Система поддержки принятия решений (СППР).

Лекция 1. Введение в дисциплину.

 

.

 

Технология– совокупность правил и действий с использованием каких-либо

Материальные технологии – методы и средства изменения состояния свойств и форм сырья и материалов.

 

Любая технология включает в себя 3 составляющих:

- информационная (описание принципов и методов производства);

- инструментальная (орудие труда);

- социальная (люди).

 

Предпосылки возникновения технологий:

1. наличие больших объемов информации на различных видах носителей, которые требуют обработки;

2. появление недорогих, надежных, быстродействующих средств вычислительной техники;

3. появление развитой телекоммуникационной сети передачи информации.

1816 г. – первая телекоммуникационная сеть TeleType

 

Критерии развития информационного общества:

1. количество ЭВМ на каждого жителя государства;

2. уровень развития телекоммуникационных сетей, средств связи;

3. доля населения, занятая в информационной сфере.

 

Информационные технологии– совокупность способов, методов и приёмов повышения эффективности использования информационных ресурсов путем сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки и вывода качественного новой информации на устройстве отражения для дальнейшего использования человеком.

 

Цель ИТ – получение качественно новой информации

Критерий ИТ – современность при заданном уровне достоверности

 

В состав ИТ входят:

1. Комплекс технических средств

2. Комплекс программного обеспечения

3. Информационно-правовая база.

 

 

Цель перспективной ИТ – подготовка проверенной информации, на основе которой человек выбирает одно из готовых решений.

СППР состоит из двух блоков:

1- блок моделей- 2 блок экспертов

СППР позволяет:

А) извлекать данные из разнородных источников, включая неструктурированную информацию;

Б) осуществлять многомерный анализ данных;

В) выполнять обработку статистических данных;

Г) моделировать правила стратегии деловой активности;

Д) предоставлять анализ результатов в графическом виде;

Е) использовать искусственный интеллект.

Знания – известная, проверенная практическим опытом и структурированная информация

Информация– сведения независимо от формы их представления

Энтропия– мера неопределенности.

Данные – изолированные факты, обработка которых позволяет получить информацию о процессе или явлении .

 

Свойства информации:

1. достоверность 2. актуальность

3. полнота –

 

Виды предоставления информации:

- визуальная

- аудио

- тактильная

- органолептическая –

 

 

Лекция 2. Информационные системы и их классификация.

 

 

Этапы развития информационных технологий:

Ручная ИТ>Механическая ИТ >Электрическая ИТ >Компьютерные ИТ

Система– целостное образование закономерно связанных друг с другом элементов, объектов, явлений и сведений.

 

Свойства системы:

1. Сложность
2. Целостность

3. Делимость

4. Структурированность

 

Сигнал– физический процесс, несущий сообщение о каком-то событии, явлении или состоянии объекта.

.

 

В информационных технологиях используют 2 вида сигналов:

- непрерывные (аналоговые) – сигналы, параметры которых в заданных пределах представляют собой непрерывный во времени ряд значений;

- дискретные (дискрета = разница) – сигналы, параметры которых могут принимать отдельные фиксированные значения.

Цифровые импульсы – подкласс дискретных сигналов.

Модем — устройство, применяющееся в системах связи для физического сопряжения информационного сигнала со средой его распространения, где он не может существовать без адаптации. Увеличивает мощность сигнала, занимается аналого-цифровыми преобразованиями.

Подразделяются на встроенные и внешние.

 

 

Режимы передачи сообщений:

1. симплексный – только в одном направлении

2. дуплексный – одновременно и независимо друг от друга

3. полудуплексный – прием и передача одновременно

 

Система кодирования – совокупность правил кодового обозначения объектов для замены названия на условное обозначение (код) с целью обеспечения удобной и более эффективной обработки информации.

Код строится на базе алфавита, состоящего из букв, цифр, символов.

Бод – характеристика пропускной способности.

Информационная система взаимосвязанная совокупность документов и информационных технологий в том числе с использованием средств вычислительной техники, реализующих информационные процессы.

Свойства информационных систем:

- сложность;

- целостность;

- делимость;

- структурированность.

Телекоммуникация– передача на расстояние данных на базе информационной системы.

Источник информации (передатчик) >канал связи >получатель информации (приемник).

Информационные ресурсы – информация, находящаяся на различных видах носителей

Информационный продукт – совокупность данных, представляемая пользователю в установленной форме.

Информационная услуга – предоставление пользователю информационных продуктов.

Информационный процесс – сбор, обработка, накопление, хранение, поиск и распространение информационных продуктов.

Информационная среда (поле) – пространство, в котором реализуются заданные функции в течение всего жизненного цикла информации.

Структурирование (формализация) – процесс упорядочивания и взаимосвязи известных данных.

База данных – форма предоставления данных, систематизированных по определенных правилам, обеспечивающая их быстрый поиск

Банк данных – совокупность баз данных.

Информационные системы принято классифицировать по уровню автоматизации и по сфере применения.

По уровню автоматизации выделяют:

1. ручные

2. автоматические

3. автоматизированные

По сфере применения:

1.организационное управление

2. управление технологическими процессами

3. автоматизирование проектирования

4. проведение научных исследований.

 

 

Информационные системы по структуре государственного управления подразделяются на:

1. отраслевые

2. территориальные

3. межотраслевые

 

Информационные системы по уровню управления принято подразделять на три составляющие:

- эксплуатационный уровень (уровень таможен и постов);

- тактический уровень (управленческий уровень:РТУ, таможни);

- стратегический (высшее руководство:ФТС, Правительство РФ).

 

Эксплуатационный уровень характеризуется большим количеством однотипных операций.

Задачи эксплуатационного уровня:

1. сбор, обработка данных для управления технологическим процессом;

2. подготовка и передача данных с учетом команд вышестоящего уровня.

На тактическом уровне сложность задач возрастает, а получаемые результаты могут быть использованы для среднесрочного планирования (2-4 месяца).

Задачи тактического уровня:

1. предварительный анализ информации о решении поставленных задач;

2. оперативная корректировка (изменение) отдельных технологических процессов и формирование указаний по их выполнению для нижестоящего уровня;

3. приём, контроль качества и систематизация информации, поступающей с нижнего уровня;

4. координация работы всех элементов системы в соответствии с имеющимся заданием.

Стратегический уровень – элемент оказания помощи руководителям высшего звена для решения задач организации и связанных с ней структурами.

Задачи стратегического уровня:

1. решение комплексных задач, связанных с управлением и контролем тактического уровня;

2. управление и корректировка баз данных и программного обеспечения;

3. сбор и обработка информации и прогнозирование (совершенствование) направлений развития задач, решаемых организацией.

 

Подсистема – часть системы, выделенная по определенному признаку.

Обеспечивающие подсистемы информационных систем:

1. Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации

2. Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки данных;

3. Программное обеспечение – совокупность общесистемных и прикладных программ;

4. Техническое обеспечение – комплекс технических средств, обеспечивающих работу информационных систем

5. Организационное обеспечение – совокупность способов и методов, регламентирующих деятельность персонала при работе с техническими и программными средствами

6. Правовое обеспечение – совокупность правовых норм и правил, нормативных актов, определяющих разработку, юридический статус и функционирование информационных систем

7. Эргономическое обеспечение – совокупность методов и средств, обеспечивающих наиболее эффективное взаимодействие человека и техники;

8. Лингвистическое обеспечение – совокупность языковых средств для общения человека и средств вычислительной техники.