Тема 5. Информационная среда и принципы организации

социальной информации (2 часа)

Начнем с того, что, как известно из истории философии, существовало множество версий понимания пространства. Рассматривая их на самом общем уровне дифференциации, можно апеллировать к классическим субстанциальной и реляционной концепциям.

Информационная среда будет пониматься нами как некоторый объективный феномен, выполняющий функцию связи между объектами (источником и приемником информации), которые участвуют в информационном обмене - транслируют и воспринимают некоторые данные, вся их совокупность и есть собственно информационная среда. То есть информационная среда есть совокупность информации, которая циркулирует между источником и приемником. Этим, на наш взгляд, покрывается сущность данного понятия.

Изложенное позволяет сформулировать основные свойства информационной среды, среди которых выделяются: вариативность, проективность, коммуникативная направленность, эллиминарность.

Вариативностьзаключается в том, что существующая реальность отражается в структуре информационной среды бесчисленное множество раз, что создает бесчисленное множество таких отражений, которые существуют независимо друг от друга. Проективность состоит в том, что созданные информационной средой отражения передают признаки и свойства объективной реальности лишь приблизительно, никогда не становясь точной копией оригинала. Коммуникативная направленность информационной среды проявляется в том, что она не может существовать вне взаимодействия отражающих субъектов, равно как и их взаимодействие не может осуществляться вне информационной среды. В ходе информационного взаимодействия происходит не только обмен образами действительности, но и установление степени их относительного соответствия этой действительности. И, наконец, элиминарность (от элиминации - исключение излишнего разнообразия и отбор необходимой информации для продуктивного познания или адекватного воздействия на объект) информационной среды обусловлена следующим.

Теперь перейдем к рассмотрению основных принципов организации информации: всеобъемлемость, избирательность, третий принцип организации информации состоит в том, что информацию можно представить каким угодно образом, как по форме, так и по содержанию. Четвертый принцип организации информации заключается в том, что информация оказывает постоянное, никогда не прекращающееся воздействие на субъекта. Следовательно, информацию можно использовать для оказания целенаправленного воздействия, рассматривая ее в качестве инструмента этого воздействия.

Поэтому информацию необходимо рассматривать в качестве инструмента данного воздействия, а в более широком смысле – как универсальный инструмент развития человеческой практики.