Структура информационной системы
Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. В структуре ИС выделяют различные виды обеспечения: техническое, программное, информационное, методическое, правовое и т.д.
Информационное обеспечение – это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, технологической схемы обработки данных, нормативно-справочной информации, систем документооборота.
Унифицированные системы документации – это система, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности. Основным инструментом является унифицированный документ,созданный по унифицированной форме, оформленный в установленном порядке и имеющий юридическую силу. Унифицированная форма документа – совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации.
Техническое обеспечение – это комплекс используемых в системе управления технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Технические средства – персональные компьютеры, устройства сбора, накопления, обработки, передачи и ввода информации, устройства передачи данных, линии связи и др.
Математическое обеспечение – это совокупность методов, правил, математических моделей и алгоритмов решения задач.
К средствам математического обеспечения относятся:
¨ Средства моделирования процессов управления;
¨ Типовые задачи управления;
¨ Методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
Программное обеспечение(ПО) – это совокупность программ позволяющих осуществить автоматизированную обработку информации на компьютере.
Тенденции развития ПО:
1. Переход от алгоритма к модели.
2. Переход к открытым системам, т.е. создание ПО, которое стыкуется друг с другом, обладает способностью переносимости на различные платформы ЭВМ.
Лингвистическое обеспечение – это совокупность терминов и искусственных языков, правил формализации естественного языка.
Организационное обеспечение – это совокупность мер и мероприятий, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
· анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
· подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
· разработку управленческих решений по составу и структуре организации.
Правовое обеспечение - это совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В состав правового обеспечения входят законы, постановления, приказы, инструкции и др.
Правовое обеспечение этапов функционирования ИС включает:
· статус ИС;
· права, обязанности и ответственность персонала;
· правовые положения отдельных видов процесса управления;
· порядок создания и использования информации и др.