Лекция 7. Автоматизированные рабочие места и комплексные автоматизированные системы таможенного контроля.
1. Применение автоматизации в таможенных органах. Автоматизированное рабочее место (АРМ), причины появления и распространения;
2. Общая характеристика основных АРМов ФТС РФ;
3. Комплексные автоматизированные системы таможенного контроля («АСТО-Анализ», «АИСТ-М», «АИСТ-РТ21»). Основные задачи и особенности применения.
Необходимость АРМов:
- повышение эффективности работы персонала;
- облегчение труда персонала;
- устранение в работе человеческого фактора.
Автоматизация таможенных технологий направлена на повышение производительности труда и устранение ошибочных действий человека при принятии решений с использованием автоматизированных информационно-технических средств. Это привело к появлению АРМ.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) - индивидуальное рабочее место пользователя, оборудованное комплексом технических средств, как правило, на базе ПЭВМ, необходимым информационным, программным и технологическим обеспечением, позволяющее облегчить профессиональную деятельность пользователя (должностного лица).
Функции АРМ:
1. Информационно-справочная;
2. Проблемно-профессиональная (в конкретной предметной области);
3. Интегральная (предназначена для решения двух перечисленных функций).
АРМ на базе ПЭВМ является простым и наиболее распространенным, поскольку обеспечивает:
- простоту и удобство работы пользователя;
- быструю адаптацию к конкретным условиям;
- компактность размещения и невысокие требования к условиям эксплуатации;
- простоту технического обслуживания;
- высокую надежность.
АРМы начали действовать с 80-х годов XX века, т.к. появились ПЭВМ (относительно недорогие). Первые комплексы АРМов – конец XX века.
При работе с АРМ от пользователя не требуется знание прикладного ПО, про этом применение АРМ не должно нарушать привычную работу пользователя и требовать от него дополнительных знаний, не связанных с профессиональной деятельностью.
Применение АРМов подразумевает:
- технические средства (системный блок и периферийные устройства);
- программные средства (программное обеспечение);
- языковые средства;
- информационное обеспечение (форма входных и выходных документов, информационная поддержка);
- методическое обеспечение (техническое описание и инструкция по эксплуатации).
Способы построения АРМ:
1. Автономные – необъединенные (в сети) функциональные подсистемы, не имеющие единого информационного пространства с другими АРМами;
2. Групповые – подсистемы, использующие ресурсы корпоративной вычислительной сети (ЛВС);
3. Сетевые – подсистемы, использующие ресурсы нескольких ЛВС, объединенных в региональные, корпоративные, глобальные сети.
В 1993 году в связи с тем, что таможенная служба только формировалась (95% грузов товара исчезало), было закуплено 300 рабочих станций, которые обладали рядом недостатков:
- малое быстродействие;
- работа в системе DOS;
- дороговизна;
- отсутствие возможности объединения в сети.
Ввиду этого, были разработаны несколько программ: Кадры, Реестр, Зарплата, АРМ ТИ, АРМ ТПО.
АРМ Таможенный инспектор (АРМ ТИ) –программный продукт, предназначенный для контроля правильности начисления таможенных платежей при оформлении таможенных деклараций и деклараций таможенной стоимости.
АРМ для заполнения таможенного приходного ордера (АРМ ТПО) –программный продукт, предназначенный для использования в отделах бухгалтерского учета и таможенных платежей при проведении таможенного контроля и правильности заполнения таможенного приходного ордера.
АРМ Решение кадровых задач (Кадры)предназначен для хранения и обработки информации по должностным лицам таможенных органов, позволяет получить дополнительные справки, вести статистическую обработку данных.
Работа АРМ характеризуется:
1. Решением на каждом АРМ одной задачи (позадачный подход);
2. Использованием только своей ПЭВМ без сети;
3. Обменом информации с помощью гибких дисков и бумажных носителей;
4. Последовательностью обработки поступивших документов на каждом АРМ;
5. Значительным временем проведения анализа поступивших материалов при выявлении несоответствия и некорректности подготовки документов.
В начале 1996 года выявились недостатки созданных АРМов в программным обеспечении и в использовании системы управления базами данных (СУБД). Таким образом, автоматизация стала сдерживающим фактом повышения эффективности таможенных процедур.
С середины 90-х годов в ЕАИС стали применять комплексные автоматизированные информационные системы, позволяющие перейти от позадачной обработки к работе с процессами предметной области.
Задачи комплексных автоматизированных информационных систем таможенного контроля (КАИС ТК):