III. Статистика

II. Перемещение

I. Оформление

-мониторинг таможенного оформления товаров;

-контроль доставки товаров;

- таможенный надзор за товарами под определенным таможенным режимом;

- валютный контроль;

- контроль таможенной стоимости;

- тарифное и нетарифное регулирование ВЭД.

- учет фактического ввоза-вывоза товаров при взаимной торговле;

- контроль перемещения транзитных товаров из третьих стран;

- учет и контроль над производством и оборотом подакцизных товаров.

- профилактика контрабанды (в том числе наркотики, психотропные средства, оружие);

- ведение таможенной статистики;

- анализ рисков.

КАИС по предметным областям:

- таможенный контроль;

- правоохранительная деятельность;

- таможенные платежи;

- управление персоналом;

- контроль доставки товара;

- движение товаров на СВХ.

Работа КАИС характеризуется:

- решением задач предметной области;

- использованием доступа к удаленным базам данных;

- работой вычислительной сети с информационными ресурсами ЕАИС ФТС РФ;

- передачей информации в виде электронных образов;

- обработкой всей совокупности сделки;

- реализацией электронного декларирования товаров и транспортных средств.

Структурно КАИС состоит из следующих функциональных узлов:

1. Предварительные операции:

- оформление и учет товаров по правилам их доставки под таможенным контролем;

- учет товаров в местах доставки и на СВХ.

2. Основное таможенное декларирование:

- контроль кода товара страны происхождения, мер нетарифного регулирования;

- валютный контроль и контроль таможенной стоимости;

- контроль таможенных платежей;

- досмотр и выпуск товаров.

3. Нормативно-справочная информация

4. Средства администратора АСТО

5. Статистика

6. Функции расширения

 

Результатом функционирования АСТО являются базы данных:

- электронных копий ДТ, добавочных листов к ним, оборотной стороны и ДКС, КТС;

- выходных печатных протоколов (формы ДК-1, ДК-2, ДУ);

- статистической отчетности подразделения (формы 1-ТМ, 3-ТМ);

- по корректировке таможенной стоимости (форма 1-ТСТ)

 

«АСТО-Анализ» пришел на смену АРМ ТИ. Он позволяет проводить анализ динамики внешнеэкономических процессов и формировать различные отчеты и справки.

Функции «АСТО-Анализ»:

1. Работа с различными базами данных (ORACLE, SQL, Interbase, Firebird, MS Access, dBase, Paradox);

2. Представление результатов в табличной и графической форме;

3. Гибкая настройка внешнего вида отчета;

4. Автоматическое выполнение вычислений;

5. Объединение нескольких отчетов в один;

6. Сохранение отчетов со всеми настройками внешнего вида и формата MS Word, MS Excel, DBF, RTF, TXT).

 

КАИС Таможенного контроля «АИСТ-М» появилась в 2003 году, внедрение с 2004 года.

Главное отличие от «АИСТ-РТ21» – простота, но более ограниченные возможности.

 

«АИСТ-М» предназначен для автоматизации следующих процессов:

- управление и визуальное представление кода документального контроля товаров и транспортных средств;

- прием, регистрация электронных пакетов документов и проведение форматно-логического контроля;

- соблюдение требований и условий заявленного режима;

- контроль поступления платежей от участников ВЭД;

- контроль учета задолжников по платежам со стороны участников ВЭД;

- формирование поручений на досмотр;

- обновление данных нормативно-справочной информации.

 

В системе «АИСТ-М» используются следующие понятия:

Роль – определяет характер работы пользователя в системе и его полномочия доступа к документам.

Этап – состояние документа (в каждой роли доступны определенные этапы);

Переход – действие, выполняемое при изменении состояния документа.

 

«АИСТ-М» построен по структуре «клиент-сервер».

Функции серверной части:

- хранение данных с соблюдением их целостности;

- защита данных от несанкционированного доступа;

- выбор, передача и изменение данных;

- архивирование и резервное копирование данных;

- администрирование и управление сетью

Функции клиентской части:

- выполнение задач по заданной роли;

- взаимодействие с данными и процедурами серверной части;

 

Основные подсистемы КАСТО «АИСТ-М»:

Серверная часть:

- Администрирование (управление документальным таможенным контролем и учетом);

- Оперативное информирование (мониторинг документов, оформленных на разных этапах и управление отчетами).

Клиентская часть:

- Таможенный контроль (выполнение контроля и учета:

- форматно-логический контроль ДТ;

- сверка электронных документов с подлинниками;

- выпуск или задержание ДТ).

 

 

Структура подсистемы таможенного контроля в «АИСТ-М»:

1. КПС Инспектор – ОТО (форматно-логический контроль платежных и других документов, расчет таможенных платежей, ведение НСИ, поддержка СУР);

2. АРМ Лицевые счета (оформление таможенных сборов и платежей, своевременности их уплаты, начисление пеней и штрафов);

3. СВХ Форвард (операции учета и оформления товаров на СВХ. Связан с КПС Инспектор – ОТО);

4. ПЗ Досмотр (создание, просмотр и печать актов и поручений на досмотр);

5. Ролевый администратор (управление модулями КАИС)

Каждое действие должностного лица в АИСТ фиксируется.

Основные программные средства «АИСТ-РТ21»:

1. ПС Отдел таможенного декларирования (работа руководящего состава на ОТО и ТК по управлению и работа инспекторов ТО по контролю на уровне поста);

2. ПЗ Досмотр (автоматизация работы руководящего состава по контролю и организации группы досмотра на уровне таможенного поста);

3. ПЗ Форматно-логический контроль (контроль сведений, заявленных в ДТ по формату (Z: коды) и логике (Z: контроль заполнения граф) для ОТО таможен и постов);

4. ПЗ Регистрация платежных документов (автоматизация работы инспекторов, осуществляющих списание платежей на уровне таможен и постов);

5. ПЗ Оформление ТПО (автоматизация учета ТПО во всех подразделениях, контролирующих оформление товаров и транспортных средств).

 

Лекция 8. Организация, планирование и проведение информационно-технической политики ФТС России.

1. Информационно-техническая политика ФТС России

2. Структура управления информационно-технической политикой ФТС России

3. Главное управление информационных технологий и его основные задачи

4. Центральное информационно-техническое таможенное управление ФТС России и его основные задачи

 

Информационно-техническая политика ФТС РФ – реализуемая на практике система целей, задач, принципов, критериев эффективности и вытекающих из них согласованных организационных и технических мер, связанных с разработкой, внедрением информационных технологий и применением информационно-технических средств в деятельности таможенных органов.

 

Информационно-техническая политика формируется и проводится под единым управлением на уровне руководства ФТС РФ. Основные направления информационно-технической политики определяются руководителем, коллегией и научно-техническим советом ФТС РФ. Формирование информационно-технической политики и ее научное обоснование возложено на научно-технический совет ФТС РФ и главное управление информационных технологий (ГУИТ). Правовое обеспечение информационно-технической политики возложено на правовое управление ФТС РФ.

 

Обеспечение информационно-технической политики ФТС России:

- организационное

- правовое

- научное

- информационно-аналитическое

- финансово-экономическое

 

Нормативная база развития информационных технологий таможенного оформления и контроля:

- Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

- Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ

- Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002-2010 гг.)

- Целевая программа развития Таможенной службы Российской Федерации на 2009-2012 годы

- Концепция обеспечения информационной безопасности таможенных органов (приказ ФТС России от 13.12.2010 № 2401)

- Концепция развития ВИТС ГТК РФ (приказ ГТК России от 15.01.01 № 27)

- Концепция развития таможенных органов (утверждена распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р)

 

Информационно-техническая служба таможенных органов РФ.

Руководитель ФТС России

Заместитель руководителя ФТС России (курирует вопросы информатизации)

ГУИТ (обеспечение единой научно-технической политики)

ЦИТТУ (головное учреждение в области автоматизации и информатизации) >> методическая помощь >>

Информационно-техническая служба РТУ

Подразделения информационно-технического обеспечения таможни

Информационно-технический отдел (отделение) таможенного поста

 

 

Коллегии ФТС России:

- Научно-технический совет ФТС России

- Научно-технический совет ЦИТТУ

- НИИ ЕАИС ФТС России

- Научное обеспечение информационно-технической политики ФТС России

Основные функции главного управления информационных технологий:

- организация разработки и проведение единой информационно-технической политики ФТС России при создании и эксплуатации ЕАИС;

- разработка и реализация основных направлений развития информационно-технической инфраструктуры таможенных органов;

- организация планирования, заказов, контроля выполнения и внедрения результатов НИР и НИОКР для реализации перспективных ИТТ в ЕАИС ФТС;

- согласование планов НИОКР ФТС России и его координация с ведомственными программами других федеральных органов;

- реализация интеграции информационных ресурсов ФТС России с федеральными органами исполнительной власти;

- разработка и совершенствование системы информационной безопасности;

- организация и обеспечение работы Научно-технического совета ФТС РФ;

- обеспечение таможенных органов средствами специальной связи;

- организация, координация и выполнение планов модернизации информационной системы таможенных органов ФТС России.

Цель и основные направления главного научно-информационного вычислительного центра (ГНИВЦ). ЦИТТУ.

Цель – повышение эффективности использования информационных ресурсов ЕАИС ФТС России.

Основные направления:

- участие в планировании и проведении НИР и ОКР;

- сбор и обработка таможенной информации, ведение таможенной БД, НСИ, ведомственных систем классификации и кодирования, классификаторов, справочников и др.;

- разработка нормативно-правового обеспечения ЕАИС, стандартизация электронного документооборота и взаимодействия с ИС других ведомств;

- обслуживание и ремонт СВТ;

- организация переподготовки специалистов информационно-технической сферы;

- ведение фонда алгоритмов и программ, нормоконтроль и хранения проектной документации ФТС России;

- оказание методической помощи информационно-техническим подразделениям в эксплуатации ЕАИС и ведении БД РТУ;

- обеспечение достоверности в безопасности информации ЕАИС;

- формирование массивов данных для издания сборников, бюллетеней таможенной статистики внешней торговли РФ.

Информационно-технические подразделения РТУ:

- подразделение эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения;

- подразделение телекоммуникаций и систем технического обеспечения средств вычислительной техники;

- подразделение эксплуатации и администрирования ЛВС;

- подразделение технических средств таможенного контроля и технических средств охраны;

- подразделения связи;

- подразделение защиты информации.

Задачи информационно-технической службы РТУ:

- обеспечение функционирования ЕАИС и ВИТС ФТС РФ, информационной безопасности и организации и контроля этой работы в подчиненных таможенных органах;

- организация и контроль эффективности использования, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта средств вычислительной техники.

Информационно-технические подразделения осуществляют:

- работы по обеспечению функционирования ЕАИС и ВИТС таможни и обеспечение информационной безопасности в рамках подразделения;
- организация и контроль работы таможенных постов по эффективности использования эксплуатации технического обслуживания, ремонта, средств вычислительной техники.