Леция № 4. Принципы и методы создания ИС.

В 60-е гг. прошлого столетия были сформулированы шесть основополагающих принципов, на которые необходимо опираться в процессе создания ИС: новых задач, системного подхода, первого руководителя, разумной типизации проектных решений, непрерывного развития системы, минимизации ввода-вывода информации.

Основные принципы ИС:

1.Принцип системности.

Системный подход предполагает учёт всех этих взаимосвязей, анализ отдельных частей системы как её самостоятельных структурных составляющих и параллельно – выявление роли каждой из них в функционировании всей системы в целом.

Принцип системности заключается в том, что при декомпозиции должны быть установлены такие связи между структурными компонентами системы, которые обеспечивают цельность корпоративной взаимодействие системы и её с другими системами.

Нельзя разрабатывать какую-либо задачу автономно от других и реализовывать только отдельные ее аспекты. Задача должна рассматриваться комплексно со всеми возможными информационными связями.

Пример: Отбор сотрудников на вакантные рабочие места. Её решение должно осуществляться с учётом следующих моментов:

– использования результатов периодически проводимого профессионального и психофизиологического тестирования работников;

– анализа результатов периодически проводимой аттестации рабочих мест;

– анализа показателей трудовой дисциплины персонала;

– разработки общих и дополнительных критериев отбора (при наличии нескольких претендентов на одно рабочее место);

– использования банка данных претендентов, сформированного ранее;

– индивидуального собеседования;

– анализа анкетных данных и резюме (если претендент не является членом трудового коллектива).

2.Принцип развития (открытости).

Заключается в том, что внесение изменений в систему, обусловленных самыми различными причинами (внедрением новых информационных технологий, изменением законодательства, организационной перестройкой внутри организации и т.п.), должно осуществляться только путём дополнения системы без переделки уже созданного, т.е. не нарушать её функционированияРеализовать данный принцип на практике достаточно сложно. Необходимо разделить решаемые задачи на определённые группы и для каждой из них предусмотреть возможные направления развития (например, выход в глобальные сети, применение средств для сканирования документов, шифрование информации).

3.Принцип современности.

Заключается в том, что при создании системы должны быть реализованы информационные интерфейсы, благодаря которым она может взаимодействовать с другими системами согласно установленным правилам.

В современных условиях это особенно касается сетевых связей локального и глобального уровней.

Если в локальных сетях относительно несложно установить и соблюдать стандарты "общения" отдельных бизнес-процессов между собой и со смежными системами, то выход в глобальные сети требует:

– дополнительных ужесточённых мер по защите информации;

– знания и соблюдения различного рода протоколов, регламентирующих информационный обмен;

– знания сетевого этикета, предусматривающего такие правила, как:

– регулярная проверка своей электронной почты;

– периодическая чистка своего почтового ящика;

– корректность в составлении сообщений;

– указание координат для обратной связи и т.п.

4. Принцип стандартизации (унификации).

При создании системы должны быть рационально использованы типовые, унифицированные и стандартизованные элементы, проектные решения, пакеты прикладных программ, комплексы, компоненты.

Задачи необходимо разрабатывать таким образом, чтобы они подходили к возможно более широкому кругу объектов.

В современных разработках пакетов прикладных программ (ППП) рассматриваемый принцип задействован. Однако при знакомстве с конкретным ППП необходимо обращать внимание на сущность реализации типовых решений, поскольку каждый разработчик по-своему "видит" такие решения. Например,

во многих пакетах по управлению кадрами присутствует задача "Отбор кадров".

В пакете фирмы Infin она реализована достаточно оригинально. Решение её заключается в следующем. Экран разделён на две половины. Слева выводится достаточно большой список мужских и женских имён, по которому перемещается курсор. Если интересующее имя отмечено, то для него с правой стороны экрана приводится текст, в котором сообщается о том, кого обозначает имя и какими чертами характера обладает человек, имеющий его.

5.Принцип эффективности.

Предусматривает достижение рационального соотношения между затратами на создание системы и целевыми эффектами, включая конечные результаты, отражающиеся на прибыльности и получаемые по окончании внедрения автоматизации в управленческие процессы.

Перечень рассмотренных принципов создания корпоративных систем взят из ГОСТ. К их числу с полным правом можно отнести ещё один из тех, которые были сформулированы в 60-е гг. ХХ в. и по сей день не потеряли своей актуальности. Это – принцип первого руководителя.

Уровень компетентности руководителя любого уровня в административных, юридических и других вопросах определяет общие тенденции развития организации и социально-психологический климат в коллективе. Известно, что устойчивое бесконфликтное взаимопонимание среди сотрудников способствует росту творческих начал и эффективной повседневной деятельности.

Сформировать такой коллектив достаточно сложно и далеко не каждый руководитель способен это сделать. Напротив, негативное отношение руководителя к каким-либо нововведениям является тормозом в развитии творческой и профессиональной инициативы работников всех уровней.