ДРАМАТУРГИЯ ПУШКИНА

 

Пушкин был заядлым театралом, был прекрасно осведомлен в истории драматургии. В первой главе ЕО он описывает кратко современный ему театр. Перечисляет там великих драматургов — Княжнина, Фонвизина, ОзерОва, Шеховского. «вывел Шеховской... Своих комедий шумный рой». Упоминает и переводчиков, потому что переводная драматургия была обильной. Вспоминает переводчика Котенина, величайшую актрису, стоявшего у истоков трагической традиции актерского мастерства - Екатерину Семенову.

 

В 1823, когда пишется ЕО, была традиция русской драматургии, но довольно слабая. Стал вопрос о реформировании русской драматургии и русского театра. Пушкин, как многогранный, пишет критику «Мои замечания русскому театру» (о деятелях и зрителях).

 

БОРИС ГОДУНОВ

За реформу драматургии берется в середине 20-х годов, в Михайловской ссылке. Пушкин пишет две статьи (входят в программу) «О народной драме...», «Наброски к Борису Годунову». Его идеи: изначально русская драма прошла не такой путь, как европейская, преимуществом европейской он считает, что она рождена на площади и является народной, основана на смехе, жалости, ужасе. Одним из важнейших требований к драматургу Пушкин считал объективность. В тексте «Бориса Годунова», в знаменитом разговоре будущего самозванца с летописцем Пименом монах советует: нужно писать, «Добру и злу внимая равнодушно, не ведая ни жалости, ни гнева». Это стремление возвысится над тем, что ты описываешь, дать читателю самому сделать вывод.

 

Драматургия априори объективна, лирика субъективна.

 

Еще требование к драматургу - историзм. Необходимость описывать чувства героя в зависимости от того, в какую эпоху он действует.

 

Пушкин глубоко вникал в историю эпохи Бориса Годунова, конца 16 — начала 17 веков. Но его драмы — не исторические произведения, они допускают художественную условность. Тут Пушкин идет на поводу у Карамзина, доверяясь, что Борис Годунов был убийцей Димитрия. Пушкин исследует характеры, он принимает за факт что Борис — убийца Димитрия, и дальше уже принимает во внимание характеры и законы истории.

 

По сути, эта трагедия — не только власти, но и народа, который не смог или не захотел противостоять этой крови.

 

Посвящает «Бориса Годунова» памяти Карамзина, умер в 26 году, а БГ вышел в 30.

 

В эстетическом отношении для Пушкина примером был Шекспир – не романтик и не классицист, у него исторические хроники. Шекспир изображал характер во всей противоречивости, сложности. Пушкинский Годунов — фигура со многими страстями, смесь тщеславия, готовности преступать все законы ради своей цели (он стремится к власти, на которую не имеет права), и в то же время способность чувствовать угрызения совести («и мальчики кровавые в глазах»). Годунов искренне патриотически заботится об укреплении государства. В то же время он очень лицемерно набожен (в начале трагедии — отказ от власти, не хочет брать на себя груз ответственности, народ вынужден падать на колени и умолять его править). Еще он прекрасный семьянин, и очень точные советы дают своему сыну: «Учись, мой сын! Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни».

 

Для драматурга-новатора важна была свобода построения плана, и отсюда отказ от пятиактного драматургического действия. Пестрые сцены — их 23, никаких явлений и действий. Они относятся к разным временам, никакого единства времени и места, более 25 действующих лиц, что невозможно было представить раньше.

 

В отношении языка Пушкин тоже новатор. Нужны архаизмы, так как прошлые века, но Пушкин знает, что зритель не готов к восприятию архаизмов 16 века. Лишь изредка использует архаизмы. Главная историческая точность не в словах, а в соответствии характеров героев духу времени.

 

Это историко-политическая трагедия. Это трагедия тиранической власти, которая пренебрегает нравственными законами ради своих целей, и трагедия народа. Пушкина интересует закономерность трагедии власти, чуждой народу, которая мальчика и не смогла покаяться.

 

Начинается все с убийства царевича, и это у Пушкина нормально для власти. Борис убивает младенца-сына Ивана Грозного за кадром, а потом убивают наследника самого Бориса, получается опять кровь невинного младенца. Власть обречена на кровопролитие, народ отворачивается от царя-ирода. «Мы сильны мнением народным». Поляки, идущие за самозванцем, оказываются плохими воинами и побеждают, потому что мнение народа, отвернувшегося от Годунова, на их стороне. Вот чем рискует любая власть, нарушая законы.

 

Ремарка: «народ безмолвствует». Почему он безмолвствует? Потому что перед этим происходит убийство Федора, которое не показано, но указано в ремарках, как нечто происходящее в палатах Годунова. Конечная ремарка менялась несколько раз (было: «народ ликует») - это удивительное провидение. По-разному можно трактовать ситуацию безмолвствия народа. Молчание может быть знаком согласия, а может народ безмолвствовать в оторопи от происходящего и в нем созревает протест новой власти. Как будто многоточие стоит в конце пьесы. Поэтому-то она и возмутила царя.

 

Любопытный момент, каким изображается народ.

С одной стороны, он носитель традиций.

С другой стороны, народ способен на унижение и жестокость к собственным детям, чтобы получить то, что от них требует. Знаменитая сцена с матерью, которая бросает ребенка о пол, чтобы он заплакал. В той же сцене есть еще один герой, который натирает луком глаза, чтобы показать, что тоже плачет.

 

В Болдинскую осень, спустя пять лет после «Бориса Годунова», он обращается к форме маленькой трагедии. Сам замысел рождается в 1826 году, в Михайловской, сразу после БГ, но реализуется только осенью 1830 года. 4 сюжета он завершает и определенным образом их циклизирует. Пушкин первым ставит Скупого рыцаря, вторым — Моцарта и Сальери, четвертым — Пир во время чумы. Здесь есть внутренняя логика.

 

МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ

Общая идея маленьких трагедий - обрисовать разные человеческие характеры, архетипы характеров с отпечатками эпохи. Нет вневременности, стремление к конкретной исторической эпохе.

 

Исследование нравственно-психологических конфликтов.

 

СКУПОЙ РЫЦАРЬ

«Скупой рыцарь» — конфликт типичный для эпохи перехода от феодализма к буржуазии. Скупой рыцарь — носитель буржуазной идеи. Оксюморон — пир во время чумы, скупой рыцарь. Для рыцаря ценны деньги. Но он не пускает деньги в дело, что противопоказано в буржуазии — противоречие. Для сына превыше всего честь, рыцарские традиции. Психология средневекового человека, беречь деньги, чтобы нажиться — для него принцип невозможный. И он оказывается без вины виноватым в гибели отца. Психологическая коллизия, когда он отказывается от предложения убить отца, но именно это ему приписывает его отец. То есть ни тот, ни тот век не способны спастись, если нет внутреннего чувства любви и преданности друг другу.

 

МОЦАРТ И САЛЬЕРИ

Другие два типа поведения — Моцарт и Сальери. Моцарт — живет вдохновением и пренебрежительно относится к своему гению, Сальери — над ним господствует разум и анализ. Гармонию он алгеброй проверял. Алгебра совершенно чужда Моцарту и не может быть в искусстве. На самом деле Сальери был современником Пушкина. Возможно, что под воздействием некрологов Пушкин и написал о нем. Пушкин считал, что если Сальери освистал оперу Моцарта «Дон Жуан», то он мог и убить Моцарта. Но ничего не доказано. Проблема нравственности. «Гений и злодейство — две вещи несовместные», это вопрос. (Гениальный злодей Наполеон, или Гитлер). Но для Пушкина гений — не злодей. Но тут же противопоставляются реальные истории в трагедии. Пушкин влагает историю о Микеланджело, который убил своего натурщика, чтобы более верно изобразить смерть. Сальери такой: «что же, Микеланджело не гений?». «Моцарт и Сальери» в постановке успеха не имел.

 

Главная психологическая черта «Моцарта и Сальери» — зависть, в «Рыцаре» - скупость. Пронизывающая идея всего цикла - исследование страсти.

 

Действие «Рыцаря» происходит в средневековой Фландрии (сегодня это Франция), Моцарт — в Австрии, Каменный гость — в Испании.

 

КАМЕННЫЙ ГОСТЬ

Дон Жуан - обращение к этому образу коснулось всех европейских литератур. Пушкин не называет Дон Жуана, хоть и имеет его ввиду. Он берет вторую часть названия из названия «Дон Жуан или Каменный гость» и форму имени Дон Гуан — испанская форма. Противопоставление мотива. Для Пушкина интересна тема смерти и любви. В «Каменном госте» она и есть — Эрос и Танатос. Пушкин стремится к своеобразию, все диалоги у него оригинальны, хоть он и опирается на Мольера. Дон Гуан в пушкинском варианте — это не просто бабник, это человек, который каждый раз действительно влюбляется и оказывается во власти любовной страсти, которую преодолеть не может, и он еще и импровизатор любовной страсти — двойственная характеристика. С одной стороны он под властью страсти и не виноват, что горе приносит, а с другой стороны — импровизатор, он репетирует свой монолог, то есть виноват. Репетиция говорит об осмысленности, а не о вольном излиянии чувств. Свою влюбленность как бы контролирует.

 

Первые три трагедии объединяются тем, что Пушкин описывает характеры, охваченные страстью. Идеи связаны с наслаждением жизнью — богатством, музыкой, женщинами. Все страсти приводят к гибели героев.

 

ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ

Четвертая трагедия — «Пир во время чумы» (1830). Он «играет» в перевод, на самом деле не переводчик. От оригинала только посыл для сюжета. Для Пушкина этот сюжет был особо злободневен, потому что Болдинская осень связана с холерным карантином — тема угрозы жизни и вместе с тем наслаждения опасностью. Оксюморон работает здесь напрямую. «Пир во время чумы» не был поставлен, но был опубликован в 1832 году. Песня председателя пира — идея эпикурейского противостояния чуме, заключающаяся в предложении запереться от болезни в своих довольствиях, не обращать внимания на то, что происходит вокруг, и даже находить наслаждение в игре со смертью. Надо обратить внимание на эпиграф и на ремарки. Когда герою говорят, что его мать умерла, он «впадает в задумчивость». Эта ремарка как раз и говорит о том, что Пушкин призывает задуматься.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Это центральное произведение по времени написания, в центре биографии (1823-1830). Выходит целиком в 1833 году. С 1825 года Пушкин печатал по главам. Своеобразная манера, «сериальная». По значимости это тоже центральное произведение.

 

Кольцевая композиция и два внутренних сюжета. Первый — в основе лежит любовь Татьяны к Онегину, в основе другого — любовь Онегина к Татьяне. Так что можно разделить роман на две части.

 

Новаторство Пушкина в жанре - «Не роман, а роман в стихах. Дьявольская разница!».

 

Веневитинов говорит в рецензии на 1 главу Онегина, что Пушкин развивается под знаком Байрона. После 2 главы достигает абсолютной оригинальности. Пушкин начинает литературу всемирного масштаба.

10 строфа 8 главы:

«Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел,

Кто постепенно жизни холод

С летами вытерпеть умел».

Много противоречий, непонятно, чье это мнение. Множественность точек зрения. Фабула очень простая. Но суть в том, как анализируются ситуации разными героями. Диалектическая природа текста.

 

Новый герой в мировой литературе, который вводит понятие "лишний человек". Чацкий не лишний человек. Чацкий высказывает негодование, уезжает, но, возможно, вернется. Психологический склад бойца. Онегин слаб. Он не будет обличительные речи толкать. Он уедет с заднего двора. Он чувствует себя лишним, но бороться не может или не хочет.

Татьяна-Ольга/ Ленский-Онегин. Отношения, Пушкин любит подобные конструкции. Онегин европеец образованный. Вольтерьянец. Ленский воспитан в Германии.

Ленский не сложившийся до конца характер. Мы попадаем в разные условия воспитания. Ленский может стать вольнолюбцем (у него есть этот зародыш). Мог стать барином, как Дмитрий Ларин.

В романе есть две части. Дуэль - потрясение в душе Онегина. Описаны переживания героев. Им одолела страсть в перемене мест. Обновленный Онегин возникает в 8 главе. Онегин меняется. В авторском пояснении, когда Онегин возвращается в Петербург. "Он вам знаком? И да, и нет". Теперь он может реально увлечься Татьяной. Он способен к обновлению души. Онегин не просто лишний человек и остается таким. Он поворачивается другими гранями. Это новая поэтика, поэтика реализма. Это попытка показать человека в развитии. Татьяна также представлена в развитии. Татьяна влюбилась в образ Онегина в собственном сознании. Она превращается во взрослую, осознающую свою роль в обществе. Когда Татьяна читает книги с отметками, узнает Онегина. Видим, что его привлекали романы. Татьяна признается, что все еще любит, но у нее есть долг перед мужем.

Белинский в цикле статей о Пушкине: "Татьяна - смешение деревенской мечтательности с городским благоразумием". Не хочет изменить мужу, чтобы не стать объектом слухов и сплетен. Она не свободна от мнения толпы. Эту ситуацию видит по-другому о Татьяне (речь о Пушкине на открытии памятника на Пушкинской площади): "Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Это ум в инстинктивном плане". В этом истинно положительный тип. Иначе себя русская женщина вести не должна.


Белинский - Достоевский о Татьяне Лариной. Оба правы и неправы одинаково.

В романе в стихах не три главных героев. Герои - двигатели интриги. Онегин, Татьяна, Ленский и АВТОР! Образ автора, лирический герой. Присутствие его важно. Его отступления - это роман в романе. В отступлениях рассказывает о своем творчестве, как его все сильнее привлекает проза.

 

Быть может, волею небес,

Я перестану быть поэтом,

В меня вселится новый бес,

И, Фебовы презрев угрозы,

Унижусь до смиренной прозы;

Тогда роман на старый лад

Займет веселый мой закат.

 

В 1827 в Михайловском: "Лета шалунью-рифму гонят". Это актуально для многих поэтов. У Пушкина в его поэзию входит проза (7 глава). "Люблю песчаный косогор, калитку, сломанный забор" - важная перемена по сравнению с южными поэмами. Реалистическая манера письма.

Роман не имеет финала, не потому что Пушкин не смог завершить. Он специально в авторском отступлении пишет, что оставляет героя на перепутье, "в минуту злую для него". Это открытый вопрос, вернется ли Онегин к образу лишнего человека или нет. Цель - привлечь читателя к сотворчеству. Читатель - друг.

1827 год - переход к прозе. Отвергает изящество жеманных произведений сентименталистов. И против шешковистов, и против Карамзина. Нужна изящная простота, благоразумным слогом признает слог Вольтера - он краток, точен и в нем много мысли.

 

Пушкин пишет о смиренной прозе, выполняет свое обещанное в 3 главе Онегина, роман на старый лад - пишет "Арап Петра Великого". История женитьбы Ганнибала мифологизированная. Пушкин не закончил роман, не удовлетворившись тем, что получилось.

 

ПОВЕСТИ БЕЛКИНА

В Болдино опять обращается к просьбе. Пишет повести Белкина 5 штук ("История села Горюхино" не входит). Вместо предисловия - письмо, где сказано, кто такой Белкин. Передает повествование разным персонажам. Они ретрансляторы историй. Источник-пересказчик-автор (издатель). Хочет ввести простую речь с помощью Белкина.

 

"Станционный смотритель" и "Гробовщик" - проблема "маленького человека". Традиционно рисуется представитель низших сословий, ремесленник. Смотритель («мученик 14 класса») гробовщик (мещанин). Их бедность подчеркивается позже. Пока на первом плане проблемы этико-философские.

 

СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ

У Самсона Вырина висят картинки возвращения блудного сына - привет Карамзину "Бедная Лиза". Смотритель не верит, что Дуня может быть счастлива.
Зачем Пушкин намекает и переигрывает сюжет "Бедной Лизы"? Чтобы показать, что жизнь намного многообразнее, чем представлена уже в литературе.

 

ГРОБОВЩИК
"Гробовщик" действует по моральным законам только во сне. Пробуждаясь, нравственные нормы отступают. Он переходит на примитивный путь борьбы за существование. Игра со сном и явью. Ахматова оценивала высоко повести Белкина: «там звучат грозные вопросы морали». Не оценены были повести современниками, Пушкин назвал их побасенками.
Толстой заявил, что мораль чувствуется и усваивается.

 

МЕТЕЛЬ
"Метель". На первый план выходит жизнь метели, снежной бури. Роковая ошибка произошла именно во время метели. Жених Владимир не смог приехать на свадьбу к Марье Гавриловне. Трагикомедия становится драмой героев, но завершается счастливым концом. Метель непредсказуема. Все превратности к лучшему. Встреча с Бурминым - знак судьбы.

 

ВЫСТРЕЛ
"Выстрел". Традиционный романтический сюжет. Недаром стоит первой. Загадочный и неоднозначный сюжет, здесь остается важный моральный вопрос. Цена, которую хотел, чтобы заплатили окружающие за унижение. Насколько нужно защитить свое достоинство, и оправдывает ли эта цель средства.

Пушкин создает русскую прозу нового европейского уровня.

Начало русской классической прозы. Классика - то, что проверено временем. Пушкин усваивает традицию и иронически намеками ее переосмысливает. Узнаваемые маски у Сильвио в "Выстреле". Пушкин насыщает просто изложенные произведения серьезной нравственной проблематикой. Белинский не оценил этого. Также движение к сказовой форме повествования. Слог имитирует язык заурядных людей. Белкин не один повествователь, язык у всех разный.

 

ПИКОВАЯ ДАМА
Пиковая дама. Вторая Болдинская осень. 1833год.

Была переведена удачно в 1849 году. Имя Пушкина ассоциируется уже с серьезными произведениями.

 

Пиковая дама. Подзаголовок - Петербургская повесть - повесть о петербуржце.

 

Тип человека нового времени. Наполеоновский характер подчеркивается. Внешность Германна и Наполеона похожи (надо знать, где об этом говорится). Германн рассчетлив, энергичен, страсть к деньгам, он одержим ею. Он волевой человек. Он не играет до тех пор, пока не знает секрет. Может себя держать в узде. Рационалистический тип. Герой не похожий на Чальза Гарольда и Онегина.

 

Черты архетипного порядка: житийно-идиллический (Гринев), авантюрно-героический (Германн).

 

Герой напоминает Раскольникова. Убийство допустимо ради цели. Цели убить у Германна не было. Фантастический элемент в сюжете. Все происходит во сне и в состоянии умопомрачения. Германн проигрывает схватку с внешними целями и лишился рассудка и свободы. Лизавета выигрывает. Она обретает счастье семейное, но теряет наивность и мечтательность. Пушкин гениален, коротко намеком дает идею, чтобы хватило размышлять и додумывать ее: он бросает фразу: "У Лизаветы Ивановны в доме появляется воспитанница после свадьбы". При простоте сюжета, важное понимание диалектики предопределенного и случайного. В пушкинской жизни важна предопределенность. Не все так просто в этой жизни, - говорит Пушкин.


КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА
Он продолжает работу над романом "Дубровский". Пушкин начинает роман "Капитанская дочка". Заканчивает 1836 году, печатает в "Современнике" 19 октября 1836 года. Обращается к пласту времени Екатерины. Это эпоха Пугачевских восстаний (1773-1775 годы). Пушкин позволяет себе писать, что Пугачев не совсем и злодей. В историческом романе славился Вальтер Скотт (Шотландия, Великобритания). Согласно его традиции в историческом романе необходимо описывать определенный исторический пласт. Пушкин берет стремление показать историю на жизнь обычного человека. Пушкин показывает характер и сюжет как определение исторической ситуации. Общая идея о значимости каждой человеческой личности.

 

Для Пушкина великий человек, когда человек проявляет христианское милосердие, гуманизм. "Лелеющая душу гуманность" - Белинский. Понимание ценности человеческой жизни. Интерпретация образов Пугачева и Екатерины 2.

"Кантианская дочка" - движение к большой эпической форме, роману.


В "Капитанской дочке" в большей степени социально-нравственный, социально-исторический роман. Эпиграф к каждой главе. Главный эпиграф: "Береги честь смолоду" - формула дворянина. Что такое честь? Гринев сохранил честь. Но честь Швабрина? Конфликт Швабрин-Гринев. Тут сказывается конфликт старого и нового дворянства. Дворянство, выдвинувшееся на службу государю, фаворитизм. Другие служили не за блага Петра, а ради идеи России. Пушкин ощущал проблему нового выслужившегося дворянства. Важно служить стране, а не ради материальных благ. Пушкин судит ситуацию с Александровской эпохи, смотрит на времена Екатерины. Человек 30-х, 20-х годов и люди времен Екатерины - разные.

Гринев рассказывает о прошлом, о своем отце, перестал служить, когда нужно было переприсягнуть. У них со Швабриным разное понимание чести, правды и добра. Швабрин просвещенный и талантливый человек.

История пугачевского восстания. Пушкин пишет специальный исторический труд. Понимание исторической основы характеров. Не многие вникали в историческую подоплеку. Пушкин изучает историю, Пугачев не такой и злодей, каким он представил в официальных печатных изданиях. Не мог ссылаться на Карамзина, потому что он не успел этого написать. Не было авторитетной исторической основы. Он работал с мемуарами, документами. Народ - неоднозначная фигура. Не весь народ поддерживает Пугачева. Опасность национальных меньшинств (история с пленным башкирцем). Есть народ, поддерживающий революционные настроения, но есть и те, кто сохраняет верность помещикам (Савельич). Возможна гармония между дворянином и крестьянином. Пушкин не утаил и не приукрасил, что дворянство пренебрегало крепостными, даже преданными. Письмо Гринева-старшего к Савельичу. Неразрешимое внутреннее противоречие. Савельич отвечает: "Я раб, но не собака". Крепостные понимают, что нужно уважение, они люди.

"Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный" - Мнение Гринева и Пушкина. Народный бунт ужасный. Пушкин считает, что можно избежать катастрофы.

1. Любовный роман Петруша-Швабрин-Маша Миронова
2. Дворянство - Крестьянство.

Всего четыре встречи Гринева и Пугачева. До начала любовной интриги, на последней встрече заканчивается история пугачевского бунта.

ВАЖНО! 3 встреча. Гринев у Пугачева по собственной воле в Белогорской крепости. Важен их разговор. Пугачев говорит о себе, о понимании мироздания. Рассказывает сказку об орле и вороне - лучше один раз выпить живой крови, чем 300 лет есть мертвечину. Для Пугачева языческая позиция близка. Гринев комментирует эти слова Пугачева: "А по мне что клевать мертвечину, что пить кровь - едино неприемлемо". Потому что религиозно-нравственный конфликт. Христианские нормы. Главная заповедь не убий. Христианские законы жизни. Пугачев – язычество/ Гринев – христианство.

Главное - способность к прощению и милосердию. Пушкин в зрелые годы часто обращается к христианским душевным темам.

В лирике стихотворение "Отцы пустынники и жены непорочны" - переложение молитвы. Там просьба о смирении.

"Направлен я бегу к Сионским высотам" тот же 1836 год.

Любопытно в финале "Капитанской дочки" - Маша спасает Гринева. Екатерина милует Гринева. Сказочная ситуация (добрая фея). Пушкин не столько верит в справедливость суда, сколько верит в важность милосердного правителя. Монархия, которая сильна не только конституционностью и подчинению закону, а милосердием.

 

КРИТИКА ПУШКИНА
Пушкин - критик. Пушкин издавал не только современник. Как он понимал критику. "Опровержения на критики". Цельного текста не получилось. Отрывок о «Полтаве» очень важен и особенно интересен. Общий пафос: как он оценивает состояние критики - показывать степень образованности всей литературы. Аристократическая привычка не отвечать на критику не верна, потому что мнения критиков усваиваются аудиторией. Писатель должен опровергать ошибочные мнения критиков, чтобы аудитория нормально поняла произведение.

Пушкинское творчество - результат предшествующей литературы. Ему открывали двери все предшественники - Жуковский, Батюшков, декабристы. Творчество питало и питает литературу России. Аполлон Григорьев: "Пушкин - наше все". Розанов 1899 год: "Своеобразный и закругленный мир как космос можно им одним пропитаться всю жизнь. Все разнообразно, все цветет и дышит".

 

ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПЛЕЯДЫ

1837 год – Некролог Пушкину написал В.Ф. Одоевский. "Закатилось солнце нашей поэзии". Вызывалось ощущение, что Пушкин будет причислен к лику святых.

 

В 1834 году Боратынский назвал Вяземского звездой разрозненной плеяды. Впервые здесь "плеяда".