Тема 6. Организация информации: механизмы и принципы

PR-деятельности (2 часа)

Становление информационной среды – длительный процесс, имеющий самые разнообразные проявления, напрямую связанные с основными этапами развития информационного ресурса того или иного общества. По мнению М. Де Флер, С.Болл-Рокич [5, с.9], начало каждого такого этапа знаменовало собой очередную информационную революцию. Инфраструктура также имеет техническую (средства производства и передачи сообщений) и интеллектуальную (в первую очередь, сотрудники СМИ) составляющие. Инфраструктура заполняет информационное пространство своими сообщениями, создавая его насыщение – некий информационный ресурс. Информационный ресурс - это наличие определенных объемов информации, необходимых для поддержания жизнедеятельности социальной системы.

Отметим, что с развитием масс-медиа их повседневное управленческое воздействие на огромное множество людей и даже на все человечество в целом оказывается занятием не только вполне реальным, но даже и как бы само собой разумеющимся. Это, в свою очередь, не может не выражаться в постановке и разработке проблем глобального управленческого воздействия посредством массовой коммуникации.

Основными направлениями деятельности служб «Связи с общественностью, работающих в рамках структуры институтов исполнительной власти, на наш взгляд, являются следующие: обеспечение руководства региона информацией, необходимой для решения задач, связанных с социально-экономическим и научно-техническим развитием; обеспечение руководства органов государственной власти и управления, их структурных подразделений информацией, необходимой для организации их эффективной деятельности.

Оба этих направления являются составной частью единого процесса – оптимизации информационной среды, необходимой для продуктивного решения социальных проблем. В рамках первого направления должен быть организован процесс сбора и обработки информации, ее анализа и обобщения, преобразования информации в выходную продукцию, обеспечивающую принятие на ее основе обоснованных управленческих решений. В рамках второго направления должен быть организован сбор, обработка и анализ информации для решения функциональных задач, стоящих перед министерствами и ведомствами, местными администрациями, определения стратегии и тактики их работы в рамках компетенции, а также для оценки результатов их работы.

Такой подход к организации PR-деятельности позволяет на качественно новой основе и с качественно иным результатом осуществлять выполнение функциональных задач, стоящих перед органами исполнительной власти. Взаимосвязь указанных направлений этой деятельности основывается на принципах системности, открытости и обратной связи, а сама PR-деятельность базируется на позициях своевременности, непрерывности (лонгитюдный характер исследования социокуммуникативных взаимодействий), обоснованности и преемственности.

Исходя из этого, PR-деятельность строится на основе проблемно-целевого подхода, предполагающего реализацию целевых комплексных программ в соответствии с требованиями и запросами потребителей информационно-аналитической продукции. При этом для повышения эффективности этой работы необходима организация целенаправленного добывания информации на основе целевых задач органов государственного (муниципального) управления.

 

Тема 7. Ситуационный анализ информации:

структура информационных показателей (2 часа)

Ситуация — это совокупность значимых феноменов и факторов состояния объекта, которые существенным образом способны повлиять на дальнейший сценарий его развития в рамках определенных пространственно-временных границ.

Социальный показатель можно представить в виде некоей численной величины, допускающей операциональное определение признаков в рамках определенной концепции, предназначенной для создания прогнозной модели, описывающей динамику социального объекта.

Теперь попытаемся привести пример использования наиболее общих социальных показателей для оценивания (познания) социальной ситуации. Естественно, что здесь не будут присутствовать показатели конечного результата, т.к. объект абстрактен и целевая функция его познания неопределенна.

1. На глобальном уровне изучения развития социальной системы используются следующие интегративные показатели:

- сравнительно-исторические показатели изменения факторов стояния системы;

- показатели социокультурного и технико-экономического развития системы.

2. На уровне оценки конкретной социальной ситуации выделяются различные критерии факторов состояния объекта, такие как:

- показатели социальных условий и условий деятельности различных общностей, уровень сформированности тех или иных форм общественного сознания;

- показатели приоритетов и ценностей носителей различных социальных групп, а так же основные факторы состояния группового и массового сознания;

- экономические, политические и другие показатели социальной ситуации, определяющие тенденции развития массового сознания людей.

3. На локальном уровне:

- социально-экономические показатели микросреды объекта;

- показатели ситуаций конкретных субъектов социального действия.