Проблема единства человеческой природы

Один из важнейших вопросов социальной антропологии состоит в том, существует ли некоторая единая человеческая природа, не растворяемая без остатка в истории? Общетеоретический метод единства исторического и логического побуждает к положительному ответу на этот вопрос: всякая история должна иметь свою «логику». Субъективистская философия отрицает возможность существенного определения человека.. Действительно, человеческое бытие безопорно, безосновно, даже эксцентрично, но только по отношению к природе, к жизни. При этом человек имеет такую существенную характеристику, как духовную направленность (к некоторым идеям и ценностям). Таким образом, будучи безопорным в природе, человек «опорен» в духе. Эксцентричность человека не абсолютна, она должна иметь свою меру, если Человек разумный (Homo sapiens) не хочет превратиться в дезориентированного Человека играющего (Homo ludens).

С формальной стороны человеческая природа может быть определена как совокупность существенных качеств человека. Обращенная к человеку философия всегда стремилась постичь его существенные характеристики, которые не сводились бы к их исторической изменчивости. При этом уже древняя философия понимала человека как телесно-душевно-духовное единство, устроенное подобно большому миру и поэтому называемое микрокосмосом. В дальнейшем более подробное философское знание о человеке абсолютизировало значение отдельных человеческих качеств. Так появился натурализм, как акцент на природной составляющей человека, социологизм,как акцент на человеческой социальности, и рассмотренный уже субъективизм, вообще отрицающий существенные качества человека.

У антропологического субъективизма также есть положительная сторона. Она состоит в указании на такое человеческое качество, как самопреодоление, т.е. способность выходить за свои пределы, становиться другим, развиваться. Без этого человек не может быть человеком в полном смысле этого слова. Итак, понятие человеческой природы включает в себя совокупность таких существенных человеческих качеств, как телесно-душевно-духовную целостность, социальность, самопреодоление и духовную направленность. Названные качества человека не сводятся к исторической изменчивости, хотя, конечно, предполагают ее в своих конкретных проявлениях. Изменяться могут лишь конкретные формы социальности, духовности и т.д., но не само их наличие. Если бы не было единства человеческой природы и все растворялось в многообразии, то исчезло бы основание, по которому некоторые живые существа могли быть отнесены к людям. При этом люди, живущие в разных местах, в принципе не могли бы понять друг друга, точно так же, как историки не могли бы понять людей прошлого. Наконец, при отсутствии единства человеческой природы само историческое развитие теряло бы смысл (как направление, так и содержание). Признание или отрицание абсолютного, неизменного в человеческой природе имеет не только теоретический, но и практический, даже политический характер. Нетрудно заметить, что идея о возможности полного или хотя бы существенного изменения природы человека как нельзя лучше сочетается с антигуманными (прежде всего – тоталитарными) режимами, поскольку они предполагают управление и манипулирование людьми на всех уровнях, от физического до ценностного.