Из сущности деятельности УИС

Законодательстве, а также вытекающие

Требования, закрепленные в российском

Требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы при приеме на службу, подразделяются на;

· общие

· и специальные.

Общие требования к сотрудникам УИС России определяются основными принципами их службы: законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации (ст. 2 гл. I Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

Согласно этим принципам сотрудники обязаны: а) неукоснительно выполнять законы Российской Федерации; б) иметь высокий уровень правосознания; в) обладать определенным набором специальных знаний; г) быть дисциплинированными; д) быть трудолюбивыми; е) иметь способности к деятельности по исполнению уголовных наказаний; ж) обладать умениями и навыками правоприменительной деятельности и т. д. Все это составляет правовую культуру работников, крайне необходимую в условиях реализации государственного принуждения, определенного нормами права11.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, связана с осужденными, правовой статус которых ограничен, именно поэтому законодательство требует от персонала неукоснительного соблюдения законов Российской Федерации, прежде всего в отношении порядка и условий исполнения уголовных наказаний. Ответственность за обеспечение законности несут должностные лица этих учреждений и органов.

Персоналу учреждений, исполняющих наказания, должны быть присущи высокие нравственные и эмоционально-волевые качества, поскольку любой сотрудник независимо от занимаемой должности в то же время осуществляет воспитательное воздействие на осужденных в процессе личного общения с ними. Эти качества в силу известной истины о том, что воспитатель воспитывает прежде всего своим примером, входят в структуру педагогических способностей. Среди них наиболее важны принципиальность и требовательность к себе и другим, инициативность и трудолюбие, дисциплинированность, решительность и настойчивость в достижении поставленных целей, эмоциональная устойчивость перед возникающими трудностями и неудачами.

Несомненно, особое место в перечне требований к персоналу занимает наличие у них чувства социальной справедливости. Отсутствие его в условиях отбывания наказания очень болезненно воспринимается осужденными и резко снижает авторитет лиц, допустивших несправедливость. Очень значимо такое качество, как верность данному слову. Особое внимание обращается на соблюдение работниками органов, исполняющих наказания, норм профессиональной этики, так как их деятельность связана с организацией процесса перевоспитания осужденных. При этом недопустимы жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство действия, а также непринятие надлежащих мер по отношению к таким действиям11 .

Следующая группа требований вытекает из содержания Положения о прохождении службы в ОВД.

Дополнительные требования:

1. Обязательным требованием является то, что сотрудники уголовно-исполнительной системы комплектуются только из числа граждан Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет. При этом такие признаки, как национальность, пол, социальное происхождение, имущественное и должностное положение, отношение к религии, убеждения и принадлежность к общественным объединениям во внимание не принимаются и не влияют на решение о приеме на службу (ст. 8).

Вместе с тем при приеме на службу в УИС может ограничиваться количество женщин-сотрудников, работающих в исправительных учреждениях определенного вида, также существует некоторый лимит при приеме женщин на учебу в высшие учебные заведения Министерства юстиции РФ.

Не принимаются на службу лица, решением суда признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, либо имевшие или имеющие судимость.

 

2. Достаточный уровень здоровья и физического развития, способность по состоянию здоровья выполнять служебные обязанности, ибо работа с осужденными требует большого напряжения душевных и физических сил. Кроме того, уголовно-исполнительным законодательством предусматривается применение в крайних случаях физической силы по отношению к осужденным или иным лицам, нарушающим правопорядок. Физическая сила (например, боевые приемы борьбы) может применяться при задержании осужденных, для пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами, если ненасильственным способом не обеспечивается выполнение их законных требований. Именно поэтому при приеме граждан на службу в должностях рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы проводится тщательная проверка состояния их здоровья и физического развития.

3. Определенное образование. На должности рядового и младшего начальствующего состава принимаются граждане России, имеющие образование не ниже среднего полного, на должности среднего и старшего начальствующего состава – имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование. В порядке исключения на должности среднего начальствующего состава могут приниматься граждане, окончившие специальные курсы. Применение уголовно-исполнительного законодательства и оказание психолого-педагогического воздействия на осужденных требуют высокого уровня образования большинства сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Образование сотрудников может быть различным и учитываться при их назначении на должности после окончания учебных заведений. Как правило, сотрудники, работающие в оперативных службах, службе безопасности, должны иметь юридическое, начальники отрядов – педагогическое либо юридическое образование, работающие в производственных службах – экономическое.

В целях укомплектования учреждений уголовно-исполнительной системы высококвалифицированными специалистами осуществляется профессиональная подготовка сотрудников, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в различных экстремальных ситуациях, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку.

Итак, в процессе прохождения службы к сотрудникам предъявляются общие, то есть единые для всех, требования. Они могут быть дополнены специальными требованиями, различающимися в зависимости от должности, места службы сотрудника и других обстоятельств.

К сотрудникам УИС, рабочим и служащим, относящимся к персоналу учреждений, исполняющих наказания, предъявляются также специальные требования. Это могут быть требования к профессиональным, личным качествам, социально-демографическим показателям сотрудников оперативной службы и отделов безопасности, воспитательной, производственно-технической, медико-санитарной служб и т. д.

1. Требования к сотрудникам воспитательных служб учреждений, исполняющих наказания, определяются особенностями их деятельности. Эти сотрудники (например, начальники отрядов, инструкторы воспитательных отделов) призваны заниматься непосредственной организацией воспитательного процесса в учреждении, исполняющем наказания, поэтому должны быть профессионалами, компетентными в области организации и проведения воспитательной работы с осужденными. Для этого пенитенциарному работнику необходимы высокий уровень общей культуры и широкий кругозор, педагогическое образование либо система педагогических знаний, полученных в процессе повышения квалификации. Кроме того, сотрудники, занимающиеся воспитательной работой с осужденными, должны обладать педагогическими способностями, то есть иметь педагогическую направленность личности, а также понимать важность задач, решаемых в процессе профессиональной деятельности, гордиться своей профессией, ответственно относиться к ней. Им следует знать особенности интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы поведения осужденных, уметь общаться с различными категориями осужденных, их близкими, сохранять постоянную работоспособность и самоконтроль, самообладание и выдержку в трудных, конфликтных ситуациях. Наличие этих качеств способствует появлению интереса к продолжению профессионального образования, овладению необходимыми воспитательными приемами, повышению профессионального мастерства.

2. Требования к сотрудникам службы безопасности и оперативных отделов, а также охраняющим и конвоирующим осужденных определяются спецификой их работы, связанной в основном с силовым воздействием на осужденныхпри нарушениях правопорядка в учреждениях, исполняющих наказания; пресечении преступлений или неповиновения осужденных; предотвращении конфликтов и т. д.

В пенитенциарных учреждениях большинства стран мира, в том числе и России, сотрудники данных служб проходят специальную подготовку и получают экипировку на период несения службы13. Согласно российскому законодательству сотрудники оперативных отделов, кроме того, осуществляют негласную разведку в среде осужденных.

В соответствии с функциями сотрудников рассматриваемых служб к ним предъявляются следующие специальные требования. Они должны:

а) иметь хорошую физическую и боевую подготовку;

б) уметь проводить задержание правонарушителей и документировать факты правонарушений;

в) быть способными разрешать конфликтные ситуации, в экстренном порядке принимать меры по обеспечению безопасности осужденных и других сотрудников.

Важными являются также требования к личностным качествам вышеназванных сотрудников:

· они должны обладать устойчивой психикой,

· быстротой реакции,

· способностью выполнять функциональные обязанности в экстремальных условиях и другими качествами, на которых акцентируют внимание различные ведомственные нормативные акты14.

3. Работники уголовно-исполнительной системы, имеющие непосредственное отношение к производству в учреждениях, должны отвечать требованиям, предъявляемым к работникам производственной сферы в современных экономических условиях. Они должны обладать предприимчивостью, находчивостью и практической сметкой в решении хозяйственных, финансовых и всех экономических вопросов, дальновидностью и способностью идти на хозяйственный риск, знанием конъюнктуры рынка и другими качествами, необходимыми в производственной деятельности.

 

На основании рассмотренных требований можно выделить три группы качеств, которым должен соответствовать каждый сотрудник уголовно-исполнительной системы15:

– оптимальные личные качества;

– деловые качества;

– специальные профессиональные качества.

Оптимальные личные качества сотрудника должны в наибольшей степени соответствовать выполняемой работе и служить психологической основой для успешного решения стоящих перед ним задач. Они включают: умение устанавливать контакт с людьми, общаться с представителями различных слоев населения; мужество, выдержку, решительность, находчивость; умение сохранять самообладание в самых сложных ситуациях; личную дисциплинированность; уважение к критике и самокритичность; честность, добросовестность, вежливость, принципиальность; человечность, готовность оказать помощь нуждающимся в ней и др.

Деловые качества определяют общую профессиональную пригодность сотрудника. К ним относятся: наличие специального образования и опыта практической работы; организаторские способности, инициативность, чувство нового; стабильная работоспособность; знание юридических и специальных дисциплин, действующего законодательства, приказов, инструкций и подзаконных нормативных актов и их неукоснительное соблюдение; владение оперативной и криминалистической техникой, специальными средствами; умение правильно составлять и оформлять служебные документы и др.

Специальные профессиональные качества необходимы работнику для успешного выполнения возложенных на него служебных обязанностей. Специальные профессиональные качества, основой которых являются более универсальные деловые качества, влияют на уровень профессионального мастерства конкретного работника на конкретной должности и включают в себя определенные умения, навыки, сумму необходимых знаний, особые личные качества.

Наличие большинства названных качеств у сотрудников УИС и применение их в повседневной деятельности позволят обеспечить эффективное взаимодействие всех звеньев этой сложной системы и максимальную реализацию ее задач и функций.

Вывод: Таким образом, сотрудники уголовно-исполнительной системы должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям, стремиться в своей практической деятельности к совершенствованию профессиональных качеств, которые формируются в процессе развития личности пенитенциарного работника. Они зависят от его общей культуры и кругозора, терпимости к человеческим недостаткам и оптимизма, веры в возможность их устранения, опыта работы с осужденными, наличия определенных педагогических и организаторских способностей.

 

Второй учебный вопрос: Правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Правовую основу деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания составляют Конституция РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свобо­ды" от 21 июля 1993 года, Положение о службе в ОВД, а также ин­дивидуальный контракт о службе в УИС.

Правовое положение (правовой статус) персонала определяется совокупностью прав и обязанностей, возлагаемых на него во время выполнению функций по исполнению наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия. Права и обязанности, которыми наделены должностные лица при исполнении наказаний, составляют их должностные полномочия, соответствующие занимаемой ими должности.

На определение правового положения персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, влияют многие факторы, среди которых, в зависимости от сферы возникновения, можно выделить следующие группы:

а) материально-экономические условия функционирования учреждений УИС;

б) цели и характер исполняемых наказаний;

в) фактическое положение персонала в обществе и его отражение в нормативных актах.

Правовое положение персонала различно. Прежде всего, оно дифференцируется в зависимости от вида уголовного наказания. Чем жестче наказание, т. е. чем больше оно изменяет общеграж­данский статус осужденного, тем в большей степени регламенти­ровано правовое положение персонала. Примером может служить различие в правовом положении сотрудников исправительных учреждений и органов, исполняющих наказание без изоляции осужденных от общества.

 

Рассматривая правовое положение персонала, следует определить его общий правовой статус, то есть совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей, которая присуща всем гражданам Российской Федерации, и специальный правовой статус: полномочия, непосредственно связанные с участием в уголовно-исполнительных правоотношениях и регулируемые уголовно-исполнительным правом; полномочия, возникающие по поводу прохождения службы, при осуществлении управленческой деятельности, проведении мероприятий по охране здоровья персонала, решению социально-бытовых вопросов и т. д., регулируемые другими отраслями права.

Все права и обязанности сотрудников УИС, входящие в специальный правовой статус подразделяются

на общие, связанные с исполнением уголовных наказаний,

и на профессионально-специальные, которые вытекают из полномочий в соответствии с занимаемой штатной должностью в уголовно-исполнительной системе.

В соответствии Законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (ст. 13) на всех сотруд­ников УИС возлагается ряд общих обязанностей:

1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законо­дательства РФ;

2) создавать условия для обеспечения правопорядка и закон­ности, безопасности самого персонала, осужденных, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях ИК;

3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и професси­ональное обучение;

4) обеспечивать охрану здоровья осужденных;

5) осуществлять деятельность по развитию своей материаль­но-технической базы и социальной сферы;

6) в пределах своей компетенции оказывать содействие орга­нам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Важной обязанностью сотрудников УИС является обязанность на территории России, независимо от занимаемой должности, времени суток и места нахождения, в случае обнаружения событий, угрожающих личной и общественной безопасности, принимать меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений.

Обязанность персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, – не нарушать закон, а следить за его соблюдением. Закон (ст.14) подробно регламентирует права учреждений, исполняющих наказания, и их персонала.

При обеспечении режима отбывания наказания в исправительных учреждениях и на производственных объектах сотрудники вправе требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, а также соблюдения правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (ст. 14).Достижению этой цели способствуют изоляция осужденных и постоянный надзор за ними, точное и неукоснительное выполнение ими своих обязанностей, цензура корреспонденции и досмотр посылок, передач, бандеролей, покамерное содержание наиболее опасных преступников, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости по безналичному расчету, применение мер взыскания и безопасности, проведение иных мероприятий, непосредственно направленных на профилактику преступлений, которые могут совершить осужденные.

Персонал учреждений вправе производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территории учреждений и на прилегающей к ним территории, на которой установлены режимные требования; а также изымать запрещенные вещи и документы (ст. 14).

При проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, сотрудники вправе осуществлять досмотр транспортных средств, проводить проверку документов граждан и вне пределов территории исправительных учреждений (ст. 14).

Особым является право сотрудников учреждений, исполняющих наказания, на применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы (самбо, каратэ, дзюдо и др.), специальных средств и оружия. Физическую силу можно применять для задержания осужденных, пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых осужденными или иными лицами.

Специальные средства и газовое оружие применяются сотрудниками для отражения нападения на них осужденных, заключенных и других граждан, пресечения массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка осужденными и заключенными, задержания правонарушителей, оказывающих злостное неповиновение или сопротивление персоналу, для освобождения заложников, сооружений, помещений и транспортных средств, при конвоировании и охране осужденных и заключенных, если они могут совершить побег либо причинить вред окружающим или самим себе (ст. 30). На основании ст. 31 рассматриваемого Закона сотрудники имеют право применять огнестрельное оружие для защиты от нападения и отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан и работников УИС, осужденных, заключенных и иных лиц, в том числе с целью завладения оружием, освобождения заложников, захваченных зданий, сооружений, транспортных средств, для задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление, и в некоторых других случаях.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. № 964 «О передаче внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации функций по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов» правовой статус сотрудников этих учреждений и органов расширился, поскольку осуществление новой функции подразумевает проведение комплекса мероприятий по охране объектов учреждений и их материальных средств, пресечению нападений на объекты и проникновения на территорию учреждений запрещенных предметов и веществ, конвоированию осужденных, розыску бежавших осужденных и т. д. Поскольку эта специальная функция осуществляется подразделениями охраны, то правовое положение сотрудников, занимающихся охранной деятельностью, определяется нормативными актами общего и ведомственного характера, регулирующими охрану исправительных учреждений Минюста России.

Специфическим правомочием начальника исправительного учреждения является его право на введение режима особых условий в случае стихийного бедствия, введение в районе расположения исправительных учреждений чрезвычайного, особого или военного положения, при массовых беспорядках, а также групповых неповиновениях осужденных (ст. 85 УИК РФ). При этом может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных ст. 88–97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска персонала и иных лиц на объекты исправительных учреждений и прилегающие к ним территории, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных, медико-санитарных и иных служб. Также в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством, органом дознания является начальник исправительного учреждения, поэтому только он, при наличии признаков преступления, возбуждает уголовное дело и проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, либо проводит дознание в полном объеме.

 

Статья 103 УИК РФ устанавливает обязанность администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к общественно полезному труду. В связи с этим формируются полномочия, обеспечивающие реализацию данной обязанности. В сложных экономических условиях и при наличии безработицы требуется более активная организационная деятельность по привлечению осужденных к труду.

Сотрудники обязаны осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним. В случае нарушения режимных требований должностные лица из числа персонала исправительных учреждений в пределах своей компетенции вправе применить к правонарушителям предусмотренные законом меры (ст. 115 УИК РФ).

 

Сотрудники имеют также права и обязанности по развитию производств в исправительных учреждениях, в том числе с использованием смешанной формы собственности, по привлечению осужденных к работам по хозяйственному обслуживанию этих учреждений. Производственная сфера деятельности исправительных учреждений довольно сложна и разнообразна: она затрагивает не только отношения по исполнению наказания, но и гражданско-правовые, трудовые, хозяйственные, финансовые, отношения собственности. Комплекс возникающих при этом прав и обязанностей обширен и динамичен, особенно в условиях проводимых рыночных реформ. Новые права и обязанности связаны с плановой и коммерческой деятельностью предприятий, владением, пользованием и распоряжением имуществом предприятий, финансовыми средствами, выполнением договорных обязательств и ответственностью контрагентов, маркетингом и внешнеэкономической деятельностью и т. д. В основном они входят в правовой статус сотрудников производственно-экономических служб. Закон определяет порядок и условия работы по совместительству. Сотруднику уголовно-исполнительной системы запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему Минюста России (исключением является творческая, научная и преподавательская деятельность).

Правовое положение рабочих и служащих из числа персонала исправительных учреждений регламентируется Трудовым кодексом Российской Федерации. На них возлагаются обязанности: соблюдать дисциплину труда; бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения; выполнять установленные нормы труда и др. Уголовно-исполнительное законодательство на данную категорию персонала возлагает дополнительные обязанности: им запрещено вступать с осужденными в отношения, не вызываемые интересами выполняемой работы, приносить и передавать им какие-либо предметы, вещества; они обязаны соблюдать режимные требования, установленные в исправительных учреждениях, осуществлять надзор за осужденными на рабочих местах, содействовать сотрудникам учреждений, исполняющих наказания, в обеспечении соблюдения осужденными правил внутреннего распорядка и т. д.

 

Одной из составляющих правового положения сотрудников исправительных учреждений является их ответственность.

Специфика службы в УИС состоит в том, что дисциплинарная, административная, а в некоторых случаях и гражданская ответственность рядового и начальствующего состава регулируется специальными нормами права.

Уголовное законодательство не содержит специальной нормы в отношении сотрудников УИС, поэтому их уголовная ответственность наступает на общих основаниях. Сотрудники исправительных учреждений являются представителями власти, поэтому могут привлекаться к уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, получение взятки, служебный подлог, предусмотренные ст. 285–293 Уголовного кодекса РФ.

Сотрудники УИС также несут гражданскую ответственность за совершение гражданского правонарушения. При этом к ним применяются санкции, в основном имущественного характера, то есть на них возлагается обязанность возместить вред физическим (частным) лицам, причем имущественный ущерб взыскивается независимо от применения других мер юридического воздействия.

Статья 1070 ГК РФ устанавливает гражданскую ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Согласно данной статье вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Сотрудники УИС могут нести административную ответственность. В соответствии со ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях лица рядового и начальствующего состава несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Однако существуют и исключения. За ряд правонарушений эти лица несут административную ответственность на общих основаниях, в частности, за нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду.

За нарушение служебной дисциплины сотрудники УИС несут дисциплинарную ответственность. Согласно ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации служебная дисциплина означает соблюдение сотрудниками установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника, контрактом о службе, а также приказами министра юстиции Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий.

Необходимость поддержания служебной дисциплины закреплена в Законе РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Присяге сотрудника, соответствующих указах Президента РФ и приказах Министерства юстиции РФ, уставах, регулирующих правоотношения в уголовно-исполнительной системе18.

В соответствии с Присягой сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и Уставом внутренней службы каждый сотрудник обязан:

· строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;

· уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина;

· добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные на него служебные обязанности;

· достойно переносить трудности, связанные со службой;

· быть честным, мужественным, бдительным;

· хранить государственную и служебную тайну;

· не щадя своей жизни охранять установленный Конституцией и законами РФ правовой порядок;

· оказывать уважение начальникам и старшим по званию, содействовать им в поддержании порядка и дисциплины;

· строго соблюдать правила воинской вежливости и отдания воинского приветствия; постоянно повышать свои профессиональные знания;

· в совершенстве знать и беречь вверенные вооружение и технику и т. д.

Согласно ст. 38 Положенияо службе в органах внутренних дел Российской Федерации за нарушение служебной дисциплины на сотрудников уголовно-исполнительной системы могут налагаться следующие виды взысканий:

· замечание; выговор;

· строгий выговор;

· предупреждение о неполном служебном соответствии;

· понижение в должности;

· снижение в специальном звании на одну ступень;

· лишение нагрудного знака;

· увольнение из уголовно-исполнительной системы.

Дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками, которым сотрудники подчинены в пределах предоставленных им прав, в соответствии с Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах УИС ( Приказ МЮ РФ от 6.06.2005. №76).

Дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Замечание и выговор могут быть объявлены и устно. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно. О дисциплинарных взысканиях сотруднику объявляют лично, перед строем или на совещании (собрании).

Приказ о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику, подвергнутому взысканию, под расписку. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен; прежнее поведение виновного, признание им своей вины, его отношение к службе, время нахождения на службе и знание правил ее несения и т. д.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения он не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца.

Досрочное снятие дисциплинарного взыскания в порядке поощрения производится начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником. К сотрудникам, имеющим такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, в качестве меры поощрения применяется досрочное их снятие, но, как правило, не ранее чем через три месяца, а взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии – через шесть месяцев.

Сотрудник вправе обжаловать наложенное на него взыскание последовательно вышестоящим начальником вплоть до министра юстиции РФ, а в установленных Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации случаях – и в суде. При подаче жалобы приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания не приостанавливается.

 

 

Вывод: деятельность учреждений уголовно исполнительной системы очень специфична, поскольку связана с работой с лицами, нарушившими требования законодательства. Следовательно, сотрудники учреждений и органов, исполняющих наказания должны быть наделенные определенными правами и обязанностями для выполнения поставленных задача, а также социально защищены.

Третий учебный вопрос: Социально-правовая защита персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания

 

Персонал учреждений и органов, исполняющих уголовные нака­зания, находится под защитой государства. Неприкосновенность их личности, честь и достоинство охраняется законом. Законные тре­бования персонала обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами. Неисполнение законных требований персонала, а так­же действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению персоналом своих обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке. Никто кроме государственных орга­нов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не имеет право вмешиваться в служебную деятельностьперсонала учре­ждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Закон гаран­тирует сотрудникам и членам их семей личную безопасность. Со­трудники обеспечиваются оружием и специальными средствами инди­видуальной защиты. Сведения о месте их службы и ее прохождении, а также месте жительства сотрудников и их семей не обнародуются в средствах массовой информации и предоставляются только с раз­решением начальника учреждения, исполняющего наказание.

На основании ст. 36 Закона «Об учреждениях и органах, ис­полняющих уголовные наказания» персонал учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, имеет ряд льгот, надбавок к зарплате в зависимости от выслуги лет, вида учреждения, численности осужденных, режима в учреждениях, исполняющих наказания.

Должностные оклады персонала увеличиваются:

1) в зависимости от вида учреждения, исполняющего наказания,характера и сложности выполняемой работы;

2) за работу в учреждениях, исполняющих наказания, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных;

При убытии сотрудника в отпуск выдается материальная помощь не менее трех окладов денежного содержания и бесплатны проезд к месту проведения отпуска, также один раз в два года, член семьи сотрудника может воспользоваться бесплатным проездом в отпуск.

Сотрудники исправительных учреждений имеет льготы в области охраны здоровья. Прежде всего это удлиненный отпуск ( с учетом всех надбавок он может достигать 60 календарных дней).

Имеют право на бесплатное медицинское обслуживание ( в том числе обеспечение лекарствами) в ведомственных медицинских учреждениях.

Обладают правом на курортное лечение в санаториях и организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах ведомственных учреждениях. При этом им выплачивается денежная компенсация в размере средней стоимости путевки, а членам семьи- 50 процентов стоимости путевки.

Подлежат государственному личному и дополнительному социальному страхованию за счет государства. Аналогичное право имеют рабочие и служащие исправительных учреждений.

 

Сотрудники исправительных учреждений имеют определенные льготы в жилично- бытовой сфере:

- выплачивается денежная компенсация за поднаем жилья,

- в зависимости от выслуги лет в УИС выдается безвозмездная денежная помощь на приобретения или строительства жилья в размере 75 процентов от стоимости жилья,

- уволенных в запас по выслугу лет, состоянию здоровья или по сокращению штатов сотрудникам не имеющих жилья выдаются жилищные сертификаты для приобретения жилья в любом субъекте РФ,

- прибывшим сотрудника после окончание учебного заведения для обзаведением хозяйством и свадебные расходы выделяются беспроцентные ссуды в размере до 12 окладов денежного содержания.

Уверенность в завтрашнем дне в условиях динамично меняющейся обстановки в России создает пенсионные льготы, представленные законном персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания. К их числу следует отнести льготный порядок исчисления пенсии. К примеру, в выслугу лет включает время учебы на очных отделениях высших и средних учебных заведений из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Сотрудникам устанавливается льготный зачет выслуги для назначения пенсии: два дня службы в УИС- за три, а в учреждениях, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных и осужденных с пожизненным сроком,- один день службы за два при сохранении за ними ранее установленных льгот.

При этом сотрудникам полностью засчитывается в стаж работы в качестве рабочих и служащих исправительных учреждений.

Для выхода на пенсии сотруднику установлено как правило, в 20 лет службы в уголовно-исполнительной системе. Рабочим и служащим персонала исправительных учреждений, занятых на работах с осужденными, по списку работ по профессий, утвержденному Правительством, пенсия устанавливается:

мужчинам- по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 15 лет- на работах с осужденными;

женщинам- по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет- на работах с осужденными.

При увольнении из уголовно-исполнительной системы по достижении придельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов сотрудникам персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, в зависимости от выслуги лет выплачивается от 5 до 20 окладов денежного содержания в качестве единовременного пособия. За этими лицами сохраняется большинство льгот в жилищно-бытовой сфере, которым пользуются сотрудники персонала, состоявшие на службе в уголовно исполнительной системе.

Закон обеспечивает правовую и социальнуюзащиту персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, правда реализация социальных гарантий и льгот в пол­ном объеме в нынешних условиях остается достаточно сложной.

Однако наиболее существенной остается проблема обеспеченно­сти персонала жильем. Также возможности улучшения жилищных усло­вий становятся менее реальными.

Сложной остается ситуация с правовой защитой личного соста­ва, привлечением к ответственности лиц, совершивших неправомер­ные действия против сотрудников в связи с исполнением ими обя­занностей по охране общественного порядка и борьбе с преступно­стью.

Вывод: Таким образом, анализ деятельности по социально-правовой защите сотрудников показы­вает, что наряду с реализацией основных поло­жений и норм действующего законодательства о прохождении службы рядовым и начальствующим составом, отдельные гарантии и льготы личному составу осуществляются не в полной мере, а ряд проблем, по существу, не решается.

В настоящее время важное значение имеет обеспечение в пол­ном объеме установленного для персонала уровня материального обеспечения, социальных льгот и преимуществ. Необходимо, чтобы персонал не испытывал дискомфорта и разочарования по причине ухудшения их материального и социального положения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели правовое положения и требования, предъявляемые к сотрудникам УИС. В нашей стране реализуется более десяти уголовных наказаний. Все они очень различны, имеют разную природу и несут не одинаковый объём право ограничений. Следовательно, для реализации уголовно исполнительной политики требуется целая система государственных органов в которой служат специально подготовленные сотрудники и наделены определенными полномочиями по решению основных задач, стоящих перед уголовно-исполнительный системой.

Контрольные вопросы

1. Какие категории лиц относятся к персоналу учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания?

2. Какие международно-правовые акты, касающихся отдельных профессиональных групп сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания вы знаете?

3. Какие требования предъявляются к персоналу учреждений и органов, исполняющих наказания?

4. Как можно сформулировать правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих наказания?

5. В чем заключается правовая защита и социальная поддержка персонала?

 

Разработал:

Начальник кафедры

полковник внутренней службы Л.И.Гаманенко

«___»__________2010г.