Задачи правового регулирования портфельных инвестиций.

Разрешительная система регулирования инвестиций.

Разрешительная система регулирования инвестиций представлена двумя инструментами государственного управления: концессия и лицензия. Концессия исторически является классической формой допуска иностранных инвестиций к экономической деятельности на территории государства, допускающего инвестиции.

Под концессией следует понимать акт государства или уполномоченного государством органа, в котором предусматривается предоставление лицу субъективного права на осуществление предпринимательской деятельности в определенной области производства, торговле, сфере услуг в пределах ограниченной территории. Обязательной предпосылкой для применения концессии является формулировка в законе в общей форме запрещения заниматься указанной деятельностью частным лицам вообще, включая иностранных лиц.

Разрешительная система в регулировании инвестиций помимо концессии включает в себя систему предоставления лицензий. При этом в само понятие лицензия может вкладываться различное содержание – лицензия как признание профессиональной пригодности частного лица для осуществления предпринимательской деятельности и лицензия как допуск к предпринимательской деятельности в связи с запретом заниматься этой деятельностью частными предпринимателями. В последнем случае понятие лицензия, по существу, совпадает с понятием концессия. В этом значении понятие лицензия применяется в Федеральном законе «О недрах» и связанном с ним Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции»'.

Лицензия, выдаваемая профессиональному участнику рынка, на осуществление деятельности, связанной с его профессиональной подготовленностью, носит иной характер, чем лицензия, выдаваемая уполномоченным органом на добычу полезных ископаемых. Разрешительная система, связанная с лицензированием отдельных видов деятельности, имеет иные цели регулирования, чем лицензирование недропользования. Она направлена на организацию рыночных отношений и не связана с допуском частного капитала на рынок.

Конечная цель лицензирования отдельных видов деятельности – это защита прав потребителей разного рода услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка.

 

 

Государство, оставаясь «над» правоотношениями, возникающими между частными лицами, инвестором и реципиентом инвестиций, в принципе заинтересовано в создании условий для привлечения эмитентами средств индивидуальных (мелких) инвесторов. При этом нельзя не обратить внимание на то, что успешное привлечение индивидуальных инвесторов может

свидетельствовать, в том числе, и об общественной поддержке данного предприятия. Из данного предположения нельзя не сделать вывод также и о том, что, принимая соответствующие решения, направленные на формирование фондового рынка, государство в первую очередь должно рассчитывать на национальных инвесторов – своих граждан, являющихся налогоплательщиками, избирателями и т.п.

Таким образом, создаваемые государством условия должны, с одной стороны, не мешать эмитентам привлекать инвесторов (в данном случае речь идет о привлечении индивидуальных (мелких) инвесторов), обращаясь к широкой публике с предложением приобретать акции. С другой стороны, государство должно создать условия для того, чтобы инвестор имел возможность сделать разумный, обоснованный выбор при принятии решения об осуществлении инвестирования.

Иными словами, государство должно заставить эмитента – реципиента инвестиций – раскрыть информацию о своем финансовом состоянии, о степени обеспеченности ценной бумаги реальными активами и о перспективах развития проекта, для реализации которого привлекается капитал индивидуальных инвесторов.