РОМАНТИЗМ

Одна из значительных черт русской литературы данного периода — переход:

Классицизм — романтизм — реализм.

 

Эти литературные методы связаны с исторической эпохой, они ей предопределены.

 

С конца 18 века, господствовал классицизм, а сентиментализм только зарождался, например, Карамзин.

 

Потом появляется новое поколение, лет на 20 моложе — Державин, Батюшков, которые зарождаются как сентименталисты, а потом преодолевают его и идут к вершинам романтизма. Иногда сентиментализм и романтизм отождествляют, иногда сентиментализм называют лишь течением, а классицизм и романтизм — направлениями. Так или иначе, общее движение бесспорно идет от классицизма через сентиментализм к романтизму.

 

До 1816 года Державин продолжает свое творчество, благословляет Пушкина. Но Пушкин начинает не как классицист в чистом виде, в его творчестве заметны черты и сентиментализма, и романтизма. Конец 18 — начало 19 века — в целом в мировой практике это условный переход к романтизму и сентиментализму.

 

Великая французская революция, 1789 — 1793 год. Это было потрясение для всех в мире. Потом Октябрьская революция - новые понятия в мироощущении людей того времени, потому что она делалась под знаком торжества разума, и весь классицизм выстраивается в свете рационализма. Но сама ВФР показывает, что были некие коренные проблемы, которые не решались с помощью разумного желания людей. Крах веры в возможность изменения мира с помощью разума, приводят к тому, что мир противоречив. Германия - развитие духовной жизни, становление великой немецкой философии, Кант, Фихте, Гегель. Немецкая идеалистическая философия начинает влиять на литературные круги. В России тоже появится группа поэтов-любомудров (= «философов»).

 

Новая философия обращает внимание на выявление универсальных начал, способность видеть исторические закономерности.

 

Первый момент, который переносится на литературу - Системность и универсальность.

 

Второй – иррациональные и мистические учения, повлиявшие на литературу.

 

Третье - для эпохи романтизма типично обращение внимания на глубинные причинно-следственные связи.

 

В эти же годы начинается осознание того, что личность — это самоценность. Индивидуализация сознания. Одиночество зачастую становится преимуществом, герой одинок не потому, что он возвышается над людьми Одиночество — и вина, и беда героя. В этом смысле Печорин — не отрицательный герой для Лермонтова и для тех, кто разбирается.

 

Отказ от абсолютной веры в разум приводит к мистицизму. Философия романтизма предопределяет проблему двоемирия - понимания того, что весь мир основан на противоречии между миром идеалом и миром действительном.

 

Жуковский и Батюшков много внимания уделяют этим проблемам. Мир мечты, идеала не может соединиться с миром действительным. Для реалиста эти два мира совместимы, для романтика - несовместимы. Это антагонизм — неразрешимое противоречие.

 

Мир развивается через борьбу противоречия. У романтиков есть цель достижения идеала.

 

Есть писатели, которые акцентируют внимание на порыве героя в этот мир мечты. Энтузиазм и мечтательность характерна для гражданского романтизма — писатели-декабристы, Рылеев, Глинка, Кюхельбекер. Они воспевают порыв к свободе, порыв к высокому, истинному.

 

Есть другая линия в романтизме — она подчеркивает недостижимость высокого идеала, это философский романтизм. Акцент на неизбежном крахе порыва героя к идеалу. Эта недостижимость идеала приводит к скептицизму и пессимизму — одна из важнейших психологических линий в философском романтизме.

Представители — Батюшков, Жуковский (но для него пессимизм не характерен, это связано с проблемой веры, которая спасала от пессимизма).

 

Проявление пессимизма — у Байрона, ему подражали. Он был властителем Дум, как его назовет Пушкин в стихотворении «К морю».

 

Разница между скептицизмом и пессимизмом:

- скептицизм - философия сомнений, стремление подвергнуть сомнению все устоявшиеся истины, но не отрицает некие идеалы как возможно существующие

- пессимизм — это полное разочарование и невозможность принять хоть какие-либо абсолютные истины.

 

Романтизм, конечно же, в своем европейском виде, а потом и в российском (мы заимствуем его у Германии и Англии через переводы, но достаточно самостоятельные). «Переводчик в прозе раб, переводчик в поэзии соперник» - Жуковский написал в своей статье про басни. Многие переводы из английских и немецких романтиков и сентименталистов (Жуковский) становятся прямо-таки великими. Говорят даже, что благодаря переводам, Байрона в России представляют даже лучше, чем он был.

Романтики и в Европе, и в России ориентируются на средние века, а не на античность, как классики. Средние века - это время формирования отдельных наций, время выделения национального сознания из общемировых структур, внимание к фольклору — основе жизни нации. Народность, национальные особенности — то, к чему устремлены взоры романтиков.

 

Интерес к индивидуальности проявляется и в отношении к писателю, к его личности. Отвергается принцип подражания природе, происходит установка на авторскую поэтику, художественное своеобразие автора. Есть только некие законы и закономерности, но дальше каждый автор должен быть свободен. Грибоедов отвергает принципы классицизма, к письме Катенину написал: «Я как живу, как и пишу, свободно».

 

Начало романтизма – начало 19 века (Жуковский, Батюшков). Взлет романтизма и его господство — это 10-е — начало 20-х годов, Пушкин. Жуковский признал это, когда вышел «Руслан и Людмила» он подарил Пушкину портрет свой «Победителю-ученику от побежденного-учителя».

 

Жуковский тогда сходит с литературной арены, начинает заниматься воспитанием царственного воспитанника Александра II (сын Николая I).

 

Середина 20-х годов — это кризис романтизма. И неслучайно в 1823 Пушкин начинает писать Евгения Онегина, в 1825 первая глава выходит в печать. «Евгений Онегин» означает переход от романтизма к реализму.

 

Первая четверть — под знаком становления и торжества романтизма, а в середине 20-х годов начинается его кризис. Но в 30-е годы начинается новый подъем романтизма. Лермонтов в своей поэзии — воплощение романтического мироощущения. В больших произведениях «Маскарад», «Мцыри» - тоже черты романтизма. В «Герое нашего времени», хоть это и реализм, тоже есть черты романтизма. Теряет свои позиции романтизм только к 40-м годам, к началу натуральной школы.