Система поддержки принятия решений (СППР).
Лекция 1. Введение в дисциплину.
.
Технология– совокупность правил и действий с использованием каких-либо
Материальные технологии – методы и средства изменения состояния свойств и форм сырья и материалов.
Любая технология включает в себя 3 составляющих:
- информационная (описание принципов и методов производства);
- инструментальная (орудие труда);
- социальная (люди).
Предпосылки возникновения технологий:
1. наличие больших объемов информации на различных видах носителей, которые требуют обработки;
2. появление недорогих, надежных, быстродействующих средств вычислительной техники;
3. появление развитой телекоммуникационной сети передачи информации.
1816 г. – первая телекоммуникационная сеть TeleType
Критерии развития информационного общества:
1. количество ЭВМ на каждого жителя государства;
2. уровень развития телекоммуникационных сетей, средств связи;
3. доля населения, занятая в информационной сфере.
Информационные технологии– совокупность способов, методов и приёмов повышения эффективности использования информационных ресурсов путем сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки и вывода качественного новой информации на устройстве отражения для дальнейшего использования человеком.
Цель ИТ – получение качественно новой информации
Критерий ИТ – современность при заданном уровне достоверности
В состав ИТ входят:
1. Комплекс технических средств
2. Комплекс программного обеспечения
3. Информационно-правовая база.
Цель перспективной ИТ – подготовка проверенной информации, на основе которой человек выбирает одно из готовых решений.
СППР состоит из двух блоков:
1- блок моделей- 2 блок экспертов
СППР позволяет:
А) извлекать данные из разнородных источников, включая неструктурированную информацию;
Б) осуществлять многомерный анализ данных;
В) выполнять обработку статистических данных;
Г) моделировать правила стратегии деловой активности;
Д) предоставлять анализ результатов в графическом виде;
Е) использовать искусственный интеллект.
Знания – известная, проверенная практическим опытом и структурированная информация
Информация– сведения независимо от формы их представления
Энтропия– мера неопределенности.
Данные – изолированные факты, обработка которых позволяет получить информацию о процессе или явлении .
Свойства информации:
1. достоверность 2. актуальность
3. полнота –
Виды предоставления информации:
- визуальная
- аудио
- тактильная
- органолептическая –
Лекция 2. Информационные системы и их классификация.
Этапы развития информационных технологий:
Ручная ИТ>Механическая ИТ >Электрическая ИТ >Компьютерные ИТ
Система– целостное образование закономерно связанных друг с другом элементов, объектов, явлений и сведений.
Свойства системы:
1. Сложность
2. Целостность
3. Делимость
4. Структурированность
Сигнал– физический процесс, несущий сообщение о каком-то событии, явлении или состоянии объекта.
.
В информационных технологиях используют 2 вида сигналов:
- непрерывные (аналоговые) – сигналы, параметры которых в заданных пределах представляют собой непрерывный во времени ряд значений;
- дискретные (дискрета = разница) – сигналы, параметры которых могут принимать отдельные фиксированные значения.
Цифровые импульсы – подкласс дискретных сигналов.
Модем — устройство, применяющееся в системах связи для физического сопряжения информационного сигнала со средой его распространения, где он не может существовать без адаптации. Увеличивает мощность сигнала, занимается аналого-цифровыми преобразованиями.
Подразделяются на встроенные и внешние.
Режимы передачи сообщений:
1. симплексный – только в одном направлении
2. дуплексный – одновременно и независимо друг от друга
3. полудуплексный – прием и передача одновременно
Система кодирования – совокупность правил кодового обозначения объектов для замены названия на условное обозначение (код) с целью обеспечения удобной и более эффективной обработки информации.
Код строится на базе алфавита, состоящего из букв, цифр, символов.
Бод – характеристика пропускной способности.
Информационная система – взаимосвязанная совокупность документов и информационных технологий в том числе с использованием средств вычислительной техники, реализующих информационные процессы.
Свойства информационных систем:
- сложность;
- целостность;
- делимость;
- структурированность.
Телекоммуникация– передача на расстояние данных на базе информационной системы.
Источник информации (передатчик) >канал связи >получатель информации (приемник).
Информационные ресурсы – информация, находящаяся на различных видах носителей
Информационный продукт – совокупность данных, представляемая пользователю в установленной форме.
Информационная услуга – предоставление пользователю информационных продуктов.
Информационный процесс – сбор, обработка, накопление, хранение, поиск и распространение информационных продуктов.
Информационная среда (поле) – пространство, в котором реализуются заданные функции в течение всего жизненного цикла информации.
Структурирование (формализация) – процесс упорядочивания и взаимосвязи известных данных.
База данных – форма предоставления данных, систематизированных по определенных правилам, обеспечивающая их быстрый поиск
Банк данных – совокупность баз данных.
Информационные системы принято классифицировать по уровню автоматизации и по сфере применения.
По уровню автоматизации выделяют:
1. ручные
2. автоматические –
3. автоматизированные
По сфере применения:
1.организационное управление
2. управление технологическими процессами
3. автоматизирование проектирования
4. проведение научных исследований.
Информационные системы по структуре государственного управления подразделяются на:
1. отраслевые
2. территориальные
3. межотраслевые
Информационные системы по уровню управления принято подразделять на три составляющие:
- эксплуатационный уровень (уровень таможен и постов);
- тактический уровень (управленческий уровень:РТУ, таможни);
- стратегический (высшее руководство:ФТС, Правительство РФ).
Эксплуатационный уровень характеризуется большим количеством однотипных операций.
Задачи эксплуатационного уровня:
1. сбор, обработка данных для управления технологическим процессом;
2. подготовка и передача данных с учетом команд вышестоящего уровня.
На тактическом уровне сложность задач возрастает, а получаемые результаты могут быть использованы для среднесрочного планирования (2-4 месяца).
Задачи тактического уровня:
1. предварительный анализ информации о решении поставленных задач;
2. оперативная корректировка (изменение) отдельных технологических процессов и формирование указаний по их выполнению для нижестоящего уровня;
3. приём, контроль качества и систематизация информации, поступающей с нижнего уровня;
4. координация работы всех элементов системы в соответствии с имеющимся заданием.
Стратегический уровень – элемент оказания помощи руководителям высшего звена для решения задач организации и связанных с ней структурами.
Задачи стратегического уровня:
1. решение комплексных задач, связанных с управлением и контролем тактического уровня;
2. управление и корректировка баз данных и программного обеспечения;
3. сбор и обработка информации и прогнозирование (совершенствование) направлений развития задач, решаемых организацией.
Подсистема – часть системы, выделенная по определенному признаку.
Обеспечивающие подсистемы информационных систем:
1. Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации
2. Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки данных;
3. Программное обеспечение – совокупность общесистемных и прикладных программ;
4. Техническое обеспечение – комплекс технических средств, обеспечивающих работу информационных систем
5. Организационное обеспечение – совокупность способов и методов, регламентирующих деятельность персонала при работе с техническими и программными средствами
6. Правовое обеспечение – совокупность правовых норм и правил, нормативных актов, определяющих разработку, юридический статус и функционирование информационных систем
7. Эргономическое обеспечение – совокупность методов и средств, обеспечивающих наиболее эффективное взаимодействие человека и техники;
8. Лингвистическое обеспечение – совокупность языковых средств для общения человека и средств вычислительной техники.