Основные понятия информационных систем
Установочная лекция
Информационные системы и технологии
Найти решение, удовлетворяющее условиям
Задачи для самостоятельного решения.
1. Привести к каноническому виду уравнение
Ответ: .
Система – это любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.
Информационная система (ИС) — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
Основной целью создания информационной системы является снятие неопределенности у руководства и других заинтересованных сторон (инвесторов, кредиторов, государственных органов и т.п.) принятии управленческих и других решений в отношении объекта. Информационная деятельность объекта включает различные процессы обработки информации, которые тесно связаны с его организационной структурой, а также учитывают различные внешние факторы, влияющие на объект.
Существующие ИС весьма разнообразны. Их принято делить по степени автоматизации функций на следующие:
· информационно-справочные (фактографические) — обеспечивают выдачу только имеющейся информации. Они могут использовать принципы ассоциативного поиска (т.е. включать элементы искусственного интеллекта).
· информационно-советующие (документальные) — формируют несколько вариантов возможных решений, а окончательный выбор остается за человеком-пользователем. Диапазон таких систем крайне широк: от решения элементарных задач прямого счета до экспертных систем.
· информационно-управляющие, предполагающие наивысший уровень автоматизации, в настоящее время используют простые в реализации алгоритмы (например, автоматическое уведомление поставщиков, плательщиков и т.д.).
По способу автоматизации органов управления выделяют системы:
· в виде автономных АРМов специалистов управления;
· в виде автономных локальных сетей, объединяющих функционально взаимосвязанные АРМы управленцев;
· в виде единой (корпоративной) сети организации, включая ее головные структуры и территориально удаленные филиалы.
Кроме того, классифицируют ИС по видам автоматизируемых управленческих функций:
· функциональные (автоматизирующие бухгалтерские, кадровые, плановые и т.п. функции управления, т.е. отражающие специфику предметной области);
· административные (автоматизирующие делопроизводство, документооборот и т.п., т.е. практически не зависящие от предметно области);
· комплексные (охватывающие все виды управленческой деятельности);
По характеру взаимосвязи с внешней информационной средой:
· закрытые — без взаимодействия с внешними информационными системами, например с Интернетом;
· открытые — с выходом в общедоступные ИС, например через Интернет;
· экстрасистемы — полноценно функционально взаимодействующие с определенным кругом внешних информационных систем.