Исторические формы диалектики

Основы диалектического мышления можно найти в истории древней философии. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения, переходит в свою противоположность. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений в споре. Лао-цзы говорил о сочетании противоположностей и в мире, и в человеке, обращая внимание на неэффективность прямолинейных действий для достижения цели. В той или иной мере диалектическое мышление проявлялось в философии последующих времен, нередко без использования самого ее понятия. Отражая реальность происходящих в мире процессов и их поистине диалектический характер, история философии накопила богатый материал, который был переосмыслен и систематизирован Гегелем как общефилософская теория, целостная система принципов и категорий и универсальный метод познания.

Гегелевская «Наука логики» состоит из трех частей, которые представляют собой учения о бытии, о сущности и о понятии. В первой части рассматривается процесс развития вообще, описываемый категориями качества, количества и меры. Это первичный и пока весьма абстрактный уровень понимания развития того, что есть, т.е. просто бытия. Далее развитие исследуется на уровне сущности, т.е. выделяется его глубинная основа. Гегель понимает развитие как взаимоотношение внутренних противоположностей и обнаруживает его источник в противоречии внутри самой сущности. Этот процесс определяется категориями сущности и явления, необходимости и случайности, содержания и формы, возможности и действительности и др. Полностью развитие познается в этой системе на уровне понятия, которое синтезирует бытие и сущность, а субъективный человеческий дух постигает при этом абсолютный дух, стоящий в основе любого развития. Заслугой Гегеля было исследование и изложение диалектики как целостной системы принципов и категорий. Гегель исходил из того, что не только человек, но и природа подчиняются законам, имеющим идеальный характер и возникшим до них.

Следующая форма диалектики – материалистическая. По словам К. Маркса, у Гегеля диалектика стояла на голове, а надо поставить ее на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно. В некотором смысле это верно: гегелевская диалектика «стояла на голове», поскольку исходила из логики и опиралась на нее. Марксизм изменил ее методом переворачивания, объясняя не природу диалектикой, а наоборот, диалектику природой, однако становилось неясным, почему природа подчиняется принципам диалектики. Маркс настаивал на том, что в понимание существующего диалектика включает также понимание его необходимой гибели, «она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна». Именно в русле этой идеологии диалектика называется «алгеброй революции».

Критикуя диалектический материализм, западная философия отрицает объективный характер диалектики, понимая ее исключительно как форму организации человеческого мышления. Так происходит, например, в экзистенциализме. История диалектики неожиданным образом отражает гегелевскую концепцию: диалектика идей, трансформированная в диалектику вещей, оказывается субъективной диалектикой человеческой мысли. Однако субъективная диалектика не произвольна, она возникает как отражение объективных, внешних по отношению к человеку диалектических процессов. Можно идти дальше и видеть, вслед за Гегелем, надприродный, т.е. идеальный характер принципов и категорий диалектики.