Христианская патристика

РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Задолго до разрушения Римской империи возникает новый тип философии, связанный с религиозной идеологией. Ее основой был монотеизм, общий для иудаизма, христианства и ислама, но чуждый античному мировоззрению. Это не означало полного растворения философии в религии, но все же определяло специфику философских проблем и способов их разрешения. Отсюда ясно, каковы хронологические рамки средневековой философии: это сначала заключение союза философии и теологии, а потом – его распад, соответственно, с I-II вв. до XIV-XV вв.

Характерным свойством средневекового мышления была обращенность в прошлое. Однако смысл Священного писания был не очевиден, а скрыт, и задача философа состояла в том, чтобы расшифровать священные тексты. Претендуя на их реконструкцию, средневековые философы создавали своими толкованиями реальные конструкции, весьма отличные не только друг от друга, но во многом – и от оригинала.

По названным уже причинам, философия средних веков сочинениями «отцов церкви», получивших общее название патристики. Один из первых ее представителей – Климент Александрийский. Уже в его сочинениях раскрывается один из стержневых вопросов средневековой философии о соотношенииверы и знания. Глубокие философские знания доступны лишь избранным, поэтому они «аристократичны», а вера доступна также простым людям, поэтому она «демократична». Вера есть «сокращенное знание» того же, к чему вела вся греческая философия. Самый сильный аргумент Климента состоит в том, что акт веры вообще является неотъемлемой частью познавательной процедуры; в любом знании содержится элемент веры, поэтому они неразрывно связаны. Если бы все положения необходимо было доказывать, то ни одно доказательство не имело бы конца и не опиралось бы ни на что твердое. Итак, без веры нет знания, но и вера без знания есть не более, чем фундамент без здания. Младший современник Климента Оригенсчитается первым систематизатором теологических учений христианства. Он старался максимально их рационализировать и смело интерпретировал теологию в духе греческой философии. Ориген пользуется понятием Логоса («Слова») как посредника в космической иерархии между Богом и миром. Материальные миры являются средством воспитания падших духов и возвращения их в нормальное бестелесное состояние. Именно у Оригена более всего видны точки соприкосновения с восточными идеями кармы и реинкарнации.

Представитель латинской патристики Тертуллиан получил известность благодаря своим полемическим сочинениям и жесткой позиции в решении вопроса о соотношении веры и знания. Имя Тертуллиана стало знаменем защитников чистой веры против интеллектуальных претензий рациональной теологии. Ему приписывают категорическое заявление «верю, потому что абсурдно». Другой важнейший вопрос средневековой философии – соотношениесвободы и необходимости. Уже Тертуллиан показал, что человеческая свобода является условием совершаемого в мире зла. В отличие от воли Бога, ориентированной только на добро, свободная воля человека выбирает между добром и злом. Таким образом происходила моральная теодицея, т.е. оправдание Бога, который не отвечал за все происходящее.

Наиболее крупная фигура всей христианской патристики – Аврелий Августин. Он придерживается общехристианской идеи приоритета веры над знанием, но дополняет ее принципом «верю, чтобы понимать» и говорит также о познавательной силе любви. Таким образом, статус знания оказывается весьма высоким и даже целевым, а вера и любовь понимаются как его условия и средства. Августин прямо указывает на компенсаторную роль веры в условиях недостаточности разума: не потому она хороша, что разум плох, а потому, что его не хватает. Августин категорически выступает против скептицизма и подвергает его разносторонней критике. Он выдвигает учение о предопределении: Бог не только предвидит человеческие действия, но и заранее их определяет. Фактически это делает свободу воли иллюзорной, но субъективно человек воспринимает ее как реальную. Возможно, это самое слабое место у Августина, встретившее оппозицию уже в христианской философии. Любовь для Августина – это проявление космической силы, влекущей все вещи к их «естественным местам». В неживых предметах это проявляет себя в весе (тяжести). Огонь стремится вверх, а камень – вниз. Человек же, как существо двойственной природы, стремится в двух противоположных направлениях: душа влечет его вверх, а тело – вниз. Отсюда две формы любви: чувственная и духовная. Первая отдаляет человека от Бога, а вторая приближает к нему.