Индийская ступа

Культовая архитектура в период расцвета рабовладельческих государств

Примерно с VI в. до н. э. центр экономической культурной жизни Индии надолго устанавливается в бассейне Ганга. В результате длительных междоусобных войн в нем образуется государство Магадха. В V в. до н. э. оно расширило свои границы за счет освобожденных от персов северо-западных районов, а в IV в. сумело отразить войска Александра Македонского. Переломным этапом в ее истории стал VI в. до н. э., когда в обстановке, накаленной междоусобными и внешними войнами, происходила коренная ломка в установившемся религиозном мировоззрении. Буддийский культ, не признающий классовых и сословных различий, быстро завоевал господствующее положение.

Начали появляться монашеские общины, которые сначала не имели собственных культовых и жилых зданий и помещений. Они собирались для встреч и отправления церемоний в естественных пещерах или просто под временными навесами, в остальное время проповедовали и собирали пожертвования по городам и поселениям.

Постепенно, с притоком людей и пожертвований, монастырские общины видоизменились в организации с строгим уставом, которые уже могли заниматься сооружением необходимых им построек. В этот период зародились основные типы монументальных культовых сооружений:

- ступы,

- скальные храмы и святилища, позднее и наземные храмы,

- монастыри и монастырские комплексы (сангхарама или вихара).

X-XI вв. - времена наивысшего расцвета индийской архитектуры, наступившего в период господства феодального строя. В то время Индия состояла из отдельных феодальных государств, где на основе богатого культурного наследия предыдущих эпох развились местные архитектурные и художественные школы. Индийская архитектура с древних времен выработала свой художественный язык, источником которой, как считает большинство исследователей, стали традиции народной архитектуры. Монументальная архитектура этого периода - это, главным образом, брахманские и джайнские (два направления индуизма) храмы и их комплексы.

На последующее развитие индийской архитектуры большое воздействие оказал ислам, под влиянием которого ее характер претерпел изменения, обогатив ее новыми формами дворца и мавзолеями.

Очень интересна с архитектурной точки зрения так называемая «ступа», выросшая из простого холмообразного надгробия. С того времени, как Будде стали поклоняться, как божеству, появилась нужда в хранилищах реликвий, таким образом возникли курганы для хранения священных буддийских реликвий - ступы.

Вокруг ступы сооружали ограждение с четырьмя воротами-входами, ориентированными по сторонам света. Внутри ограждения вокруг ступы пролегала дорожка, по которой совершали молитвенный ритуальный обход ступы. Ворота обычно украшались рельефами, изображающими сцены из жизни Будды.

Постепенно ступа превращается в монументальный памятник — свободно стоящее сооружение из камня и кирпича. Сначала это были простые постройки без украшений в форме, символизирующей перевернутую миску Будды, служившую для сбора подаяний. Они имели вид полусферы или сплющенного купола на цилиндрическом квадратном основании. Самые древние из обнаруженных ступа были выложены из кирпича.

Сверху на ступа помещался небольшой павильон с металлической мачтой, на которой закреплялись зонты, символизирующие различные части вселенной, количеством 2, 3, 5, 7, 9 и 13. Драгоценный реликварий находился в небольшой полости, доступной сверху.

Ступа была окружена оградой с четырьмя монументальными воротами. С течением времени ступы получают все более богатое архитектурное и скульптурное оформление. Примером могут служить ступа в Санчи, одна из наиболее древних (III в. до н. э.), ступа в Бхархуте и наиболее известная ступа Боробудур на Яве.

Ступа в Санчи имеет форму, близкую к полусфере, высотой 23,6 м, диаметр основания - 36,6 м. Она выложена из кирпича и облицована красным песчаником. Ступа помещена на площадке, по которой можно ее обойти вокруг. На площадку ведут ступени. Примечательна каменная ограда этой древней ступа, особенно резные ворота, имитирующие деревянные.

Также в Индии сооружались мемориальные ступы в честь почитаемых буддистами личностей и событий, а также ступы, построенные отдельными лицами согласно данному обету. Зачастую вокруг крупных ступ размещались множество ему подобных самых различных размеров.