ВЕНЕВИТИНОВ

ЯЗЫКОВ

Николай Михайлович ЯзЫков - создал сниженно-бытовой образ автора - кутила-студент. Учился в Дербтском (Тарту) университете (тартусская школа, Лотман). Учился на немецком языке.

 

Он воспевает студенческие застолья, свободу и свободолюбие (в том числе политическое). Придумывает слова, выступает против гладкости стиха. Он стремится к необычным сочетаниям слов, неологизмам.

 

Гражданская лирика Языкова - яркая страница в общей гражданской лирике (в том числе декабристкой).

 

ЭЛЕГИЯ («СВОБОДЫ ГОРДОЙ ВДОХНОВЕНЬЕ!»)

"Свободы гордой вдохновенье! Тебя не слушает народ" - 1824 год. Критикует народ за его неспособность принять идеи свободы. Гневно пишет о рабской России.

 

В 40 х годах гражданские мотивы связаны с экстравагантным патриотизмом, он подозревает в предательстве тех, кто черпает на западе идеи либерализма и свободы. Это граничит с политическим доносом.

 

К НЕНАШИМ

"К ненашим" - пишет о либералах западниках 40х годов, как о людях, которым не важны традиции, они хотят сделать из России Европу.

 

Перемена в Языкове ("переход из кабака в церковь") связана с его болезнью, человек который оказывается один на один со своей болезнью и обращается к религии, это приводит его в стан славянофилов.

 

Веневитинов Дмитрий Владимирович (прожил всего 22 года). Он сумел сказать миру очень многое, прежде всего как поэт, как лирик.

 

СОНЕТ («К ТЕБЕ, О ЧИСТЫЙ ДУХ»)

"К тебе, о чистый дух" - источник вдохновения внутри нас, в глубине сердечной.

 

"Поэт" - 1826 год, идеальный поэт - не только сын богов, любимец муз и вдохновения, а тот, кто призван жить среди священных снов и дум, "его богиня – простота и тихий гений размышления".


ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА
1826-1855 годы. Вторая половина 19 века.

До правления Николая Первого. Александр II "освободитель" вступил на престол позже.

Период Николаевской реакции. Общественное движение пошло на спад.

 

Социокультурное управление формирует Теорию официальной народности. Формируется идеология, как абсолютная преданность народа.

 

Православная церковь становится единственной государственной церковью. Ленин отделил только потом церковь от государства и объявил равноправность религий. Православие - основа государственной идеологии.

 

Подчинение Уваровской триаде (православие - самодержавие – народность). Уваров - министр народного просвещения. Основа для деятельности всего словесного творчества и воспитания населения. Осознавал важность воспитательной деятельности подрастающего поколения.

 

Уваров вместе с Жуковским, Батюшковым и Пушкиным - член АРЗАМАСА.

Коронация Николая 1 произошла в сентябре 1826 года. До 1837 года влияние авторитета Пушкина. Продолжение пушкинской эпохи в русской литературе. Но здесь можно выделить и подпериоды.

1826-1842. 30-е годы: формирование государственной идеологии. Развитие общества. Необходимость пересмотреть деятельность государства. Понимание необходимости отмены крепостного права. Крепостное право тормозит экономическое развитие. Уже пережили себя. Однако сдвинуть процесс и начать реформы Николай 1 так и не решился. Голубые мундиры (политический сыск) во главе Бенкендорф.

Пушкин мог писать пессимистичные строки, но у него всегда есть свет в конце тоннеля. Потом все входят с более пессимистическими настроениями. Блок написал в статье о назначении поэта: "Пушкина убило отсутствие воздуха. Умирала его культура".

В период 30-х годов идет углубление философских идейных исканий. Культурный ренессанс. Гоголь и Лермонтов приходят на смену. Видные всем пороки общества описываются в литературе. Место России в мире. Оппозиции с востоком, западом и Европой. Формируется западническое течение. Обсуждаются вопросы о философии искусства. Вопросы о классицизме. Профессор Надеждин (МГУ) выдвигает формулу о трехфазном развитии литературы:
Классицизм (античность) + романтизм (современность) + ожидание нового искусства, синтеза между ними.

Поднимается вопрос о народности. Писатели, которые выражают мысли народа. Главная черта ментальности русского народа – было свободолюбие. А теперь стало смирение и терпение.

Продолжается соревнование классицизма и романтизма. Но классицизм уже практически не актуален. Теперь противопоставляются романтизм и реализм. Романтизм уступает место реализму.

В 1835 году критик Белинский объявил, что первый поэт современности - Гоголь. Он недооценивает поздние произведения Пушкина.

1842-1855 годы. Второй период отличается. Лермонтов и Пушкин уходят из жизни.

В 1842 году выходит первый том "Мертвых душ" и 3 том полного собрания сочинений, где были Петербургские повести.

 

Гоголевский период. Гоголя читает и массовая, и элитарная аудитория. Это феномен, так только у Булгакова и Венечки Ерофеева.

40-е годы. Демократизация литературного процесса. Выходцы из разночинцев входят в литературу. В это же время доминирующие позиции занимает дворянство. Массовая аудитория (толпа) не способна воспринимать красоту. Демократизация авторов, читателя и героев. Героями становятся представители социальных низов. Важный момент - проникновение женщин в литературу и журналистику.

Пушкин ощущает, что уже не такая популярность. Появляются стихотворения "Поэт", "Поэт и толпа".

 

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА 30-Х ГОДОВ
Реалистические тенденции. Наступление прозы в жизни и прозы в литературе. Реализм тяготеет к прозаическим формам.

Сказывается политика властей. Миропонимание Николая 1, которого не готовили к царствованию. Военная закалка часто мешала ему в широте взгляда на проблемы общества и страны. Не было серьезной гуманитарной подготовки, как у Александра 1. Развитие промышленности. Постройка железной дороги. Вокзалы Московский и Ленинградский.

Строение войск во время декабристского восстания. Они выстроены по прямой линии, что очень символично. Правление было прямолинейным.

"Зима пахнула на Россию"- Тютчев о правлении Николая 1. В отличие от зелени Александра.

Происходит новый всплеск романтизма в 30-40х годах как противостояние прозаическому.
Этот романтизм, правда, отвлекает от общественных реальных проблем.

В романтизме 30-40х продолжает развиваться гражданский и эллинистический.

Появляется высокий романтизм, который стремится выразить высокие идеи героя, близкие автору, герои со страстями и противоречиями, герой всегда в конфликте с реальностями.


Вульгарный романтизм. Эпигонство - механическое воспроизведение, как повторение традиций (эпигон - последователь какого-либо направления, повторяющий чужие идеи, неоригинальный). Нарушение грани вкуса. Вульгарного толка стихи легко воспринимаются неподготовленной аудиторией. Скандальные сюжеты всегда привлекают толпу. Завоевание массового, профанного читателя.

 

Серьезную поэзию способны воспринимать в России около 150 тысяч человек.

 

ВЫСОКИЙ РОМАНТИЗМ

 

БЕНЕДИКТОВ
Владимир Григорьевич Бенедиктов. Он позиционирует себя как "ремесленник во славу красоты". 1835 год - выход сборника Бенедиктова. Пушкин прочитал Бенедиктова и остался холоден (Удивительные рифмы и все). Бенедиктов соединял несоединимое.

ТРИ "Э": Экспериментатор, эпигон, эклектик.
Эклектика – искусственное соединение содержания и формы.


Белинский написал разгромную статью о Бенедиктове.

 

ОДОЕВСКИЙ
Александр Иванович Одоевский. Декабрист. Стал печататься во второй четверти 19 века, но принадлежит поколению Александровский эпохи.

"Ответ Пушкину на послание в Сибирь". Пушкин призывал надеяться, что труд не пропадет. "Наш труд не пропадет. Из искры возгорался пламя". Ленин после использовал эти слова в эпиграфе газеты "Искра".

"При известии о польской революции". Три события:
- война 1812;
- декабристское восстание 1825 год;
- польское восстание 1830-1831 годы.

Оценил польское восстание с точки зрения поддержки поляков, чтобы вместе воевать против самодержавия. Все "во спасение русского народа". Представитель исторической аристократии, от рода Рюриковичей.


ПОЛЕЖАЕВ

Александр Иванович Полежаев. Незаконнорожденный. Ущемленный в своих правах. Беззаконность его жизни, был гулякой. Он сумел также проявить свободолюбивые настроения.

"Песнь погибающего пловца". Написана нервным хореем. Доминировал четырехстопный ямб, но Полежаев добивается выразительности иначе. Он не боится волны, а море возникает как символ гибели, трагедии. Он гибели не боится, потому что уже ощущает себя как живой труп. Эксплуатирует тему студенческого разгульничества. Пародирует Онегина в поэме "Сашка". Петербург как бордель. Поплатился за свободолюбие. Надо знать, чем?

 

КОЛЬЦОВ
Алексей Васильевич Кольцов. Демократизация литературы. Герои - Выходцы из разночинцев и крестьян. Новый главный герой - земледелец, селянин. "КосАрь", "Пахарь". Жанр русской песни, который развивается еще с 18 века. Кольцов смотрит глазами обывателя деревенского. Кольцов умел передать красоту крестьянского труда. Не будет после темы в литературе 19 века. Он писал не только о горести народной, но и о радости труда.

Народная песня, как творчество простого народа. Кольцов - поэт самоучка. Его стремление к чтению и знаниям развивалось вопреки семье. Первые сборники в середине 30-х годов.

 

Репутацию Кольцова Белинский бережно обустраивает. Проникновенные слова о нем. Пушкин тоже хорошо отозвался. Кольцов патетично и простонародно отметил смерть Пушкина: "Александр Сергеевич Пушкин помер... Прострелено солнце".

 

ЛЕС

"Лес". Пушкин обречен на гибель, как лес.

 

40-Е ГОДЫ
Крупные поэты не только продолжают свою деятельность, но и рождаются новые поэты. Дебютирует Николая Алексеевич Некрасов. Достоевский называл его 3 поэтом после Пушкина и Лермонтова.

40-е годы характеризуются как период идейной борьбы. Два идеологических направлений: славянофилы и западники.