Так, организация, ответственная за совершение террористического акта и признанная по решению суда террористической, подлежит ликвидации, а надлежащее ей имущество конфискуется.
Отмеченный совокупный субъект должен охватывать физических и юридических лиц, причастных к реализации целей той или иной стороны.
То есть сам факт возникновения терроризма должен стать основанием для определения причастности стороны к субъекту этого преступления и ответственности, которая наступает после его совершения.
Следовательно, очевидным становится и то обстоятельство, что эффективность ответственности физических лиц (которые принимают и реализуют решение) за совершение терроризма значительно возрастает, если эти правоотношения использовать в рамках совокупного объекта этого международного преступления.
В таких случаях физические лица, виновные в совершении государством террористической акции, как международного преступления, должны нести международную криминальную ответственность. На государство же, кроме этого, могут быть возложены и иные формы материальной или политической ответственности.
Закон Украины «О борьбе с терроризмом» от 20 марта 2003 г. и УК Украины ( в ст. 258) в качестве субъектов терроризма указывают на физическое лицо или организацию (группу лиц).
В качестве субъектов противодействия терроризму следует, прежде всего отметить ООН, Совет Безопасности ООН, Интерпол, FATF, правоохранительные органы, а порой и Вооруженные Силы, демократических государств.
5. Международно-правовое и национально-правовое регулирование противодействия терроризму. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом.
В соответствие с рекомендациями ООН Верховная Рада Украины 20 марта 2003 г. приняла Закон «О борьбе с терроризмом». Есть все основания утверждать, что в целом он соответствует требованиям Совета Безопасности ООН по предупреждению терроризма и предотвращению его финансирования.
Важным является то, что в данном Законе даются определения таким сложным явлениям как терроризм, террористический акт и другим смежным понятиям, что создаёт условия для правильной квалификации террористической деятельности.
Закон регламентирует порядок проведения антитеррористических операций, определяет круг субъектов, на которых возложена обязанность по противодействия терроризму. Важным является раздел, связанный с организацией предупредительной деятельности.
Следует обратить внимание на то, что данный Закон устанавливает различные правовые меры борьбы с терроризмом, в том числе и гражданско-правового характера.
В случае признания судом Украины, в том числе в соответствии с ее международно-правовыми обязательствами, деятельности организации (ее отделения, филиала, представительства), зарегистрированной за пределами Украины, террористической, деятельность этой организации на территории Украины запрещается, ее украинское отделение (филиал, представительство) на основании решения суда ликвидируется, а принадлежащее ему имущество и имущество указанной организации, которое находится на территории Украины, конфискуются.
Данный Закон создаёт правовые предпосылки для международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.
Так, в частности, в Законе устанавливается, что Украина в соответствии с заключенными ею международными договорами сотрудничает в области борьбы с терроризмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, которые осуществляют борьбу с международным терроризмом.
В целях пресечения деятельности террористических организаций Закон «О борьбе с терроризмом» регламентирует порядок преследования на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности, в том числе в случаях, когда террористические акты или преступления террористической направленности планировались или были совершены вне границ Украины, но наносят ущерб Украине, и в других случаях, предусмотренных международными договорами Украины.
Важным для преследования террористов является наличие в данном Законе института выдачи (экстрадиции) лиц, принимавших участие в террористической деятельности.
Как установлено, участие иностранцев или лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Украине, в террористической деятельности может быть основанием для выдачи таких лиц другому государству для привлечения к уголовной ответственности.
Выдача указанных лиц с целью привлечения к уголовной ответственности и исполнения принудительных актов иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством и обязательствами, принятыми Украиной в связи с ратификацией:
ü Европейской конвенции о выдаче правонарушителей, 1957 г.,
ü Европейской конвенции о борьбе с терроризмом, 1977 г. и других международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлены Верховной Радой Украины, а также на основе взаимности.
Таким образом, есть все основания утверждать, что принятие Закона Украины «О борьбе с терроризмом» явилось важным событием не только для национальных законодательных и правоприменительных органов, но и для всей международной практики противодействия терроризму.
Терроризм, прежде всего, определяется головным законодательством конкретного государства.
В Украине это ст.258 Уголовного кодекса, которая именуется "Террористический акт". Хотя название статьи предполагает совершение единичного акта, однако части вторая, третья и четвёртая статьи 258 это опровергают, поскольку предусматривают ответственность за повторность (часть вторая) и групповые действия (часть четвёртая).
Сложнее с объективной стороной состава, что связано с отсутствием до настоящего времени законченного и общепризнанного определения терроризма. В ст. 258 содержится лишь примерный и весьма ограниченный перечень действий, образующих состав террористического акта. Это применение оружия, совершение взрыва, поджога или иных действий. Остальное содержание касается субъективной стороны ("если такие действия были совершенны с целью...").
Заслуживает внимания вот что:
статьей 278 УК Украины предусматривается ответственность за угон воздушного судна, и это не квалифицируется как акт терроризма. Между тем, угон воздушного судна есть общепризнанный акт терроризма, т. е. преступления, предусмотренного ст. 258 УК, и разграничение этих составов - предусмотренных ст. 258 и ст. 278, весьма сложно.
Можно привести и иные примеры (повреждение путей сообщения - ст. 277, захват вокзала, аэродрома, порта и т. д. — п. 2 ст. 279 и т. д.), образующие также и состав терроризма. Выход можно искать либо в тщательном установлении умысла, либо - и это наиболее рациональный путь, - применять правила об идеальной совокупности и конкуренции составов, которые хорошо известны специалистам в области уголовного права.
Проблемные вопросы совершенствования национального законодательства по борьбе с терроризмом.
Назрела необходимость криминализации террористических форм организованной преступной деятельности путем включения подобного признака в качестве квалифицирующего в составы ряда преступлений против личности и общественной безопасности.
Однако, мы в очередной раз сталкиваемся с проблемой определения понятия терроризма и отграничения его на законодательном уровне от иных смежных понятий.
Нужна ли самостоятельная статья в УК, предусматривающая ответственность за терроризм или необходима разработка специального законодательства с целью закрепления составов преступлений, относящихся к террористическим?
Если бы целью реализации этого требования являлось только усиление ответственности, ответ следовало бы дать отрицательный. Однако усиление ответственности - далеко не основная цель.
Главным доводом в пользу необходимости выработки законодательства, определяющего категории преступлений, относящихся к террористическим, является сам факт существования особого вида организованной преступной деятельности, имеющего существенную специфику по своим объекту, мотивам, целям, и, что особенно важно, способам совершения преступлений и его последствиям.
Можно отметить, что законодательство многих стран предусматривает уголовную ответственность за преступления, относящиеся к категории террористических. Так, например, связь террористических актов со многими уголовными преступлениями отражена в Уголовном кодексе Франции 1992 года. В статье о терроризме (ст. 421-1) дается исчерпывающий перечень преступлений, «образ» которых может принимать террористический акт. При этом определяется, что соответствующие преступления рассматриваются как террористические акты, когда они совершаются с целью «серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора». Тогда, когда эти преступления превращаются в террористические акты, наказание за них существенно повышается. Таким образом, террористический акт не превращается s особый (отличный по объективной стороне от других преступлений) состав преступлений. Террористический характер преступлений может служить обстоятельством, отягчающим ответственность при назначении наказания. В целях обеспечения эффективного уголовного преследования всех форм террористической деятельности следует рассмотреть вопрос о дополнении Уголовного кодекса Украины нормами, дающими определение террористической деятельности, включающее перечень форм её проявлений. Целесообразно в Уголовный кодекс Украины включить главу «Террористическая преступная деятельность», которая бы содержала уголовно-правовое определение терроризма, а также конкретный перечень деяний, составляющих различные формы террористической преступной деятельности. В целях унификации различных форм террористической деятельности достаточной характеристикой терроризма могло бы служить указание на то, что терроризм -это преступная деятельность, состоящая в устрашающем воздействии на государственные и общественные институты, группы населения либо отдельных граждан, путём применения, угрозы применения либо создания условий для применения средств, влекущих человеческие жертвы, либо способных вызвать общую опасность.
С учетом транснационального характера данного вида преступлений необходимо максимально учесть результаты международно-правового сотрудничества государств в этой области. Законодательство, касающееся терроризма и отдельных форм террористической преступной деятельности общеуголовного характера, должно иметь достаточно высокую степень унификации.