ЛИРИКА ПУШКИНА

ПУШКИН

Годы жизни: 1799 — 1837

 

Пушкин — общепризнанный гений русской литературы. Достоевский говорил, что Пушкин — второй российский гений после Ломоносова.

 

Русская литература не только заимствует наработки зарубежных писателей, но и создает новое.

 

Есть шесть основных периодов

1813 — 1817 — лицейский период

 

В 1813 году появляется первое стихотворение (дошедшее).

 

1817 — 1820 — первый Петербургский период, под знаком гражданской лирики. Поплатился за тему политической свободы первой ссылкой.

 

1820 — 1824 — период Южной ссылки. Ссылка была относительной, он служил. Пик романтического творчества и движение к реализму — в 23 году начинает писать «Евгения Онегина». За ним следует более жестокое наказание.

 

1824 — 1824 — ссылка в Михайловское. Развитие реалистических тенденций в творчестве, прежде всего в «ЕО», трагедия «Борис Годунов».

 

1826 — 1830 – следствие по делу с декабристами, разговор с Николаем 1. Москва — родной город, а Петербург он просто любил.

Первая болдинская осень 30 года — циклы «маленькие трагедии», «Повести Белкина», плодотворнейший период.

 

1830 — 1837 — последний период, жизнь оборвана дуэлью с Дантесом. Тут преобладают глубокие философские мысли в лирике, больше обращается к прозе.

 

Можно разделить и на 3 больших периода: доонегинский (до 23, взросление), онегинский (23-30) и послеонегинский (30-смерть, зрелость).

 

 

Лирика - это ведущая линия творчества. Но она ослабевает, и идет интерес к прозе. Лирика сохраняет очень глубокую философскую тематику даже у позднего Пушкина («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»).

 

К ДРУГУ СТИХОТВОРЦУ

Первые литературные опыты у Пушкина — лирические. Первое опубликованное стихотворение — «К другу стихотворцу» 1814 года с зашифрованной подписью из криптонимов (Н. К. Ш. П. - «Пушкин» в обратном порядке).

 

В первом стихотворении (ему 14 лет) он как истинно мудрый человек хочет наследовать принципы классической школы. Пушкин не Лермонтов — он не говорит «нет, я не Байрон», он открыт прошлому. У него было радостное ученичество. Лицей он отличает как вторую родину («Отечество нам царское село»).

 

Стихотворение «К другу стихотворцу» вместе с тем остерегает адресата: страшна участь бессмысленных писцов с огромными виршами и стремлением к архаичным формам. Это шишковисты. Хотя принадлежит больше к карамзинистам, не отрицает опыт тех, кто писал высоким стилем, например, Ломоносов.

 

ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

Ценный опыт Пушкина в гражданской лирике.

«Воспоминания в Царском Селе». Царское село для него — памятник российской истории, в творчестве важно отношение к истории. Написано стихотворение высоким стилем, даже первые строчки: «Навис покров угрюмой нощи на своде дремлющих небес». Пушкин был преемником Державина, но есть черты новой поэзии — многотемность. И тема 1812 года и Наполеона, и воспевание Екатерины. Наполеона он показывает исключительно как тирана («тиран земли родной»). Позднее все меняется.

 

«Воспоминание в царском селе» интересно еще в одном отношении. Пушкин вослед своему учителю Жуковскому, которого он там упоминает, стремится соединить гражданское начало с началом лирическим. Здесь звучит замечательное признание в любви Москве, которое как раз эту интимную тему воплощает наиболее ярко.

 

К МОРЮ

«К морю» - классическая (не классицистическая!) романтическая элегия. Там среди властителей дум своего поколения он упоминает Наполеона.

 

ГЕРОЙ

«Герой» 1830 - знаковое стихотворение времен болдинской осени. Это диалог-размышление между поэтом и его другом-историком. Автор говорит о Наполеоне как о великодушном человеке, Наполеон является к солдатам, страдающим от проказы, рискуя заболеть, пожимает им руки, проявляя мужество. Есть здесь и внутренний диалог, которым живет душа автора, стремление и к исторической истине, и к мифологизации, которая сеет доброе, вечное. Эпиграф здесь - «что есть истина?». Кто есть истинный герой?

 

Эти три стихотворения — вехи образа Наполеона.

В зрелые годы Пушкин представляет Наполеона в двух аспектах.

1.Крупная историческая фигура, палач феодального общества (историческая элегия «Наполеон», которая начинается с «угас великий человек»). Он сумел изменить Европу, пускай жестоко и с кровавыми действиями.

2.В литературно-мифологическом аспекте, образ Наполеона - демонический герой, сын рока.

 

Программным является заявление Пушкина о том, что без сердца герой - тиран. Поэту близка тема великодушия и милосердия.

 

Наполеон — сложная, неоднозначная, но символичная фигура, интерес к которой не покидает Пушкина на протяжении всего творческого пути.

 

Гедонизм в лирике (воспевание чувственных удовольствий) — тема раннего Батюшкова, Пушкин перехватывает эстафету.

 

Петербургский период проходит под знаком темы свободы. Но тема свободы не как сочувствие декабристской идее, которое есть в стихотворениях ода «Вольность», «послание к Чаадаеву I» («Любви, надежды...»), «Деревня». В трех этих стихотворениях тема — политическая и социальная свобода.

 

Но вообще свобода понимается Пушкиным шире, как состояние души человека, который протестует против всякого подавления личности.

 

Три стихотворения (ода «Вольность», «послание к Чаадаеву I» («Любви, надежды...»), «Деревня») входят в пропагандистский багаж декабриста. Пафос связан с идеологией декабристов как противостояние абсолютизму и деспотизму.

 

ВОЛЬНОСТЬ

Особенно в оде «Вольность» — Пушкин восклицает «Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон» - про монархов, это идея закона превыше всего. Но не выступает против монархии.

 

ДЕРЕВНЯ

Антикрепостничество Пушкина ярко проявилось в стихотворении «Деревня». Он выстраивает стихотворение двухчастно. В первой он рисует идиллическую картину с пейзажами, деревня дает вдохновение и все такое — сентиментализм. Этому противопоставляются гражданские стихи (деление противительным союзом НО: «Но мысль ужасная мне душу омрачает»). Начинается рассказ об ужасах крепостничества. Есть и третья часть, которая является призывом к читателю и царю (Пушкин не против царя). Он советует царю отменить крепостное право.

 

К ЧААДАЕВУ

«К Чаадаеву» - Пушкин тут показывает владение разными поэтиками, в том числе сентиментализма. Как и в «Деревне», начало написано в сентиментальном духе. Пушкин включает в интимный жанр послания гражданские идеи и политические призывы: «Товарищ, верь, взойдет она» и так далее. Что же такое обломки самовластья? Это не обломки монархии. Самовластие в те годы - монархия с абсолютистской системой правления, не учитывающая волю народа или просвещенного сословия, то есть без всяких элементов парламентаризма. То есть это о падении абсолютизма, а не монархии. Пушкин, за свободолюбие поплатился свободой. Но Александр I преследует Пушкина не за стихотворение «Деревня» (1818), хотя оно последнее перед ссылкой, а за оду «Вольность», потому что там он ощутил некую угрозу правителю. Речь идет еще и об исторических примерах казней — казнь Людовика 16 и убийство Петра 3.

 

 

В южной ссылке усиливается философское осмысление мироздания, в том числе идей свободы. Романтическая школа.

 

ПОГАСЛО ДНЕВНОЕ СВЕТИЛО

«Погасло дневное светило» - написано в начале ссылки, когда он плыл в корабле по морю, а заканчивается она стихотворением «К морю». Морская тема окаймляет ссылку.

 

Морская тема привлекает романтиков, Байрона, например. Море ассоциируется с непредсказуемостью, свободой. В стихотворении рефрен про волнующийся океан - стремление призвать к движению. Лирический герой исполнен противоречий. С одной стороны, воспоминаньем упоенный, он живет в мире прошедшего и не может от него отказаться, хотя хотел бы, может быть. Второй мотив — он ищет новых впечатлений. Стремление к новому - характерная эмоциональная доминанта для романтиков.

 

ПОСЛАНИЕ К ЦЕНЗОРУ

Два «Послания к цензору» (1822). Нужна разумная цензура. Пушкин со своим свободолюбием выступает в поддержку цензуры. Но парадокса нет. Пушкин взрослеет, видит явления во всей совокупности противоречий. Высмеивает реальных цензоров, но говорит об идеальном цензоре и цензуре, подчиняющейся разуму. По поводу европейского отказа от цензуры говорит, что российская действительность не созрела.

 

Вообще эпоха южной ссылки — период переоценки ценностей и духовного кризиса.

 

 

СВОБОДЫ СЕЯТЕЛЬ ПУСТЫННЫЙ

«Свободы сеятель пустынный» 1823 года - реакция на спад освободительного движения в Европе и России. На Пушкина влияли известия из Европы — подавление испанской революции, где большую роль играл Риега. Реакция поэта неоднозначна. В стихотворении он пишет о том, что этот сеятель идей свободы вышел рано, до зари, и поэтому он не может быть понят народом. Очень пессимистические настроения. Можно интерпретировать и в общефилософском плане. Эпиграф играет важную роль — он взят из Библии («Изыди сеятель сеяти семена своя»). Пушкину тогда 23 года, рано повзрослел.

 

Лирика и после декабристского восстания часто исполнена пессимистическими настроениями.

 

ДАР НАСПРАСНЫЙ, ДАР СЛУЧАЙНЫЙ

«Дар напрасный, дар случайный». Вторая строчка — о жизни. Жизнь — дар случайный, напрасный. Это еще и написано в день рождения Пушкина. Символическое значение — это расписка в трагедии самоощущения, отсутствии цели в жизни. Церковь неодобряет, но тогда логика преследования инакомыслящих была иной. Митрополит Филарет ответил ему стихами. Пушкин ему потом ответил, в какой-то мере согласился. В целом пушкинское мироощущение жизнеутверждающее.

 

ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ

«Песнь о вещем Олеге» – Пушкин обращается к поэтике стилизации. Спорный момент баллада это или стихотворение. Скорее баллада. Во второй половине 20х начинается борьба за пути развития русской баллады. Сторонники Жуковского, русская партия – сторонники Катенина и Катенин. Катенин сторонник жесткой стилизации. Пушкин в своей балладе «Песнь о вещем Олеге» стремится передать не только дух времени, но и взгляд на то время с точки зрения русского человека 19века. Историзм входит в повествование Пушкина. Это шаг вперед от Жуковского и Катенина. Больше баллад Пушкин не писал. Но это важная точка в развитии Пушкина в лироэпическом роде.

 

НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ

Пафос стихотворения «На холмах Грузии» оптимистичный. «Печаль моя светла» - ощущение светлой печали, света в конце туннеля, надежды.

 

СТАНСЫ

1826 – «Стансы», где Пушкин обращается к Николаю 1, посвящено Петру 1, причем его образ явно идеализируется, это делается от желания создать идеальный образ царя-преобразователя. Мифологизация Петра 1 происходит и в «Полтаве». В «Арапе Петра Великого» тоже идеализируется Петр I. Интерес к событиям 1709г. вполне естественный, т.к. Пушкин ищет исторический момент, когда наиболее ярко проявилась способность Петра возглавить нацию и определить вектор развития страны. Для Пушкина было важно единение народов России.

 

Петр - герой, реализует предназначение России быть во главе восточнославянских народов, поэтому никакой отдельной Украины быть не может. Пушкин рисует Мазепу, как корыстолюбца и властолюбца, который просто стремится к власти, народ его не интересует. Мазепа - антигерой, а Петр – герой. Для Пушкина периода начала 18в. важен. Мазепа, Карл 12, Петр 1 – только Петр 1 обеспечил себе памятник – идея памятника, который поставил себе Петр еще при жизни. Ясно, что это памятник – Россия. Именно Петр победил Мазепу и Карла 12, Петр действовал в направлении с вектором ветра истории. Пушкин верит в некую историческую предопределенность. Рисует Петра как творца с большой буквы. «Он прекрасен, он весь, как божия гроза».

 

ПОЭТ

Тяжелые настроение и переживания отразились в трактовке темы миссии поэта. Лотман в книге «Пушкин» пишет, что в творчестве поэта можно выделить три уровня осознания темы. Про поэта. Стихотворение «Поэт» с этой точки зрения характерно:

 

1.Поэт как светский человек, живущий в обществе обычный человек.

Пока Аполлон не требует его труда, поэт живет как все. Публичного внимания творческая сторона не должна призывать.

 

2.Поэт как профессиональный литератор. Это 20-е годы, начало профессионализации литературного труда, можно жить на доходы от публикаций.

 

3.Поэт с большой буквы, поэт как Творец, который самостоятелен и самодостаточен. Значимо стихотворение «Поэт» 1830 года в форме сонета, и стихотворение «Поэт и толпа».

 

ПОЭТ И ТОЛПА

Это декларация на то, что Пушкин потерял читателя и сходит с Олимпа. Пушкин выражает свою принципиальную позицию. Здесь можно прочертить параллель Пушкин — Гете. Стратегия Гете – возвышение над бурными страстями и боями в литературе. Право на свободу от мнений толпы. В эпиграфе «Поэта и толпы» есть слово «профаны» на латыни — непосвященные в таинство высокого искусства (могут быть в любой социальной группе).

 

РАЗГОВОР КНИГОПРОДАВЦА С ПОЭТОМ

В знаменитом стихотворении «Разговор книгопродАвца с поэтом» (предварение «Евгения Онегина») есть программная строчка на эту тему: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Важно, что ты пишешь не под заказ, а продаешь тому, кому понравилось и может больше заплатить, но не подстраиваешь произведение под требования заказчика. (Достоевский писал под заказ, в отличие от Пушкина).

 

В зрелые годы Пушкин все больше обращается к философской тематике.

 

АНЧАР

«Анчар». Темы свободы. Но есть еще один пласт — ответственность человека (низов и верхов — обоюдная). Тема очень характерна для Пушкина 30-х годов.

 

Ощущение связи времен и ощущение единства.

 

БРОЖУ ЛИ Я ВДОЛЬ УЛИЦ ШУМНЫХ, ВНОВЬ Я ПОСЕТИЛ

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» и «Вновь я посетил». Мир природы и человека едины. Закону времен подвержены все. Пушкин как представитель гуманистической идеологии. Пушкин ощущает связь времен и поколений. Но Пушкин готов признать движение времен как оптимистическое. Открытость всему новому - «Здравствуй племя, младое, незнакомое» («Вновь я посетил»). Он ощущает связь времен и связь поколений, а себя — как свидетеля движения истории.

 

БЫЛА ПОРА: НАШ ПРАЗДНИК МОЛОДОЙ

«Была пора: наш праздник молодой» завершает лицейский цикл — написано 19 октября 1836 года в юбилей Лицей, 50 лет. «Чему, чему свидетелем мы были», хотя Пушкин был и участником.