Начало распада колониальной системы.

Мировая война явилась мощным стимулом для подъёма национально-освободительного движения в колониях и полуколониях. Быстрее освобождаются страны, подвергшиеся оккупации (Вьетнам и др.) и более развитые в промышленном отношении, например, Индия, где сформировались национальные буржуазия и пролетариат, имевшие свои партии и идеологические концепции. Среди последних наиболее популярными были различные варианты «мелкобуржуазного социализма», например, гандизм– учение лидера партии Индийский национальный конгресс М. Ганди. В основе философии Ганди лежит реформированный индуизм. Главные политические цели гандизма - полное национальное освобождение и создание «общества всеобщего благоденствия»- объединения общин, обеспечивающих себя сельскохозяйственными и ремесленными продуктами. Понимая некоторую утопичность последнего, Ганди не был против и достижений НТП, но отводил им подчинённую роль. Главным принципом национально- освободительной борьбы он считал применение только ненасильственных средств: идеологический протест, несотрудничество, гражданское неповиновение.

Считая себя социалистом, Ганди предлагал помещикам добровольно отдать землю крестьянам, а капиталистам- разделить часть собственности с рабочими. В рабочем вопросе он допускал применение экономических ( не политических) забастовок. Идеи ненасильственного, гармоничного развития общества весьма актуальны и сегодня. В то же время, только их было явно недостаточно для достижения независимости. В нём сыграли свою роль и такие выступления трудящихся, как восстание индийских моряков 1946 года.

В результатеборьбы против японских оккупантов (в Индонезии, Вьетнаме, Корее, Китае) и своих метрополий к 1955 г. получили независимость колонии Англии: Индия, Пакистан, Цейлон и Бирма; Франции - Вьетнам; Голландии - Индонезия; Италии- Ливия; Японии- Корея; а также полуколонии и зависимые страны: Китай, Египет, Сирия и Ливан. Всего за 1945-1955 гг. от колониальной зависимости освободилось 1,3 млрд. чел., или половина населения Земли.

Наметились два направленияв развитии освободившихся стран: преимущественно капиталистическое и преимущественно социалистическое. В последнем особо можно выделить Китай, Вьетнам и Северную Корею, где в ходе народно- демократических революций к власти пришли леворадикальные силы, взявшие на вооружение марксистскую идеологию и поставившие целью построение социализма, близкого к советской модели.

Метрополии всеми средствами, в т.ч. военными, старались подавить национально-освободительное движение. По отношение к освобо­дившимся странам все шире стала применяться политика неоколониа­лизма, целью которой было сохранение своего (прежде всего экономического) господства путем вложения инвестиций в экономику зависи­мых стран, предоставления им кредитов и технологической помощи, оговоренного определенными экономическими и политическими условия­ми, втягивания их в военно-политические блоки под эгидой империалистических государств, создания марионеточных режимов и др. В тех случаях, когда бывшим метрополиям не удавалось быстро пере­строиться с традиционных на неоколониалистские методы господства, их начинали вытеснять США, имевшие соответствующий опыт.

Западную помощь развивающимся странам не следует рассматри­вать исключительно в неоколониалистском ключе. Без финансовой, технической, информационной поддержки им просто трудно было бы существовать в современном мире. Весь вопрос в том, насколько эффективно они её использовали.

Таким образом, кардинальные изменения в изучаемый период коснулись всех сфер жизни общества. Развитые страны Запада, сочетая рыночные и государственно-регулирующие механизмы, с успехом вышли из послевоенного кризиса. Ведущим направлением в политике стал неолиберализм. На смену либеральным партиям в большинстве развиты стран пришли социал-демократические. Наступление реакции в 1947-1949 гг. несколько ограничило права трудящихся. Однако в целом неолиберальная политика способствовала росту их благосостояния, осуществлению многих социальных программ. Все названные факторы говорят о том, что после кризиса 1929-1933 гг. и, особенно, после мировой войны происходит постепенная "социализация" развитых капиталистических стран, т.е. появление у них, наряду с капиталистичес­кими и империалистическими, и черт социализма (западные ученые, часто называют свое общество «постиндустриальным»).

После войны качественно выросла роль США. Обострялись противоречия между ними и др. государствами мира. С западными странами, однако, они разрешались сравнительно безболезненно. Начался распад колониальной системы. Активизировалась политика неоколониализма. Появился ряд перспективных научных и идеологических концепций - "демократический социализм", "гандизм", конвергенции и др. Одним словом, мир продолжал противоречивый поиск путей дальнейше­го развития.

 

 

2 вопрос. Противоречивость экономического и политического
развития стран "народной демократии".

Разгром гитлеровского фашизма в корне изменил историческую ситуацию в Европе. Национальная катастрофа, постигшая по вине буржуазных правительств народа, сотрудничество с оккупантами административно-политического аппарата местных буржуазно-профашистских кругов дискредитировали в глазах народных масс буржуазные режимы и под­держивавшие их партии.

Нежелание возврата к прошлому, к старым порядкам, стремление к переменам глубоко овладело радикально настроенными массами на исходе войны как в Западной, так и в Восточной Европе. Поэтому объективным содержанием революционного процесса, развернувшегося в ходе и на основе антифашистского национально-освободительного движения, была именно борьба за выбор нового пути общественного развития.

Наиболее способствовала этому обстановка в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Здесь значительно возросла в условиях антифашистского Сопротивления роль рабочего класса и его партия, произошло сплочение всех демократических и патриотических сил. Буржуазия и её союзники были ослаблены и дезорганизованы. Немалую роль сыграло и присутствие здесь Советской Армии. Следует отметить, что социальные революции в восьми странах (в Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии) были революциями большинства, а не меньшинства народа. Они заложили основу для формирования новых государств, известных как страны народной демократии. Термин "народная демократия" использо­вался в коммунистическом движении еще в довоенный период. Не будучи безупречным с точки зрения научности н неся в себе элементы тавто­логии, он тем не менее обозначает конкретное историческое явление.

Народная демократия, особенно на начальном этапе своего разви­тия, была своеобразной коалицией, соглашением между представителями трех общественных классов –пролетариата, крестьянства и мелкой буржуазии, ставивших целью достижение социализма особым своеобразным путем, учитывающим их национальные особенности.

На первом этапе народно-демократическая модель несла в себе антифашистский, общедемократический характер. Решающее значение имели общенациональные, а не классовые цели. Народно-демократическая власть определялась как новый тип прогрессивной власти, который только создаёт необходимые предпосылки для перехода к социализму. Предполагалось, что этот этап будет достаточно длительным, а задача построения социализма воспринималась как задача будущего.

Так, Г. Димитров отмечал в 1946 г., что Болгария может перейти к социализму без гражданской войны и диктатуры пролетариата, что социализм можно строить и без Советской власти, только на основе народной демократии и парламентарного режима . В главном интересы правящих компартии стран Восточной Европы и ВКП (б) совпадали, разделялась цель построения социализма, советская модель общественной организации воспринималась как не подлежащая критике.

Развернувшийся к 1947 г. в странах Восточной Европы процесс общедемократических преобразований существенно отличался от совет­ского опыта. Была национализирована собственность буржуазии и помещиков, сотрудничавших с гитлеровскими оккупантами, постепенно проводилась земельная реформа, демонстрировались старая армия и полиция. Формировались основы народно-демократической власти, сохранялись многообразие форм собственности на средства производства, рыночные отношения. В то же время становилась заметной роль государства в экономике, складывалась демократическая, плюралистическая система, характеризовавшаяся существованием многопартийности, политической оппозиции. У власти стояли коалиционные правительства, в которых коммунисты играли заметную роль, но не были монопольными держателями власти.

Одновременно шло размежевание и перегруппировка классовых и политических сил. В ряде стран (Польша, Чехословакия) буржуазные элементы и верхи мелкой буржуазии оказали сопротивление повороту на социалистический путь. Рубежом стали 1947-1948 гг.Усиление классовой борьбы вело к диктатуре пролетариата. Коммунисты добиваются преобладания в правительстве. Началось строительство социализма по советскому образцу: индустриализация, коллективизация, ликвидация идеологического плюрализма, борьба с буржуазной культурой и т.п.

Сталинское руководстворассматривало содействие странам Восточной Европы и Азии в продвижении на пути социализма как важный фактор укрепления общего военно-экономического потенциала, сокращения сферы империалистических рынков и господства. Однако единство действий подменялось единообразием, любое проявление самостоятельности, самобытности воспринималось с подозрением, действовала логика принципа «кто не с нами, тот против нас». В освобождённых странах навязывалась модель административно-командной системы тоталитарного типа, аналогичная советской. Во внешнеполитических действиях обязательной стала координация с руководством СССР и ВКП (б).

Сдержанное отношение к рекомендациям «отца народов» со стороны руководителей компартий предопределило конфликт Сталина с руководством Югославии и Болгарии. Суть его в следующем. В 1947 г. Югославия и Болгария заключили договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Руководители этих стран И.Б. Тито и Г. Димитров выступили с инициативой создания федерации или конфедерации ряда стран Центральной и Юго-Восточной Европы (включая Югославию, Болгарию, Польшу, Чехословакию, Грецию). Сталин считал страны Восточной Европы частью подвластной ему территории и располагал всеми необходимыми средствами, чтобы навязать свою волю. Для режима личной власти перспектива появления у границ СССР федерации (или конфедерации) народно-демократических государств была неприемлема. Руководители этих стран были способны самостоятельно пропагандировать опят СССР и разработать альтернативную концепцию социализма.

Сталин, уже привыкши к роли носителя высшей истины, и его окружение не могли и представить, чтобы «живое общество» вступило в спор на равных с Димитровым и Тито. В то же время давление средствами дипломатии явилось бы нарушением суверенитета сопредельных с Советским Союзом стран. Это только подтвердило бы правильность фултонской речи Черчилля о советской «сфере влияния».

К 1947 г. инструмент, с помощью которого закреплялось безоговорочное превосходство Сталина как лидера социалистического мира, был готов. Им стало Коминформбюро, созданное 27 сентября 1947 г., в этот орган вошли девять компартий. Его создание в докладе А. Жданова на совещании 1947 г. обосновалось как «потребность в консультации и добровольной координации действий отдельных партий…, когда продолжающаяся разобщённость может приводить к ослаблению взаимного понимания, а порой к серьёзным ошибкам». Едва закончилось формирование рабочих органов Информбюро, как Сталин подверг острой критике идею создания Коминформбюро ( всего было 3) в 1948 г. и в 1949г. были связаны с советско-югославским конфликтом.

Отказ руководства Югославии признать правомерность и обоснованность позиции Сталина привёл к обострению межпартийных и межгосударственных отношений двух стран. Руководство ВКП (б)- Сталин, Берия, Жданов, Молотов, Суслов воспроизвели все возможные обвинения, которые были изобретены ещё во время процессов 1936-1937гг. Утверждалось, что КПЮ перешла на троцкистскую позицию, заимствовала взгляды Бухарина по вопросам строительства социализма. Выдвигался призыв к «здоровым силам компартии Югославии, верным марксизму-ленинизму», «сменить нынешних руководителей и выдвинуть новое интернациональное руководство».

Советский Союз ограничил экономические связи с Югославией, использовав методы экономической блокады, что побудило Югославию расширить экономические связи с Западом. Сталинское руководство стремилось интернационализировать конфликт, подвергнув тем самым КПЮ и ФНРЮ полной изоляции, отлучению от мировой системе социализма.

После показательной расправы над компартией Югославии произошло резкое похолодание идейно-политического климата в СССР и других странах социализма. Началась "охота на ведьм", выискивание "титовских агентов", буржуазных националистов и прочих уклонистов, а затем организация судебных процессов над ними, как разоблаченными агентам империализма, "врагами народа" (Ласко Раик (в Будапеште, сент. 1948 г.), Трайчс Костов ( в Софии, дек. 1949 г.), Кочи Дзодзе, Швермова, Сланский ( в Праге, 1952 г.) и др.). Фальсифицированные политические процессы в этих странах велись с ведома сталинского руководства и нередко при прям участии сотрудников карательных органов Берии. Известно, что в министерствах внутренних дел и госбезопасности народно-демократических государств в те годы существовал аппарат советских советников, подключавшихся к репрессивным акциям,

Сталинские идеологи обрушивались в печати с ярыми нападками типа: "Измена клики Тито делу коммунизма, делу социалистического интернационализма сопряжена прежде всего с тем, что Тито и его клика, не признают руководящей роли Советского Союза", а также на "право-националистскую группу Гомулки, которая "отстаивала предательскую теорию "польского пути к социализму", отрицала международное значе­ние советского опыта социалистического строительства. Так осуществлялось грубое великодержавное давление руководства ВКП(б) на другие партии.

Модель народной демократии как своеобразной формы перехода к социализму, существенно отличающейся от диктатуры пролетариата, была окончательно отброшена. Утвердилась позиция Сталина, согласно кото­рой без диктатуры пролетариата переход от капитализма к социализму невозможен. Тогда же произошел и поворот от зарождающегося многооб­разия социалистического мира к единообразию политических и экономи­ческих структур стран народной демократии на базе централистско- бюрократической советской модели. Началось ускоренное осуществление преобразования по образцу СССР. Это сопровождалось огосударствлени­ем вместо обобществления, свертыванием кооперативных форм общественной собственности, нарастающим отчуждением непосред­ственных производителей от средств производства, введением моно­польной позиции партии в политическом руководстве и т.д.

Однако, не следует сводить предпосылки свертывания народной демократии только к "демонической" роли ВКП(б) и лично Сталина.

Безусловно, с его стороны был существенный нажим, да и международная обстановка не способствовала укреплению и развитию народной демократии. Налицо были и внутренние предпосылки её свертывания. Нельзя забывать, что в странах народной демократии были собственные носители сталинистских, а точнее сектантско-догматических, тенденций. В руководстве большинства компартий доминировали люди, которые либо работали в свое время в Коминтерне, либо жили или учились в Советском Союзе. Кадровый корпус служб безопасности целиком состоял из членов компартий, а в большинстве случаев- из людей, прошедших обучение в школах НКВД. Народно-демократическая модель отбрасывалась не только зарождающимся аппаратом, не только сектантско- догматическими кадрами ,но и всё возрастающей массой люмпенизированных "новобранцев индустриализации" (как и в СССР в 30-х гг.), представителей деклассированного сельского населения. Вышибленные из традиционного культурного уклада они тяготеют к режиму авторитарного типа.

Создание Информбюро положило, по сути, начало механизму координации деятельности правящих коммунистических партий стран Восточной Европы в государственной политике, в т.ч. и в вопросах военного строительства.

Раскол Европы на две группы государств, принявших "план Маршалла" и отклонивших его, уже создал предпосылки для создания блоков.В конце 40-х годов СССР и США весьма скептически отнеслись к возможности мирного диалога. Основная ставка делалась на усиление складывающихся систем военно-политические союзов. Весной 1948 года завершился процесс формирования системы межгосударственных догово­ров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и странами Восточной Европы. 1949 г. ознаменовался дальнейшим развитием блоковой политики. В апреле 1949 г. 12 государств (США, Канада и 10 стран Западной Европы) подписали договор о создании Северо-Атлантического Союза (НАТО). В созданный в январе 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) вошли СССР и страны народной демократии. Безуспешность попыток восточно-европейских государств в течение первых двух послевоенных лет решить экономические проблемы национальными усилиями и в то же время отказ подчиниться диктату "плана Маршалла" (участие в нем было бы нелояльным по отношению к СССР) делало крайне необходимым поставку сырья, активизацию торговых отношений, советскую помощь в восстановлении хозяйства. Именно в этом направлении развивалась деятельность СЭВ, в который вошли СССР, Чехословакия, ГДР, Венгрия Польша, Болгария, Румыния.

Складывающееся противостояние западных и восточник государств имею крайне опасные последствия для всего человечества. Это дока­зал, в частности, берлинский кризис, разразившийся летом 1948 года. В ответ на проведение денежной реформы в западных зонах оккупации Германии и Зап. Берлина (что резко усилило опасность дестабилизации валюты на территории будущей ГДР и возникновения экономического хаоса) советская военная администрация Восточней Германии и Восточного Берлина ввела блокаду Западного Берлина.

США, обеспечив снабжение населения Зап. Берлина по "воздушному мосту", не нарушили условий оккупации. Тем не менее берлинский кри­зис стимулировал подготовку к войне. В итоге была полностью заблокирована дорога к мирному урегулированию проблемы Германии. Реализа­ция исходно намеченной союзниками концепции - создания миролюбивого демократического немецкого государства - не состоялась. В итоге компромиссом, с которым вынужденно смирились и в Москве, и в Вашингтоне, явился раскол Германии на два государства в соответ­ствии с зонами оккупации.

Вокруг СССР- "базы и рычага" антиимпериалистических сил -концентрировались союзные ему государства со сходной социальной и политической системой, созданной по советскому образу и подобию.

Таким образом, в результате антифашистских буржуазно-демокра­тических революций в Восточной Европе открылась возможность реали­зации новой модели развития общества - народно-демократической, соединявшей в себе идеи и ценности различных вариантов социализма и "буржуазной" демократии. В 1947-1949 гг. под влиянием "холодной войны", жесткой позиции советского руководства и внутренних противоречий тенденция к государственному социализму побеждает народно-демократическую. Руководство восточно-европейских стран берет куре на построение социализма, близкого к советской модели. Складываете так называемая мировая система социализма, связанная общностью идеологии, экономическими и военно-политическими соглашениями. Противоречие между социализмом и капитализмом на долгие годы закрепляется в форме военно-блоковой конфронтации.

 

 

3 вопрос. "Холодная война".

Усиление позиций СССР, рост популярности социалистических идей, как в развивающихся, так и развитых странах, начало образования мировой системы социализма- обострили противоречие между капитализмом и социализмом, что выразилось в "холодной войне", т.е. противостоянии, конфронтации Запада и Востока (капиталистической и социалистической систем) в различных формах во всех сферах международных отношений- экономической, политической, военной (гонка вооружения, региональные конфликты и духовной (идеологическая борьба).

1946-1947 гг. Причины и начало "холодной войны".

Начало "холодной войны" обычно связывают с речью бывшего премьер- министра Великобритании У. Черчилля в Фултоне (США) 5 марта 1946 г. в которой он утверждал, что СССР, являющийся не демократическим, политическим государством, перегородил Европу «железным занавесом», создал себе сферу влияния, стремится к безграничной экспансии и представляет угрозу западной цивилизации. Вывод: британское Содружество наций и США должны объединить усилия для противодействия CCCР. Хотя речь не была одобрена присутствовавшим в Фултоне президентам США Трумэном и лейбористским правительством Англии, она вызвала болезненную реакцию в СССР. Сталин заявил, что Черчилль повторяет расовую теорию Гитлера, обосновывая англосаксонское господство над миром.

Поводом для выступления британского экс-премьера, очевидно, послужила конфликтная ситуация вокруг Ирана, где СССР намеревался получить концессию по добыче нефти. Дело усугублялось тем, что правительство иранского Азербайджана, в котором находились советские войска, провозгласило национальную автономию и начало реформы народно-демократического типа. Беспокойство Запада усилением позиций СССР на Ближнем Востоке привело к тому, что США по тайным каналам передали Советскому Союзу угрозу применить ядерное оружие.

Значительно обострили ситуации в 1946 г. гражданская война в Китае и Греции и требования СССР к Турции о совместной обороне черноморских проливов. Ответом Запада стажа так называемая “доктрина Трумэна”, смысл которой был в том, что интересы безопасности США требуют "сдерживания" СССР и союзных ему сил во всем мире. С момента речи Черчилля прошел год. 1947 год поставил окончательную точку в сотрудничестве бывших союзников. Ею стало то, что СССР отверг "план Маршалла", считая его формой американского диктата и не предложил этому плану разумней альтернативы. На Западе начинается антисоветская и антикоммунистическая кампания. Чуть позже в СССР – новые политические процессы, а в социалистическом лагере -конфликт Сталина и Тито.

Кстати, термин "холодная война" появляется в политическом лексиконе именно в 1947 г.

Каковы же причины "холодной войны"? Они имелись как на Западе, так и на Востоке. Для Запала главное, думается, это стремление метрополии не допустить распада колониальной системы и претензии США на мировое господство. Беспокойство буржуазии вызывали образование МСС, рост рабочего и коммунистического движения. Сказалось также недоверие к сталинскому режиму (вспомним реакцию Запада на "пакт Риббентропа- Молотова " в 1939 г.). Претензии CШA на роль мирового лидера стимулировала и ядерная монополия. Не случайно Пентагон тайно отрабатывает планы ядерного нападения на СССР. Так ,по плану "Дропшот" (1949 г.), 300 атомных и 29 тыс. обычных бомб должны были в один прием уничтожить 85 % советской промышленности.

У США имелись определенные экономические основания для сдерживания СССР. Грозящий американской экономике кризис перепроизводства требовал вложения инвестиции за рубежом при условии их гаран­тии от национализации. Приход к власти в ряде стран коммунистов (под влиянием, а часто и при помощи СССР) мог создать опасность образования замкнутой экономической системы советского типа, что, конечно, не устраивало Вашингтон.

Главной целью советского руководства было восстановление народного хозяйства и решение др. внутренних проблем. В то же время оно считало целесообразным окружить СССР дружественными государствами и в этом стремлении иногда заходило слишком далеко (ситуация с Ираном). Отрицательно сказалось на отношениях е Западом отсутствие у нее достаточно обоснованной внешнеполитической доктрины, с которой капиталистические страны могли бы согласиться как е основой для диалога. Идея мирного сосуществования, выдвинутая Лениным, предусматривала лишь экономические контакты и только до времени мировой peволюции. Для длительного или постоянного сотрудничества во всех сферах она была неприемлема.

Ответом на "доктрину Трумэна" явилась аналогичная концепция “двух лагерей”: империалистического, целью которого является подав­ление демократии и установление американского господства в мире, и антиимпериалистического во главе с СССР. Концепция "двух лагерей" должна была сыграть и важную роль во внутренней политике для оправдания нового витка репрессий как средства борьбы с "происками мирового империализма". Экономически, по мнению Сталина, мы мало что теряли от "холодной войны". Мало того, он считал выгодным выход из капиталистического рынка стран МСС для ослабления экономики Запада и углубления "общего кризиса капитализма".