Так, организация, ответственная за совершение террористического акта и признанная по решению суда террористической, подлежит ликвидации, а надлежащее ей имущество конфискуется.

Отмеченный совокупный субъект должен охватывать физических и юридических лиц, причастных к реализации целей той или иной стороны.

То есть сам факт возникновения терроризма должен стать основанием для определения причастности стороны к субъекту этого преступления и ответственности, которая наступает после его совершения.

Следовательно, очевидным становится и то обстоятельство, что эффективность ответственности физических лиц (которые принимают и реализуют решение) за совершение терроризма значительно возрастает, если эти правоотношения использовать в рамках совокупного объекта этого международного преступления.

В таких случаях физические лица, виновные в совершении государством террористической акции, как международного преступления, должны нести международную криминальную ответственность. На государство же, кроме этого, могут быть возложены и иные формы материальной или политической ответственности.

Закон Украины «О борьбе с терроризмом» от 20 марта 2003 г. и УК Украины ( в ст. 258) в качестве субъектов терроризма указывают на физическое лицо или организацию (группу лиц).

В качестве субъектов противодействия терроризму следует, прежде всего отметить ООН, Совет Безопасности ООН, Интерпол, FATF, правоохранительные органы, а порой и Вооруженные Силы, демократических государств.

5. Международно-правовое и национально-правовое регулирование противодействия терроризму. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом.

В соответствие с рекомендациями ООН Верховная Рада Украи­ны 20 марта 2003 г. приняла Закон «О борьбе с терроризмом». Есть все основания утверждать, что в целом он соответствует требовани­ям Совета Безопасности ООН по предупреждению терроризма и предотвращению его финансирования.

Важным является то, что в данном Законе даются определения таким сложным явлениям как терроризм, террористический акт и другим смежным понятиям, что создаёт условия для правильной ква­лификации террористической деятельности.

Закон регламентирует порядок проведения антитеррористичес­ких операций, определяет круг субъектов, на которых возложена обя­занность по противодействия терроризму. Важным является раздел, связанный с организацией предупредительной деятельности.

Следует обратить внимание на то, что данный Закон устанав­ливает различные правовые меры борьбы с терроризмом, в том числе и гражданско-правового характера.

В случае признания судом Украины, в том числе в соответствии с ее международно-правовыми обязательства­ми, деятельности организации (ее отделения, филиала, представи­тельства), зарегистрированной за пределами Украины, террористи­ческой, деятельность этой организации на территории Украины зап­рещается, ее украинское отделение (филиал, представительство) на основании решения суда ликвидируется, а принадлежащее ему иму­щество и имущество указанной организации, которое находится на территории Украины, конфискуются.

Данный Закон создаёт правовые предпосылки для международ­ного сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Так, в частности, в Законе устанавливается, что Украина в соответствии с заключенны­ми ею международными договорами сотрудничает в области борь­бы с терроризмом с иностранными государствами, их правоохрани­тельными органами и специальными службами, а также с междуна­родными организациями, которые осуществляют борьбу с междуна­родным терроризмом.

В целях пресечения деятельности террористических организа­ций Закон «О борьбе с терроризмом» регламентирует порядок пре­следования на своей территории лиц, причастных к террористичес­кой деятельности, в том числе в случаях, когда террористические акты или преступления террористической направленности планиро­вались или были совершены вне границ Украины, но наносят ущерб Украине, и в других случаях, предусмотренных международными договорами Украины.

Важным для преследования террористов является наличие в данном Законе института выдачи (экстрадиции) лиц, принимавших участие в террористической деятельности.

Как установлено, участие иностранцев или лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Украине, в террористической деятель­ности может быть основанием для выдачи таких лиц другому госу­дарству для привлечения к уголовной ответственности.

Выдача указанных лиц с целью привлечения к уголовной ответ­ственности и исполнения принудительных актов иностранного госу­дарства, осуществляется в соответствии с законодательством и обя­зательствами, принятыми Украиной в связи с ратификацией:

ü Евро­пейской конвенции о выдаче правонарушителей, 1957 г.,

ü Европейс­кой конвенции о борьбе с терроризмом, 1977 г. и других междуна­родных договоров, согласие на обязательность которых предостав­лены Верховной Радой Украины, а также на основе взаимности.

 

Таким образом, есть все основания утверждать, что принятие Закона Украины «О борьбе с терроризмом» явилось важным собы­тием не только для национальных законодательных и правоприме­нительных органов, но и для всей международной практики противо­действия терроризму.

Терроризм, прежде всего, определяется голов­ным законодательством конкретного государства.

В Украине это ст.258 Уголовного кодекса, которая именуется "Террористический акт". Хотя название ста­тьи предполагает совершение единичного акта, однако части вторая, третья и четвёртая статьи 258 это опровергают, поскольку пре­дусматривают ответственность за повторность (часть вторая) и груп­повые действия (часть четвёртая).

Сложнее с объективной стороной состава, что связано с отсут­ствием до настоящего времени законченного и общепризнанного определения терроризма. В ст. 258 содержится лишь примерный и весьма ограниченный перечень действий, образующих состав тер­рористического акта. Это применение оружия, совершение взрыва, поджога или иных действий. Остальное содержание касается субъек­тивной стороны ("если такие действия были совершенны с целью...").

Заслуживает внимания вот что:

статьей 278 УК Украины предус­матривается ответственность за угон воздушного судна, и это не ква­лифицируется как акт терроризма. Между тем, угон воздушного судна есть общепризнанный акт терроризма, т. е. преступления, предусмот­ренного ст. 258 УК, и разграничение этих составов - предусмотрен­ных ст. 258 и ст. 278, весьма сложно.

Можно привести и иные примеры (повреждение путей сообщения - ст. 277, захват вокзала, аэродрома, порта и т. д. — п. 2 ст. 279 и т. д.), образующие также и состав терро­ризма. Выход можно искать либо в тщательном установлении умыс­ла, либо - и это наиболее рациональный путь, - применять правила об идеальной совокупности и конкуренции составов, которые хорошо известны специалистам в области уголовного права.

 

Проблемные вопросы совершенствования национального законодательства по борьбе с терроризмом.

 

Назрела необходимость криминализации террористических форм организованной преступной деятельности путем включения подобного признака в качестве квалифицирующего в составы ряда преступлений против личности и общественной безопасности.

Однако, мы в очередной раз сталкиваемся с проблемой определения поня­тия терроризма и отграничения его на законодательном уровне от иных смежных понятий.

Нужна ли самостоятельная статья в УК, пре­дусматривающая ответственность за терроризм или необходима разработка специального законодательства с целью закрепления составов преступлений, относящихся к террористическим?

Если бы целью реализации этого требования являлось только усиление от­ветственности, ответ следовало бы дать отрицательный. Однако уси­ление ответственности - далеко не основная цель.

Главным дово­дом в пользу необходимости выработки законодательства, опреде­ляющего категории преступлений, относящихся к террористическим, является сам факт существования особого вида организованной пре­ступной деятельности, имеющего существенную специфику по сво­им объекту, мотивам, целям, и, что особенно важно, способам со­вершения преступлений и его последствиям.

Можно отметить, что законодательство многих стран предусмат­ривает уголовную ответственность за преступления, относящиеся к ка­тегории террористических. Так, например, связь террористических ак­тов со многими уголовными преступлениями отражена в Уголовном ко­дексе Франции 1992 года. В статье о терроризме (ст. 421-1) дается ис­черпывающий перечень преступлений, «образ» которых может прини­мать террористический акт. При этом определяется, что соответствую­щие преступления рассматриваются как террористические акты, когда они совершаются с целью «серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора». Тогда, когда эти преступления пре­вращаются в террористические акты, наказание за них существенно повышается. Таким образом, террористический акт не превращается s особый (отличный по объективной стороне от других преступлений) состав преступлений. Террористический характер преступлений может служить обстоятельством, отягчающим ответственность при назначе­нии наказания. В целях обеспечения эффективного уголовного пресле­дования всех форм террористической деятельности следует рассмот­реть вопрос о дополнении Уголовного кодекса Украины нормами, даю­щими определение террористической деятельности, включающее перечень форм её проявлений. Целесообразно в Уголовный кодекс Укра­ины включить главу «Террористическая преступная деятельность», ко­торая бы содержала уголовно-правовое определение терроризма, а также конкретный перечень деяний, составляющих различные формы террористической преступной деятельности. В целях унификации раз­личных форм террористической деятельности достаточной характери­стикой терроризма могло бы служить указание на то, что терроризм -это преступная деятельность, состоящая в устрашающем воздействии на государственные и общественные институты, группы населения либо отдельных граждан, путём применения, угрозы применения либо со­здания условий для применения средств, влекущих человеческие жер­твы, либо способных вызвать общую опасность.

С учетом транснационального характера данного вида преступ­лений необходимо максимально учесть результаты международно-правового сотрудничества государств в этой области. Законодатель­ство, касающееся терроризма и отдельных форм террористической преступной деятельности общеуголовного характера, должно иметь достаточно высокую степень унификации.