о поэзии Лермонтова, как о новом звене поэзии России в целом, в статье 1840 года "Стихотворение Лермонтова".

Лермонтов работал в жанре поэмы: Мцыри, Песнь про купца Калашникова, еще Демон.

Выделение личности. Личность - фигура самоценная. Личность в противостоянии обществу в целом. Как философское понятие. Нужно было осмыслить положение личности, ее истинные и ложные устремления, ее возможности и ограниченности.

Индивидуализм - утрата устойчивых ориентиров, идеалов. Личность ищет себя, место в мире.

 

ННЕТ, Я НЕ БАЙРОН
У Лермонтова масштаб всеобщего отрицания. Внутреннее смятение. Личность против окружающих, но не знает, что четко принимать и проповедовать, а против чего точно идти. У Лермонтова апатия, колебания. "Жизнь скучна, когда борения нет". Но тут же пишет стихотворение "Нет, я не Байрон" - чувство разбившихся надежд.

В любовной лирике ни у кого нет в раннем творчестве такого трагического надрыва. Только если у Полежаева, но у него-то в жизни был надрыв, а у Лермонтова была семья, бабушка и многие другие. Сушковой и Ивановой посвящены стихи. Форма дневниковой записи.

Классика романтической стилистики. Много метафор, контраст (антитеза), Лермонтов видел противоречивость тенденций в одном явлении. У "Парусе", например, мятежный, но и метущийся герой. Не к спокойствию и не к буре стремится. Он ищет небывалого, несбыточного, особенного состояния бури-покоя.

Характерная черта творчества раннего Лермонтова не самомнение, а ощущение ответственности. Ощущение себя как равновеликого Богу, но и равного в ответственности. "Кто толпе мои расскажет Думы? Я, или Бог, или никто" ("Нет, я не Байрон").

 

АНГЕЛ

В стихотворении"Ангел" звучит непримиримость с небесами, демон на самом деле близок Лермонтову. Неприятие небес и Бога - тяжба поэта с Богом. Чтобы идти против Бога, нужно быть сильным, говорил Владимир Соловьев.

10 редакций поэмы "Демон". (1828/29-1839)

Зрелый период. Отказ от оглушающего языка романтических страстей.

Но в произведениях можно наблюдать черты романтизма. Даже в "Герое нашего времени" четко можно обозначить признаки романтизма. Однако это реализм.

Лермонтов преодолевал романтические крайности. Пересматривает систему ценностей.

Тема: "Поэт и толпа".

 

ПРОРОК

Стихотворение "Пророк". Традиционная тема. Лермонтов переосмысливает эту тему. Поэт - избранник, пророк. Несет народу "любви и правды чистое учение". Если обратить внимание на первые слова "любви и правды". Любовь есть у Лермонтова, в отличие от Пушкина. Пушкинский пророк у дверей мира, он только собирается жечь сердца людей глаголом правды. У Лермонтова пророк уже вышел помогать людям, но его никто не принимает и не понимает (у Пушкина тоже толпа не готова к восприятию высокого искусства).

 

ЖУРНАЛИСТ, ЧИТАТЕЛЬИ ПИСАТЕЛЬ
Стихотворение "Журналист, читатель и писатель". Осмеянный пророк, тем не менее, в середине стихотворения, сопоставляющей судьбу кинжала (стал игрушкой) и судьбу поэта (потерял, утратил назначение) Лермонтов меняет позицию Пушкина. Но поэт сам продал вдохновение и променял на злато власть над сердцами людей.
Поэты стали жить на доходы от своего литературного труда.
В стихотворении читатель и писатель - друзья. Помогают друг другу найти выход из ситуации. Лишь журналист носит негативную окраску. Только журналист пишет ради денег. Образ "грязного журналиста", их труд можно читать только в перчатках.
Прототипы действующих лиц?


Тема смысла жизни выходит также на первый план. Это вечная философская тема. Лермонтов очень пессимистичен в этом вопросе.


Стихотворение "Не верь себе".

 

ДУМА
Стихотворение "Дума". Игра лирического "Я" и "МЫ". Он и объединяет себя с другими, "наше поколение", но и готов посмотреть со стороны.

И СКУЧНО, И ГРУСТНО
"И скучно, и грустно, и некому руку пожать..." внутренняя жизнь и борьба есть в стихотворении. Он отвергает истинные традиционные ценности любовь и дружбу, "жизнь - пустая и глупая шутка". "Вечно любить невозможно" - есть потребность в вечной любви, однако это нереально. Не полный нигилизм проповеданная Лермонтовым, все-таки мысль о вечной любви мелькает. Единение с природой - спасение души. Любовь и любование от одного корня. Утверждение этой ценности присутствует в поэзии Лермонтова.

 

КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА
"Когда волнуется желтеющая нива". Стихотворение о душе и поисках гармонии с собой и Богом. Виртуозность Лермонтова. Одно предложение с условием (когда...,то). При этом условии можно найти гармонию. Мозаичность пейзажных зарисовок. Краткость. Разные времена года показаны в стихотворении, все это собрано вместе в небольшом произведении.

Стихотворения патриотические и не только. "Бородино" "Родина" 1840 год. Поиск настоящей жизни, ее смысла.

 

БОРОДИНО
"Бородино" - Аналог "песни о купце Калашникова". Рассказчик дядя противопоставлен молодому человеку, современнику Лермонтова. Ощущение смены поколений.
Поколение 30-х годов - потерянное поколение. Эпоха общественного спада ("Дума"). Богатыри-не вы. Разрыв между поколениями.

 

РОДИНА
"Родина". Начало необычное - "Люблю отчизну я, но странною любовью". В итоге, он не любит Родину. Что невозможно для Пушкина.
Утверждается символ России - белая береза. "Говор пьяных мужичков". Обычный праздник, хмель - не беда. Радует Лермонтова веселье и праздник на Руси. Пейзажи средней полосы России его радуют.

 

ВАЛЕРИК
Стихотворение "Валерик". Валерик - чеченская речка смерти. Сражение во время Кавказской войны, где он был отмечен наградой. Долг есть долг, военный человек должен выполнять приказ в любом случае, однако думать нужно всегда. Лермонтов не приемлет идею национальной вражды. Даже войн между человеком и человеком. Человек становится зверем, Лермонтов против антигуманности. Пишет о неприятии войны (дальше продолжит Толстой). "Под небом места много всем"- философствует Лермонтов.

 

ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ
Стихотворение "Выхожу один я на дорогу" 1841 год. Многолетнее стихотворение. Движение от дисгармонии к гармонии. Не такое уж и безотрадное произведение.


1. Гармония на небесах. "Торжественно и чудно"
2. Дисгармония в душе лирического героя. Почему же мне так больно? Тема мучительных вопросов. "Я ищу свободы и покоя". (Пушкин "пора, мой друг, пора")
3. Состояние покоя, которое обретает герой. Возможно, это состояние смерти, хотя это не так. Он хочет забыться, "но не холодным сном могилы".

Лирика Лермонтова - огромный мир. Важный этап культурный.

 

ПОЭМЫ ЛЕРМОНТОВА
Поэмы. Лиро-эпический жанр. Связаны с лирикой.
1. Поэмы связанные с историей России.
"Песнь про купца Калашникова". 1837 год.

2. Кавказская тематика поэм.
"Мцыри". 1839 год.

3. Поэма "Демон" (восточная повесть) действие происходит в Грузии.

Из всех поэм Лермонтов просил опубликовать. "Песнь..", "Мцыри", "Тамбовская казначейша" и "Демон". Без его согласия публиковали "Хаджи Абрек".

 

ПЕСНЬ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА
"Песнь про купца Калашникова". Знание фольклора. Славянофильские тенденции. Проникновение в историю, фольклор. Язык характерен для народного языка. Вводит тонический размер (народно-песенный).

 

Личное оскорбление как оскорбление рода. "Роевое (патриархальное) сознание". Иван 4 - личность деспотичная. Он не согласен с трактовкой Грозного. Царь Грозный, но справедливый, как в песнях. Грозный разрешает свадьбу Керибеевича и Алена Дмитриевны, только не зная, что она замужем. Фигура уважительная.

 

МЦЫРИ
"Мцыри". Байроническа поэма. Признаки, которые убирает Лермонтов:


- Мцыри - бунтарь. Но умирает с благодарностью за три блаженных дня на воле.

- Исповедь, но нет покаяния.

- Недоговоренность, затемненность истории героя.


Главный герой не грузин. Он попадает в христианский грузинский монастырь, но не находит там родных по духу. Он из северокавказских народностей. Все чужаки. Он, возможно, мусульманин.


Главная тема - побег из монастыря. Бегство-возвращение. Алеко в цыганах бежит в чужой мир свободы из своего. Мцыри же хочет не экзотики, хочет прижаться к родной груди. Он бежит на Родину. Поэтому он так целеустремлен.

 

"Мцыри" одна из вершин поэмы.

 

ДЕМОН
"Демон". Герой имеет древние небайронические корни. Демон есть в исламе и христианстве. Демон жаждит любви. Любить - потребность, которую невозможно реализовать. Это трагедия. "Любить и с небом примириться". Важна оппозиция демону - Тамара, ангельская душа. Почему во второй раз душа достается ангелу? Она же согрешила, поцеловала демона в монастыре. Спасение через страдание, "она страдала и любила, она моя", - говорит ангел. Испытание любовью не выигрывает демон, который губит жениха Тамары и ее саму. Демон не способен к спасительной любви. Даже слеза разрушительная, она разжигает камень. Он обречен на одиночество и демоническое существование.


1. Одиночество - кара за гордыню ("Маскарад" драма Лермонтова). За индивидуализм.
2. Одиночество - награда за высокую исключительность. Герой выше всего общества. Он устремлен к свободе.


ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Лермонтов - лирический писатель. Но и первым создает большую романную прозаическую форму.

"Герой нашего времени". Подготовительный этап - все его раннее творчество. Он писал наброски романов: "Вадим" и "Княгиня Лиговская". В "герое" же есть прямая внутренняя связь, так как имена героев похожи. (Лиговские - предки Мери).

В лермонтовские времена опыт можно было получить только из Европы.

 

Лермонтов синтезировал два типа романа:
-Объективный роман Филдинга (Бальзак, Диккенс) нравоописательный, роман о судьбе героя.
-Субъективный роман. психологизм, внутренний мир героя. Пренебрежение последовательностью изображения. (Руссо "Исповедь", Стерн "Сентиментальное путешествие", Мюссе "Исповедь сына века"1836 год).


Лермонтов обращает большее внимание на принципы повествования.

1837 - активная работа над "Героем". 1838-40 год - основная работа над романом.
1840 год - первый выход романа.
1841 год - переиздание. Значит, небывалый успех, хотя и критика была неблагосклонна.
Лермонтов ответил: "Это горькое лекарство, чтобы общество осознало свои проблемы".


1 предисловие - к журналу. Задача показать внутренний мир героя. Как автор дневника Печорина. История души человека иногда важнее истории всего народа.


2 предисловие ко всему роману. В нем рассуждает Лермонтов на литературные темы. Размышляет о своих задачах в литературе. Он стремится к типизации, формула для реалистического миропонимания, стремление проанализировать то, что является типичным для определенного периода. Стремится показать интерес к национальным особенностям. Национальная экзотика (как в романтизме) вводит в реалистичный роман.

Лермонтов стал первооткрывателем. Показывал личность в период конфликта с обществом и миром природы. Личность иногда не может противостоять обстоятельствам (дуэль с Грушницким). Реалистическое понимание проблемы свободы личности, свободы воли. Огромное значение имеет размышления о смысле жизни. Лермонтов не пишет много обо всем. Нет подробностей быта (как у Пушкина). Главное - глубокие философские проблемы. Лермонтов - психолог. Социально-психологический роман.

Мыслящая дворянская молодежь: Онегин не борется, он уезжает с заднего двора, Печорин бешено гоняется за жизнью, рискует. Он испытывает себя и судьбу - риск без высокой идеи.

Печорин - лишний человек, потому что стал личностью, когда была установка на безличностное существование.

Максим Максимыч - типичный служака, он честно делает свое дело и все. Ограниченность потребностей, нужно осознать себя как личность.


Шевырев: "Печорин - отблеск европейских проблем, истинный русский - Максим Максимыч". Белинский также приветствовал образ Максима Максимыча.

Печорин живет в мире превратных ценностей. Лермонтов показывает его и лишенного нравственных ценностей, однако есть потребность них.

Важна повесть "Фаталист". Она венчает повествование. Обдуманный ход Лермонтова. Дает слово Печорину. После убийства Вулича он идет ночью по улице, видит светила и вспоминает, что кто-то верил в солнечные светила (прошлое поколение), но вдруг "а мы их жалкие потомки, скитающиеся по земле...не способны ни на что, даже ради себя". Старое поколение хоть и смешное, но не жалкое.

Лермонтов пишет роман, но оформляет как цикл повестей. Они словно отдельные произведения.

 

ГОГОЛЬ
Николай Васильевич Гоголь.

Гоголь - поколение после Лермонтова, хоть они и современники. Гоголь - первый поэт России 1835 год. После выхода сборников циклов повестей "Миргород", "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Ранняя проза с 1831 года. Пишет поэму "Ганс Кюхельгартен", которая проваливается. Больше к поэзии не обращается.

"Повести Белкина" вышли в 1831 год, их никто не оценил, а "Вечера на хуторе" того же года получили множество отзывов. Его приветствовал и массовый, и элитарный читатель.

 

 

ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ
"Вечера на хуторе". 8 повестей.
Идея Гоголя показать мир поющий и пляшущий. Гоголь играет в игру Лермонтова: у него рассказчики повестей разные, есть и собиратель повестей (ретранслятор) - Рудый Панько. Он представляет повести аудитории.

 

Словарь украинизмов. Это было интересно.

Гоголь ощущал Украину как часть великой России. В первых повестях воспевает Украину. Но он остается русским писателем, ведь язык определяет мышление. А пишет Гоголь по-русски - это главное.

Есть восторженное восприятие украинских характеров, слов. Но и в этом мире живет пошлость.

 

МИРГОРОД
"Миргород"
В "Миргороде" есть миргородский уезд. Тут 4 части. Нет рассказчиков.

Мир - соборность, город разрушает единение.


1. "Старосветские помещики". Они живут в любви друг к другу. Фамилия Толстогубы - они поедают яства. В милых старичках с иронией говорящей фамилией прослеживается пошлость, хоть и пока чуть-чуть. Гармония этой пары, которые не могут жить друг без друга. Белинский: любовь - скорее привычка, чем духовное единение. Финал - должен выстрелить. Почему в конце приезжает наследник? И все приходит в негодность? Потому что патриархальный век рушится.

2. "Тарас Бульба". Романтическая историческая героическая повесть. Любовь казачества к природе. Тарас Бульба убивает Андрия только потому, что он нарушает законы товарищества. Ради любви предает Сечь. Любовь торжествует над долгом, любовь к полячке дает право изменить друзьям.

Гражданственный пафос. Отец нарушает семейные узы. Они идут против поляков за веру русскую. Русское начало - православное начало. Ради священной борьбы с иноверцами, это оправдывает Тараса в поступке по отношению к сыну.

Гоголь идеализирует этот казачий мир, Тараса и Остапа. Они доходят до Кракова. Война идет на польских землях.

3. "Вий". (Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах

идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в

чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал). Там используется слово гном, а значит небольшая связь с немецкой традицией, немецким романтизмом. Отражение человека от церкви. Хома Брут соединение славянского и западно-европейского (Хома + Брут). Он неустойчив в своей вере. Не знает, как спастись от дьявола. Смотрит в глаза Вию, что приводит к его смерти.

4. "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Апофеоз пошлости и бессмысленности существования людей. Повторы конструкции описания портретов героев. Финал повести насыщен трагической иронией (смех сквозь слезы).
"Скучно на этом свете, господа". Мельчание современного человека.

В 1835 году заканчивается первый период творчества (Петербургский период) Гоголя.

Апрель 1836 года - постановка повести "Ревизор".

С 1836 года начало трений с редактором журнала "Современник". После трений с Пушкиным уезжает за границу. Редко появляется в России.

1842 год возвращение в Россию. Публикация второго тома "Мертвых душ".
Пишет «Петербургские повести» - название дал первый издатель.

Критику Шевырева Гоголь ценил больше всего.

Интерес к петербургскому миру.

 

ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ


ОБРАЗ ХУДОЖНИКА
Характер художника и окружающего его мира, художник и рыночная экономика (доходы), художник и реклама (раскрутка, журналистика), художник и смысл его творчества (этическое назначение).
"Портрет" и "Невский проспект".

МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК.
Чиновник из низших слоев. "Записки сумасшедшего" и "Шинель"

"Петербургские повести". 1842 год. Опередили движение творчества Гоголя. Остается прожить еще значимых десять лет. Это последние яркие явления Гоголя в литературе.

1842 год - знаковый год в мировой литературе и у Гоголя.
Тема искусства + Тема маленького человека (изображения художников, которые занимают скромное место в жизни).

 

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ
Главный герой "Невского проспекта" воплощает сознание романтика в пошлой действительности. Несовместимость художника с пошлой петербургской жизнью. Он понимает, кем является его возлюбленная брюнетка, но сохраняет в мыслях ее чистый образ. Пытается уйти от любви с помощью наркотиков. Хочет уйти от действительности, но и пытается действительность изменить, по крайней мере, жизненную ситуацию своей возлюбленной.
Сонечка Мармеладова из «Преступления и наказания», но у нее душа жива. Возлюбленная Пискарева же даже на предложение воскресить душу, закончить эту деятельность не соглашается. Она не готова к этому изменению. Для Гоголя это трагедия не только художника, сколько трагедия мечтательного характера. Не может уйти от действительности, и изменить ее.

Петербург оборачивается ужасной стороной. Петербург углов. "Дом стоит крышею вниз" - особенность поэтики Гоголя.

Петербургские повести показывают, что все в Петербурге не так, как кажется.

 

ПОРТРЕТ
"Портрет". Один из самых значительных произведений. Есть отражение собственной судьбы Гоголя в искусстве. Чартков - главный герой первой части (редакция 1842 года). Гоголь уходит от ассоциации фамилии с чертом. Что он заразился дьявольской энергетикой от портрета. Проблема Чарткова, как и автор портрета, в начале пути, рисуя "Ростовщика" на заказ преступает ЧЕРТУ искусства. Есть ли границы правдоподобия в искусстве? Гоголь предостерегает художника от рисования правдоподобия. Чартков поражен живыми глазами, но глаза одновременно мертвенные (убивающий взгляд), но живой, как в реальности. Можно ли копировать образ зла так точно, чтобы оно на картине еще и умножалось? Художник рискует, что он будет тиражировать злом.
Когда автор портрета понял, что он сам воспроизводит и тиражирует зло, то отказывается от портрета и уходит в монастырь. Гоголь после пишет друзьям в письмах, что есть художественный кризис, творчество может приносить зло. В конце историю автора портрета рассказывает его сын. Значимо для Чарткова то, что он встретился с портретом, потому что он изменил его мысли, но также и то, что можно творить в дальних странах. Вопрос о работе на заказ. Модель Пушкина: "нельзя продавать вдохновение", доказывая это судьбой Чарткова. Когда Чартков встречается с однокашником, который не рисовал на заказ, не работал на потребу дня и кошелька. Чартков пытается рисовать великое, но не может, потому что у него есть ЧЕРТА штампа. Истории художников - смысл человека в мире.

Гоголь показывает другой чиновничий мир, по сравнению с нашим. Он концентрирует внимание на меленьком человеке. Его отношение к маленькому человеку неоднозначное. Отличается сильно от Карамзина.

Усиленное трагическое начало есть в Поприщине и Башмачкине. Они титулярные советники (вечные титулярные советники).

 

ШИНЕЛЬ
"Шинель". Башмачкину начальник его предлагает более высокую должность, но взявшись за нее, Башмачкин понимает, что он не более, чем муха в этом мире. Он не может ничего, кроме переписывания. Трагедия Башмачкина в том, что не может осознать божественное происхождение.
Одна страсть всей жизни: сшить себе шинель. Воспринимает ее как жену. Эта страсть объяснима, потому что ему правда холодно. Человек, посвятивший себя служению государству, не умеют найти помощи. Он простудился и умер. Он не смог перенести этого.

 

ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО
Специфика разработки образа маленького человека Гоголя разная. Есть образ Поприщина.

"Записки сумасшедшего". Поприщин как прыщ. Герой имеет трагическую судьбу. На грани комического и трагического. Гоголь судит героев по библейским традициям: все герои люди, божьи твари. Герой сходит с ума, потому что он никогда не будет занимать то положение, о котором он мечтал. Родство с Хлестаковым.

 

НОС
Гоголь рисует непроглядную жизнь Петербурга. Несчастные, несимпатичные. Рисует катастрофическое состояние Петербурга. Все происходит не так, как ожидается. Нельзя реализовать мечты в этом городе.

Ироническое сопутствует драматическому. Иногда смех перерастает рамки комического и становится гротеском. Гоголь должен восприниматься не только в ряду Пушкин-Лермонтов-Гоголь-Достоевский. Но Юрий Любимов ставит его также в ряд с Гофманом и Кафкой, которые используют гротеск.

"Нос". Гротеск. Майор Ковалев - главный герой. По каким свойствам мы судим о человеке? Можно предположить, что важна традиция русских поговорок про нос. Держать нос по ветру, не совать нос не в свое дело. Шевырев, возглавляя журнал, предложил печатать, но все отказались печатать повесть "Нос". Напечатал лишь Пушкин в "Современнике".


РЕВИЗОР

Драматургия. 3 комедии.

"Ревизор"

Черты:
-общность ситуации "Ревизор". Всех героев объединяет страх.

Хлестаков не просто мнимый ревизор, но и мнимый лжец. Он наивно лжет. Центральная сцена: сцена вранья Хлестакова, где он начинает верить, что он значительное лицо. Он хочет быть тем, о ком говорит. Микроскопическая меткость и гигантская пошлость. Гоголь как новатор отказывается от главного героя, как двигателя интриги. В первом и последнем действиях нет Хлестакова, но есть идея ревизора.

В комедии всегда порок должен быть наказан, но в "Ревизоре" этого не происходит. Привет "Борису Годунову" Пушкина - немая сцена в конце.


1 вариант. Они застывают в ожидании кары от настоящего ревизора с именным предписанием.
2 вариант. Они застывают от того, что их обманули. Потрясение не в том, что накажут, а в разочаровании в себе, наивности.
3 вариант. Боязнь ревизора изначально из-за того, что он приезжает инкогнито. Городничий то хочет открытой проверки и раз сейчас он вызывает к себе, то он знает, как себя вести с таким лицом. Рад проверке.

Универсальность замысла. Критика до гротеска и сарказма. Уездный город - как райцентр. Есть модель объединения. От главы до последнего обывателя, представлены все ведомства, кроме МИД (это нормально) нет военного ведомства и духовенства. Была духовная цензура, которая не позволяла высмеивать и критиковать духовенство (хоть и церковь не отделена от государства). То же самое и в Мертвых душах.

 

МЕРТВЫЕ ДУШИ
Гоголю в 1835 году Пушкин подарил идею сюжетов "Мертвых душ".
3 тома: ад, чистилище, рай. Но главное идея возрождения души через самокритику. Герою предстояло пройти путь восстановления живых душ. Должен быть появится и Плюшкин. Возродиться мог только тот, кто дошел до края.


Не выдерживают критики герои второго тома, они не жизненные получались, по мнению Гоголя.
Серьезная критика восприняла первый том "Мертвых душ" хорошо.

Гоголь развертывает критику современного состояния России. Тема народа и России. Она покажет путь загнивающему западу. Идея спасения человечества (о Руси-тройке), она несется и обгоняет другие народы. Если другие народы сторонятся, дают ей дорогу, то, может Русь несется в пропасть? Это называется ирония стиля. Это внутренне проглядывает.

"Куда несешься, конь?" - не дает ответа.

Возрождение души не раскрыто в первом томе, все только идет к этому.

Первая глава - знакомство с Чичиковым, губернским городом
Втора глава - помещичьи главы. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин.
- По нисходящей линии. Более человеческий Манилов - по убыванию человеческого в человеке.
- А может быть, только Плюшкину дано будет спасение. Либо очень низко пал, либо "Глазки загорелась живым светом" – может быть, жива душа немного.
- В шахматном порядке. Хозяйственный - нехозяйственный.

У Плюшкина и Чичикова есть истории, значит, это герои движения. У Плюшкина было нормальное хозяйство, а потом превратился в "прореху на человечестве".

Шестая - Одиннадцатая главы. Чиновники. В том числе история чиновника Чичикова. Он начинает тему приобретателя. Буржуазность. Делают деньги через торговлю. Деньги-товар-деньги.

Гоголь - огромный тематический масштаб заявляет еще в первом томе, если бы ему удались еще 2 тома, было бы круто, но, может, это было бы и невозможно. Может этот замысел нельзя реализовать. Нельзя было Чичикова возродиться в той России.

В 1842 году был закончен 1 том. Многие не поняли эту работу Гоголя, хотя и было и много похвалы. Кто-то говорил, что это очернение действительности.

Гоголь говорил, что ему не простили обнажение пошлости. А именно духовное убожество. В "Театральном разъезде" он написал об этом. Гоголь писал: "обо мне много толковали", но аплодисменты не значат, что публика поняла и приняла его. Вся мелочь должна сверкнуть ярко в глаза всем - в это Гоголь видел свою задачу писателя. «Мертвые души» испугали многих и произвели такой шум, потому что воспроизвели "болезни" общества. Один герой пошлее другого, это пошлые герои, а не злодеи.

Процесс написания поэмы - процесс жизнестроения самого автора. В самом тексте Мертвых душ увеличивается объем авторских отступлений от первой до 11 главы. "Учительное слово" - для этого пояснения, авторские отступления.

В 1845 году Гоголь впервые сжег второй том. Хотя ощущал, что люди ждут от него продолжения романа. Требуется объяснение.


"Выбранные места из переписки с друзьями". Многие были написаны реальным людям, а некоторые специально написаны в форме письма. Эта "Переписка" объявляла, почему задержан 2 том, компенсировать его недостаток.


Костанжогло помещик положительный, предприниматель Муразов - олицетворение американской мечты. Откупщик. Он честный миллионщик. Встреча Муразова с Чичиковым в тюрьме должна была быть во втором томе.

Целая программа жизни вне города. Жизнь в гармонии с крестьянами. Помещики должны быть отцами крестьян.

Гоголь отражает представления о том, каким должен быть человек, какую бы должность он не занимал. "Какой должна быть губернаторша?". Цензура запретила эту статью. Пять писем были исключены, несмотря на консерватизм. Но книга была выпущена. Рассуждения о функциях разных должностей. Даже царю дает наставления. Программа жизнестроительства. Ориентация на крестьянское миропонимание. Но это утопизм, потому что многие вещи не могут быть реализованы в конкретной социальной действительности.

Книга была принята негативно. Белинский в опубликованной статье и, особенно, в письме Гоголю очень резко высказался. Но эта книга заняла свое место в литературе.

 

РЕАЛИЗМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА
На смену романтизму приходит реализм.

Реализм - литературное направление, связанное с исторической ситуацией.
Критический реализм во второй половине 19 века отличается от романтизма:


- установкой на объективность повествования
- выявление причинно-следственных связей
- стремление посмотреть на героя со стороны. Автор не пытается представить героя как рупор своих идей.

(Критический) реализм продолжает развиваться от Пушкина к Лермонтову и Гоголю. К середине 30-х годов Гоголь - глава русской литературы. Реализм как понятие входит в практику позднее (50-е годы 19века). Критики просто говорят о реальном повествовании. Белинский берет понятие "натуральная школа". Правдивость = натуральность, причем в негативном значении слова. Белинский берет это понятие у главреда "Северной пчелы". Белинский пишет о Гоголе как о критике современной социальной действительности. Хотя Гоголь не укладывается в рамки натуральной школы. В середине 40-х годов представителями натуральной школы были: Александр Иванович Герцен, Гончаров, Тургенев, Толстой, Достоевский.

Белинский связывает развитие русской литературы. Лит критик в эти годы – центральная фигура лит процесса, характерно для 40-х, смена поколения.

В русском физиологическом очерке писал Некрасов, Даль, Григорович. Соллогуб (не Фёдор, а Владимир, граф).

Григорович в середине 40х уже начинает активно разрабатывать крестьянскую тему. Почти одновременно с Тургеневым, их отличает новый взгляд на крестьянскую тему. Григорович в знаменитой повести «Деревня» и в «Антоне-горемыке» выводит их на 1 план. Акцентирование социальной проблематики, статуса героя, когда не вообще о человеке, о человеке с конкретно характеристикой его положения в обществе.

Соллогуб с «Тарантасом» появляется. Он сумел представить панораму действительности 40х годов с помощью приема - странствие героя. Тарантас (в названии выделено) путешествует из Москвы в Казань (Колесо в начале Мертвых душ должно доехать до Москвы – а до Казани?), крепкий хозяин Василий Иванович. Приглашает его в свой экипаж Иван Васильевич (проекция славянофильского сознания, так звали Киреевского, славянофила).

Противоположные русские характеры: трезвый хозяйственный помещик, не отличающийся интеллектом и интеллигенцией, с другой стороны – образованный, представитель славянофильствующей молодёжи. Показана их глазами Россия от Москвы до Казани. Физиологический очерк циклизируется и превращается в некую самостоятельную повесть.

Тарантас – это ещё цикл физиологических очерков в общей раме, то у Герцена уже явно стремление к большой форме, единого произведения в форме повести.