Исполнение уголовного наказания в виде ареста в отношении военнослужащих.

В соответствии с ч. 3 ст. 54 УК РФ осужденные военнос­лужащие отбывают арест на гауптвахте.

Часть 7 ст. 16 УИК РФ определяет, что военнослужащие могут отбывать арест в соответствующих отделениях гарни­зонных гауптвахт, но в настоящее время Уставом гарнизон­ной и караульной служб Вооруженных Сил РФ такие отде­ления на гарнизонных гауптвахтах пока не предусмотрены.

Ранее действовавшее уголовное законодательство пре­дусматривало возможность замены военнослужащим испра­вительных работ без лишения свободы содержанием на га­уптвахте на срок до двух месяцев (ч. 2 ст. 34 УК РСФСР). При этом содержание на гауптвахте по приговору суда рас­сматривалось как самостоятельное и специфическое уголов­ное наказание, а не как мера дисциплинарного воздействия*. Данное специфическое наказание, применяемое к военнос­лужащим и являющееся по существу уголовным арестом, в прежнем законодательстве арестом не называлось, а имено­валось содержанием на гауптвахте взамен исправительных работ.

Согласно ч. 3 ст. 54 действующего УК РФ осужденные военнослужащие всех категорий отбывают арест только на гауптвахтах, которые выступают одновременно местом от­бывания наказания и местом прохождения военной службы.

Правовое регулирование исполнения наказания в виде ареста в отношении военнослужащих осуществляется, преж­де всего, нормами УИК РФ. К ним относятся положения Общей части, предусматривающие основные положения для всех видов уголовных наказаний (задачи, принципы, средства исправления и т.д.). В Особенной части УИК РФ имеется гл. 10, регулирующая порядок и условия исполне­ния ареста, а также специальная гл. 19, посвященная особен­ностям его исполнения именно в отношении осужденных военнослужащих.

На военнослужащих, осужденных к наказанию в виде ареста, распространяется действие гл. 10 УИК РФ в части, относящейся к отбыванию этого вида наказания осужденны­ми, достигшими 18-летнего возраста, кроме ст. 70 и 72 УИК РФ (материально-бытовое обеспечение, медицинское об­служивание и привлечение к труду, которые осуществляют­ся по правилам, установленным военнослужащих).

Кроме этого, порядок и условия отбывания ареста регла­ментируются нормативными правовыми актами Миноборо­ны России*, в частности Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (разд. III), Ус­тавом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ (приложение № 14 «О гауптвахте»).

Осужденные военнослужащие, в отношении которых до суда не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу, должны быть направлены под конвоем на гауптвах­ту для отбывания ареста в десятидневный срок после полу­чения распоряжения суда об исполнении приговора.

Осужденные, в отношении которых до суда была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, направля­ются на гауптвахту из зала суда под конвоем сразу после вынесения военным судом обвинительного приговора.

Состав конвоя, его обязанности и порядок охраны опре­деляются военным комендантом гарнизона (начальником штаба воинской части) в каждом случае отдельно.

Осужденные военнослужащие принимаются на гарни­зонную гауптвахту начальником гауптвахты, а в его отсут­ствие — начальником караула.

Начальник гауптвахты при приеме арестованных солдат (матросов) и сержантов (старшин) проверяет наличие у них положенных вещей, производит личный досмотр, изымает для хранения поясные ремни, вещи и ценности, которые не положено иметь в камере, а также все служебные документы, записывает все данные, имеющиеся в копии приговора, оп­ределении военного суда, и другие необходимые сведения в именной список арестованных и в книгу арестованных. Изъятые у осужденных вещи, деньги и документы сдаются в кладовую на хранение с выдачей расписки об изъятии.

Одним из режимных требований является раздельное содержание осужденных военнослужащих. Это положение закреплено в ст. 150 УИК РФ в целях дифференцирован­ного подхода к осужденным с учетом интересов военной службы.

Осужденные из числа лиц офицерского состава содер­жатся отдельно от других категорий осужденных военнослу­жащих. Осужденные, имеющие звания прапорщиков, мич­манов, сержантов и старшин, содержатся отдельно от осужденных военнослужащих рядового состава. Осужден­ные военнослужащие, проходящие службу по призыву, со­держатся отдельно от осужденных военнослужащих, прохо­дящих службу по контракту. Осужденные военнослужащие содержатся отдельно от военнослужащих, арестованных по иным основаниям.

К режиму следует отнести и ограничения в объеме стату­са военнослужащих, отбывающих наказание в виде ареста, в частности:

—время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается;

—во время отбывания ареста осужденный военнослужа­щий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной служ­бы, за исключением случаев признания его негодным к воен­ной службе по состоянию здоровья;

—осужденным, проходящим военную службу по кон­тракту, за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается в размере оклада по воинскому званию;

—дополнительные денежные выплаты, установленные
министром обороны для военнослужащих, не производятся.

Режим отбывания наказания в виде ареста также включа­ет в себя следующее.

Военнослужащим, осужденным к аресту, разрешается иметь в камерах свои книги, туалетные и письменные при­надлежности. На время, отведенное для сна, им выдаются постельные принадлежности (одеяла, две простыни, подуш­ка с верхней наволочкой и матрац),

Передвижение без конвоя осужденных к аресту не разре­шается. Осужденные пользуются правом ежедневной про­гулки продолжительностью не менее одного часа.

Начальник гауптвахты вправе привлекать осужденных к труду и к занятиям по военной подготовке не более четырех часов в день.

Осужденным не предоставляются свидания, за исключе­нием свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости, продукты питания.

Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслу­живание осужденных, содержащихся на гауптвахте, осуще­ствляется по нормам, установленным для соответствующих категорий военнослужащих, в общем порядке, установленном военным законодательством;

Важным средством исправительного воздействия в отно­шении осужденных военнослужащих является применение к ним мер поощрения и взыскания. Согласно ст. 153 УИК РФ за примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе к ним могут применяться следующие меры поощрения:

а) благодарность;

б) досрочное снятие ранее наложенного взыскания;

в) зачет времени отбывания ареста в общий срок военной службы полностью или частично.

За нарушение порядка отбывания наказания к осужден­ным военнослужащим могут применяться меры взыскания в виде выговора или перевода в одиночную камеру на срок до 10 суток.

Правом применения мер поощрения и взыскания пользу­ются военный комендант и начальник гарнизона. Зачет вре­мени отбывания ареста в общий срок военной службы про­изводится только начальником гарнизона.

Меры поощрения и взыскания применяются с учетом положений Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, а также конкретных обстоятельств, личности осужден­ного и его предыдущего поведения.

 

Литература

Безнасюк А.С., Толкаченко А.А. Уголовные наказания военно­служащих: теория, законодательство, практика. М., 1999.

Кочешев С.П. Специальные виды наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим // Закон и армия. 2004, № 4.

Толкаченко А А. Исполнение уголовных наказаний, применя­емых к осужденным военнослужащим в России (исторический и сравнительнышшализ). Монография. М., 1997.

Толкаченко А., Лобов Я. Исполнение наказаний в отношении военнослужащих //Российская юстиция. 1998. № 10.

Федоров С. Направление в дисциплинарную воинскую часть и лишение свободы // Законность. 2005. №2.

 


Тема 12. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения.

Классификация осужденных к лишению свободы

Классификация осужденных к лишению свободы осуще­ствляется как судом при назначении наказания, так и испра­вительными учреждениями, его исполняющими.

Под классификацией понимается разделение осужден­ных на относительно однородные категории в зависимости от характера и степени общественной опасности совершен­ного преступления, прошлых судимостей, пола, возраста и других особенностей личности.

Классификация создает необходимые предпосылки для дифференциации исполнения данного вида наказания. Она в значительной мере влияет на формирование системы ис­правительных учреждений, обеспечивает изоляцию друг от друга различных на степени общественной опасности и характеру поведения осужденных. Наконец, она создает пред­посылки для индивидуализации исполнения наказания.

Согласно ст. 67 Минимальных стандартных правил обра­щения с заключенными целями классификации являются: а) отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступ­ного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние; б) разделение заключенных на категории, облегчающее работу с ними, в целях их возвра­щения к жизни в обществе.

Система классификации осужденных к лишению свобо­ды тесно связана с категориями преступлений в уголовном праве. Последние в определенной мере оказывают влияние на классификацию осужденных, что отражает единство и взаимозависимость указанных институтов с точки зрения оценки характера и степени общественной опасности пре­ступлений при назначении и исполнении наказания.

Непосредственное отношение к классификации осуж­денных к лишению свободы имеют многие институты и нор­мы уголовного законодательства, определяющие: категорию преступлений (небольшой и средней тяжести, тяжкие и осо­бо тяжкие — ст. 15 УК РФ); рецидив преступлений, опасный рецидив и особо опасный рецидив (ст. 18 УК РФ); возраст, с которого наступает уголовная ответственность (ст. 20 УК РФ); особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних (гл. 14 УК РФ); формы вины (совер­шение преступления умышленно или по неосторожности — ст. 24 УК РФ); срок и вид лишения свободы (ст. 56, 57 УК РФ); судимость (ст. 86 УК РФ), пол (ст. 57 УК РФ).

Перечисленные институты и нормы уголовного законо­дательства применительно к классификации лиц, осуждае­мых к лишению свободы, предопределяют ее критерии. Они находят реализацию в ст. 58 УК РФ, устанавливающей пра­вила назначения осужденным к лишению свободы вида ис­правительного учреждения.

В уголовно-исполнительном законодательстве критерии классификации и правила назначения осужденным вида ис­правительного учреждения не только закрепляются (ст. 74 УИК РФ), но и развиваются (ст. 80 УИК РФ), предусмат­ривая раздельное содержание иных категорий осужденных в пределах одного вида исправительного учреждения. Так, в колониях особого режима раздельно содержатся осужден­ные, совершившие преступления при особо опасном рециди­ве, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы пожизненно или на опре­деленный срок (ч. 2 ст. 80 УИК РФ).

В отдельных исправительных учреждениях содержатся бывшие работники судов и правоохранительных органов (ч. Зет. 80 УИК) и т.д.

Таким образом, критерии классификации осужденных и правила их раздельного содержания в различных видах ис­правительных учреждений устанавливает уголовное законо­дательство, а уголовно-исполнительное не только дублиру­ет их в своих нормах, но и развивает дальше.

Раздельное содержание осужденных в пределах одного вида исправительного учреждения и одного вида исправи­тельной или воспитательной колонии является прерогати­вой уголовно-исполнительного законодательства. В целом же критерии классификации осужденных и основания их разделения на отдельные категории являются комплексным институтом указанных отраслей права. Рассмотрим более детально перечисленные критерии классификации осуж­денных.

Несовершеннолетние традиционно отделяются от взрос­лых осужденных к лишению свободы. Выделение их в само­стоятельную группу обусловлено необходимостью предотв­ращения отрицательного влияния на них более запущенных в социально-нравственном и криминальном отношении пре­ступников, психофизиологическими особенностями их лич­ности, а также спецификой организации воспитательного процесса при исполнении наказания. Как отмечается в Руко­водящих принципах ООН для предупреждения преступно­сти среди несовершеннолетних 1990 г., «вследствие крайней уязвимости несовершеннолетние, лишенные свободы, нуж­даются в особом внимании и защите». Для несовершенно­летних осужденных устанавливаются более льготные, по сравнению с взрослыми осужденными, условия отбывания наказания (гл. 17 УИК РФ).

Женщины выделяются в самостоятельную категорию осужденных, главным образом, в целях обеспечения их лич­ной безопасности, а также необходимости проведения с ними воспитательной работы с учетомпсихофизиологических осо­бенностей их личности. Объем карательного воздействия на­казания при его исполнении в отношении указанных катего­рий осужденных к лишению свободы значительно снижен. В частности, все осужденные совершеннолетние женщины," кроме направляемых в колонии-поселения, содержатся в колониях общего режима (ч. 5 ст. 74 УИК РФ). В наиболее льготных условиях содержатся беременные женщины и женщины, имеющие при себе детей (ч. 5 ст. 88 УИК РФ).

Уголовный и уголовно-исполнительный законы при на­значении и исполнении наказания учитывают форму вины, т.е. было ли преступление совершено умышленно или по неосторожности. Как известно, преступления, совершенные по неосторожности, представляют значительно меньшую общественную опасность, чем совершенные умышленно. Поэтому при исполнении наказания в отношении лиц, совершивших преступления по неосторожности, применяется меньшее по объему карательное воздействие. Соответствен­но указанная категория отбывает наказание в более льгот­ных условиях — в колониях-поселениях (ч. 3 ст. 74, ст. 128, 129 УИК РФ).

Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство выделяют такую категорию осужденных, как лица, впервые осуждаемые к лишению свободы. В данном случае учитыва­ется сам факт первого осуждения к этому виду наказания. Если эти лица ранее отбывали иные виды наказания, то это обстоятельство не учитывается при определении вида исправительного учреждения. Учет указанного критерия обусловлен тем, что лица, содержавшиеся ранее в местах ли­шения свободы, приобрели криминальный опыт, более запу­щены в социально-нравственном отношении, чем впервые осужденные, поэтому они отделяются от впервые осужден­ных к этому виду наказания. Перечень лиц, которые должны рассматриваться как ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, был дан в постановлении Пленума Вер­ховного Суда РФ от 12.11.2001 № 14.

К ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, в частности, относятся:

а) лицо, условно осужденное к лишению свободы, кото­рое по основаниям, изложенным в частях третьей, четвертой и пятой ст. 74 УК РФ, было направлено для отбывания ли­шения свободы в исправительное учреждение;

б) осужденная к лишению свободы женщина, которая по отбытии части срока наказания была освобождена из испра­вительного учреждения с предоставлением отсрочки отбы­вания наказания в соответствии со ст. 82 УК РФ;

в) лицо, осужденное к лишению свободы, которое по от­бытии части срока наказания освобождено из мест лишения свободы условно-досрочно либо по амнистии, в порядке по­милования, по болезни (ст. 81 УК РФ) либо которому остав­шаяся неотбытая часть лишения свободы заменена более мягким видом наказания;

г) лицо, осужденное к лишению свободы по приговору суда другого государства (включая страну — участницу СНГ), которое в связи с последующей передачей его в Рос­сию для дальнейшего отбывания наказания отбывало лише­ние свободы в исправительном учреждении РФ в соответ­ствии с судебным решением о принятии приговора к исполнению, а также лицо, имеющее судимость по приговорам других стран — участниц СНГ до прекращения суще­ствования СССР.

Одновременно Пленум дал перечень категорий осужден­ных, которые не могут рассматриваться как отбывавшие на­казание в виде лишения свободы. К таким лицам относятся:

а) лицо, осуждавшееся к наказанию в виде исправитель­ных работ или ограничения свободы, которому по основани­ям, предусмотренным ч. 3 ст. 50 и ч. 4 ст. 53 УК РФ, эти виды наказаний были заменены лишением свободы.

б) лицо, которому за совершенное преступление суд в со­ответствии с ч. 2 ст. 55 УК РФ вместо лишения свободы на­значил наказание в виде содержания в дисциплинарной во­инской части;

в.) лицо, находившееся в исправительном учреждении по приговору суда, если в отношении него приговор отменен в порядке надзора с прекращением дела либо изменен и назна­чено наказание, не связанное с лишением свободы, или при­менено условное осуждение к лишению свободы;

г) лицо, осуждавшееся к лишению свободы, но фактичес­ки не отбывавшее наказание в исправительных учреждени­ях в связи с применением к нему амнистии или освобожде­нием от отбывания наказания в порядке помилования либо неприведением в исполнение приговора в случаях истече­ния установленных законом сроков давности обвинительно­го приговора согласно ст. 83 УК РФ;

д) лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы, в случае его осуждения к лишению свободы за преступление, совершенное до вынесения первого приговора;

е) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывшее на­казание в местах лишения свободы за деяния, преступность и наказуемость которых устранена действующим законом, а равно если действующим законом за их совершение не пре­дусмотрено наказание в виде лишения свободы;

ж) лицо, ранее осуждавшееся к лишению свободы в пре­делах срока нахождения его под стражей в качестве меры пресечения, поскольку оно не отбывало наказание в испра­вительном учреждении*.

Осужденные к лишению свободы разделяются в зависи­мости от тяжести совершенного преступления. Согласно

* Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР .и Российской Федерации по уголовным делам с коммен­тариями и пояснениями. М. 2004. С. 116.

8 Уголовно-исполнительное право п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ лица, впервые осужденные к лише­нию свободы за совершение умышленных преступлений не­большой или средней тяжести, содержатся в колониях-посе­лениях; осужденные за тяжкие преступления — в колониях общего режима. Впервые осужденные к лишению свободы за особо тяжкие преступления отбывают наказание в коло­ниях строгого режима. Лица, совершившие преступления по неосторожности, а также осужденные за умышленные пре­ступления небольшой и средней тяжести, если они ранее не отбывали наказание в виде лишения свободы, направляют­ся для отбывания наказания в колониях-поселениях. В этих же учреждениях содержатся осужденные, отбывшие часть срока в исправительных колониях общего и строгого режи­ма и переведенные в колонии-поселения в связи с положи­тельной характеристикой.

Важным критерием классификации осужденных являет­ся вид лишения свободы, который назначается им за совер­шение преступного деяния. При назначении пожизненного лишения свободы судом или при помиловании осужденно­го к смертной казни эти лица содержатся в специальных ко­лониях особого режима, предназначенных для содержания отбывающих пожизненное лишение свободы.

Наконец, уголовное и уголовно-исполнительное законо­дательство выделяют такой критерий классификации осуж­денных, как рецидив преступлений, опасный рецидив пре­ступлений и особо опасный рецидив преступлений. При рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, он под­лежит содержанию в колонии строгого режима (п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ; ч. 5 ст. 74 УИК РФ). Осужденные при особо опасном рецидиве преступлений отбывают наказание в ко­лониях особого режима.

Анализ критериев классификации осужденных показы­вает, что определяющее влияние при установлении класси­фикационной категории осужденных оказывают следующие критерии: пол, возраст, категория совершенного преступле­ния, форма вины, вид наказания, рецидив преступлений, гражданство, состояние здоровья, место работы до ареста.

Руководствуясь указанными критериями, уголовное и уголовно-исполнительное законодательство (ст. 58 У К РФ; ст. 74,80 УИК РФ) предусматривают изолированное содер­жание следующих категорий осужденных:

— мужчин и женщин;

— несовершеннолетних и взрослых;

— лиц, впервые осужденных к лишению свободы, от ра­нее отбывавших этот вид наказания;

— осужденных при особо опасном рецидиве преступле­ний от других осужденных;

— отбывающих пожизненное лишение свободы от осуж­денных, которым смертная казнь заменена в порядке помило­вания лишением свободы пожизненно либо на срок в 25 лет.

Кроме того, в отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные — бывшие работники судов и пра­воохранительных органов.

Наконец, ч. 3 ст. 73 УИК РФ определяет, что отдельно содержатся осужденные иностранные граждане и лица без гражданства, поскольку они подлежат направлению для от­бывания наказания по месту нахождения соответствующих учреждений. (Однако это положение не распространяется на граждан республик, ранее входивших в состав СССР.)

В соответствии с рассмотренными выше критериями классификации и правилами раздельного содержания осуж­денных в соответствии со ст. 58,88 УК РФ и ст. 74 УИК РФ в отдельных видах исправительных учреждений содержатся:

— в колониях-поселениях: 1) осужденные к лишению свободы за неосторожные преступления; 2) осужденные впервые к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести; 3) положительно характери­зующиеся осужденные, переведенные с их согласия из коло­ний общего и строгого режимов. Мужчины и женщины мо­гут содержаться в одних и тех же колониях-поселениях;

— в колониях общего режима, предназначенных для осужденных мужского пола, содержатся: 1) впервые осуж­денные к Лишению свободы за совершение тяжких преступ­лений; 2) лица, направленные из колоний-поселений за зло-, стные нарушения режима из числа тех, кому отбывание наказания в колониях-поселениях назначено по приговору суда; 3) направленные в колонии-поселения как положи­тельно характеризующиеся из колоний общего и строгого режима и возвращенные туда за злостные нарушения режи­ма; 4) направленные судом в эти колонии за злостное укло­нение от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы;

— в колониях общего режима, предназначенных для осужденных женского пола, содержатся все осужденные, кроме женщин, направленных для отбывания наказания в колонии-поселения;

— в колониях строгого режима содержатся мужчины:

1) впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; 2) при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал наказание в виде лишения свободы;

— в колониях особого режима содержатся: 1) осужденные за совершение преступлений при особо опасном рецидиве;

2) осужденные по приговору суда к пожизненному лишению свободы; 3) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на срок в 25 лет; 4) осужденные, которым смертная казнь в порядке помило­вания заменена лишением свободы пожизненно;

— в тюрьмах содержатся: 1) осужденные к лишению сво­боды на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений или осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; 2) осужденные — злостные нарушители уста­новленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний;

— в воспитательных колониях содержатся лица, которым к моменту вынесения приговора не исполнилось 18 лет, до достижения ими 21 года; при отрицательном поведении они могут быть по представлению начальника воспитательной колонии переведены судом по достижении 18 лет в исправи­тельную колонию общего режима или в изолированный уча­сток воспитательной колонии, работающей на условиях, оп­ределенных законом для исправительных колоний общего режима.

Кроме того, раздельно содержатся:

— бывшие сотрудники судов и правоохранительных орга­нов;

— болеющие разными инфекционными болезнями — раз­дельно между собой и отдельно от здоровых.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются также:

— лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы; медицинские части) — для содержания и лечения заболев­ших осужденных,

— лечебные исправительные учреждения — для содержа­ния и амбулаторного лечения осужденных с открытой фор­мой туберкулеза.

Правила раздельного содержания не распространяются на лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения. Там в основу раздельного содержания осуж­денных положены медицинские показатели, однако осуж­денные из исправительных колоний особого режима содер­жатся отдельно в запираемых палатах-камерах.

Эти правила не распространяются также на женские ко­лонии, при которых имеются дома ребенка. Туда направля­ются из воспитательных и исправительных колоний осуж­денные женщины — беременные и имеющие при себе детей в возрасте до трех лет, независимо от возрастаюсужденных.

Как указывалось выше, отдельно от других содержатся иностранные граждане (кроме граждан республик, ранее входивших в состав СССР) и лица без гражданства.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 74 УИК в исправи­тельных колониях могут создаваться изолированные участ­ки с другими видами режима. Это делается для сокращения перевозок осужденных.

Установленный законом особый порядок деятельности органов государства и осужденных является обязательным атрибутом реализации любого уголовного наказания. Все­сторонне урегулированный и хорошо организованный порядок исполнения и отбывания (режим) наказания в совре­менных условиях решает важные социально значимые задачи по достижению целей уголовного наказания, соблю­дению прав, свобод и законных интересов субъектов уго­ловно-исполнительных правоотношений, обеспечению законности и правопорядка в учреждениях и органах, ис­полняющих уголовные наказания.

В соответствии со ст. 9 УИК РФ режим является обяза­тельным средством воздействия на лип, отбывающих уго­ловные наказания, причем не только в виде лишения свобо­ды и ареста. Так, правомерно говорить, например, о режиме как о порядке исполнения наказания в виде исправительных работ, обязательных работ, ограничения по военной службе и т.п. Однако в полной мере содержание всех элементов ре­жима проявляется именно применительно к местам лише­ния свободы.

Режим в местах отбывания наказаний, связанных с изо­ляцией осужденного от общества, — категория социальная и правовая. В режиме отражается как отношение общества и государства к лицам, преступившим закон, мораль и нрав­ственность общества, противопоставившим себя право-послушным гражданам, так и способы реализации целей наказания, провозглашенных в ст. 43 УК РФ. Поэтому по­ложения о режиме логически взаимосвязаны с нормами о правовом статусе осужденных (см. гл. 5) и с положениями, регламентирующими условия отбывания наказания осуж­денными в исправительных учреждениях различного вида (см. гл. 16).

Действующее уголовно-исполнительное законодатель­ство регламентирует режим в исправительных учреждениях на уровнях «общее — особенное — единичное».

Так, общие положения о режиме лишения свободы содер­жатся в нормах международного права, в гл. 1—3 УИК РФ. «Целью и обоснованием приговора — к тюремному заключе­нию или вообще к лишению свободы — является, в конеч­ном счете, защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если срок заключения используется для обес­печения того, чтобы по возможности по возвращении к нор­мальной жизни в обществе правонарушитель оказался не только готовым, но и способным подчиняться законам и обеспечить свое существование», — говорится в ст. 58 Ми­нимальных стандартных правил обращения с заключенны­ми 1955 г. Тем самым продолжительность срока изоляции и содержание режима на этот период призваны обеспечить восстановление социальной справедливости и исправление осужденного. Этими целями определяется режим в местах лишения свободы во всех цивилизованных государствах мира.

Отечественное законодательство в полной мере воспри­няло указанные общемировые подходы. Понятие режима пронизывает принципы уголовно-исполнительного законо­дательства (ст. 8 УИК РФ), конкретизирует его задачи (ч. 2 ст. 1 УИК РФ), признается основным средством исправле­ния осужденных (ст. 9 УИК РФ), определяет весь характер правоотношений, возникающих в процессе исполнения уго­ловного наказания в виде лишения свободы.

Особые вопросы режима в исправительных учреждениях регламентируются в гл. 12 Особенной части УИК РФ. В ча­стности, согласно ч. 1 ст. 82 УИК РФ режимопределяется как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы. В нормах этой главы раскры­ваются основные требования режима и средства его обеспе­чения применительно ко всем видам исправительных уч­реждений.

Режим выражает сущность наказаний в виде лишения свободы, в нем реализуется объем соответствующих каждо­му виду исправительного учреждения лишений или ограни­чений прав и свобод осужденного. Поэтому частные, специ­альные вопросы режима в исправительных учреждениях конкретного вида раскрываются как в других главах УИК РФ (например, в гл. 13,16), так и в подзаконных норматив­ных актах уголовно-исполнительного характера (Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, Пра­вилах внутреннего распорядка воспитательных колоний и др.). При этом подзаконные акты не только конкретизируют предписания закона, раскрывая механизмы их реализации, но и содержат режимные требования, определяющие по­вседневный уклад жизни осужденных. Так, Правила внут­реннего распорядка исправительных учреждений устанав­ливают процедуры предоставления осужденным свиданий (§ 14), приема и получения осужденными посылок, передач, бандеролей (§ 16), приобретения осужденными продуктов питания, вещей и предметов (§ 17) и др. Вместе с тем они содержат нормы, регламентирующие порядок: вывода осуж­денных на работу и съема с работы (§ 6), приема осужденны­ми пищи (§ 7), проверки наличия осужденных (§ 9), пере­движения осужденных в пределах колонии (§ 10) и т.д.

Режим как правовое явление своими элементами прони­зывает все сферы жизнедеятельности исправительных учреждений. В теории уголовно-исполнительного права вы­деляют основные формы выражения режима и соответствующие им функции.

Режим как выражение наказания представляет собой не только кару, но и специфический уклад, образ жизни осужденного, обусловленный лишением свободы, основан­ный на предписаниях уголовно-исполнительного законода­тельства. Как уже отмечалось, под карой традиционно понимают некий объем правоограничений, выраженный в режиме, который установлен законодателем для различных видов исправительных учреждений. Кроме того, объем правоограничений может существенно изменяться в пределах одного исправительного учреждения. В зависимости от поведения осужденные в исправительных колониях могут со­держаться в строгих, обычных и облегченных условиях (ч. 1 ст. 87 УИК РФ). Требования режима здесь касаются ограни­чения социальных благ осужденных путем предоставления четко указанного в законе количества свиданий, посылок, передач, бандеролей и др. Объем правоограничений меняет­ся и в связи с переводом осужденных по положительным или отрицательным мотивам в другой вид исправительного учреждения, например, в колонию-поселение или тюрьму (ч. 2 и 4 ст. 78 УИК РФ).

Режим как одно из основных средств исправления осужденных определен в ч. 2 ст. 9 УИК РФ и призван обеспечить формирование у них уважительного отношения к че­ловеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, а также стимулировать пра-вопослушное поведение. К требованиям режима следует от­нести, например, обязательность- общественно полезного труда осужденных (ч. 1 ст. 103 УИК РФ), соблюдение осуж­денными правил вежливого обращения между собой и с пер­соналом учреждения, содержание в чистоте и опрятности жилых помещений, рабочих мест (§ 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений) и др. За наруше­ние этих предписаний предусмотрены меры дисциплинар­ного воздействия. Напротив, добросовестное отношение осужденных к своим обязанностям, соблюдение ими уста­новленных правил поведения может служить основанием для поощрения осужденного.

Режим как условие применения иных средств исправ­ления осужденных получил законодательное закрепление в ч. 2 ст. 82 УИК РФ. Без надлежащего порядка исполнения и отбывания наказания применение других средств испра­вительного воздействия, определенных законодателем, ста­новится проблематичным. Напротив, состояние режима, отвечающего требованиям уголовно-исполнительного зако­нодательства, создает благоприятные условия для воспита­тельной работы, общественно полезного труда, получения общего образования, профессиональной подготовки и обще­ственного воздействия. Так, участие осужденных в воспита­тельных мероприятиях, предусмотренных распорядком дня исправительного учреждения, обязательно (ч. Зет. 109 УИК РФ). Обязанностью лиц, лишенных свободы, является по­лучение основного общего образования, если они не достиг­ли возраста 30 лет (ч. 1 ст. 112 УИК РФ).

Формы выражения режима в исправительных учрежде­ниях определяют содержание его функций, т.е. основных направлений реализации режима, и способы реализации его потенциальных возможностей. В науке уголовно-исполни­тельного права выделяют карательную, воспитательную, обеспечивающую и предупредительную функции режима.

Карательная функция режима реализуется путем установ­ления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы (изоляция, ограничения свободы передвижения внутри исправительно­го учреждения, права пользования имуществом, расходова­ния денег, права распоряжения временем по своему усмот­рению, права общения с внешним миром и т.п.). Вместе с тем кара не является конечной целью исполнения наказания, а выступает в качестве побудительного средства, помогающе­го виновному осознать, что строгость наказания, которая переносится и физически, и морально тяжело, есть след­ствие причиненного им другим гражданам, обществу или государству вреда преступлением, за которое он наказан, и что единственный способ не навлечь на себя кару вновь — отказаться от совершения преступлений в будущем.

Воспитательная функция режима осуществляется в большей мере посредством принуждения, поскольку оно воспитывает человека, приучает его к дисциплине, соблюде­нию правил поведения, приобщает осужденных к цивилизо­ванным взаимоотношениям,^ также путем стимулирования их правомерного поведения. Воспитание в осужденном со­знания необходимости соблюдать установленный порядок, уважать интересы других граждан, общества и государства осуществляется в первую очередь средствами режима, уста­новленного в исправительном учреждении. Единое кара­тельно-воспитательное воздействие на осужденного для достижения целей наказания предполагает разумное сочета­ние методов принуждения и убеждения, использование раз­личных форм воспитательной работы.

Обеспечивающая функция режима представляет собой правовую основу применения к осужденным мер исправи­тельного воздействия. Нормы режима определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специ­фику осуществления с ними воспитательной работы, получе­ния осужденными общего образования и профессиональной подготовки, а также порядок обеспечения жизнедеятельно­сти осужденных и организацию их свободного времени. Реализацию этих и других предписаний обеспечивает режим лишения свободы, тем самым объединяя все средства ис­правления осужденного, делает их реально осуществимыми.

Предупредительная функция (функция социального кон­троля) выражена в превентивном значении должным обра­зом организованного порядка исполнения и отбывания на­казания, обеспечивающего предупреждение совершения новых преступлений и других правонарушений как осуж­денными, так и иными лицами. Режим, олицетворяя поря­док исполнения и отбывания наказания в виде лишения сво­боды, является важным фактором укрепления дисциплины и предотвращения правонарушений как среди лиц, отбыва­ющих наказание, так и иных граждан, посещающих исправи­тельные учреждения. Режимные требования обеспечивают изоляцию осужденного и определяют порядок осуществле­ния за осужденными надзора и контроля с использованием технических средств (ст. 83 УИК РФ), предусматривают проведение оперативно-розыскных (ст. 84 УИК РФ), обысковых (ч. 5 ст. 82 УИК РФ) и.иных профилактических ме­роприятий в исправительных учреждениях. В отношении иных лиц, посещающих исправительные учреждения, ре­жимные правила направлены на предупреждение как совер­шения правонарушений в отношении этих граждан, так и ими самими. В частности, администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы (ч. 6 ст. 82 УИК РФ).

Функции режима реализуются в их единстве и взаимо­связаны между собой, в своей совокупности они определя­ют содержание режима лишения свободы

Режим лишения свободы в содержательном плане дол­жен обеспечить:

а) охрану и изоляцию осужденных*, т.е. недопущение их несанкционированного общения как с лицами, не имеющи­ми отношения к исполнению наказания, так и между собой внутри ИУ, когда это необходимо в интересах достижения целей наказания (колония особого режима, тюрьма, карцер, штрафной изолятор, одиночная камера);

б) постоянный надзор за соблюдением осужденными ус­тановленного порядка*, чтобы не допустить совершение ими правонарушений и преступлений, в том числе путем прове­дения личного обыска или обыска помещения, в котором они проживают, досмотра вещей, изъятия у них неположен­ных предметов и вещей** (ст. 82 УИК РФ), проведения опе­ративно-розыскной работы*** (ст. 84 УИК РФ), использо­вания технических средств надзора и контроля (ст. 83 УИК РФ);

в) исполнение осужденными возложенных на них УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений обязанностей;

г) реализацию осужденными их прав и интересов: полу­чение одежды установленного образца (ч. 4 ст. 82 УИК РФ); обжалование действий администрации (ст. 15, ч. 4 ст. 87 УИК и др.); приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст.-88 УИК РФ); получение свида­ний (ст. 89 УИК); телефонные переговоры, прогулки (ст. 93 УИК), просмотр кинофильмов, телепередач, прослушива­ние радио (ст. 94 УИК); приобретение и хранение литерату­ры и письменных принадлежностей (ст. 95 УИК);-а также и иных прав и интересов, которые гарантированы Конститу­цией РФ и другими законами и на которые не установлены ограничения уголовно-исполнительным законодательством (ст. 14 УИК и др.);

д) личную безопасность осужденных (ст. 13 УИК) и пер­сонала (ст. 86 УИК);

е) раздельное содержание разных категорий осужденных, разные условия содержания в зависимости от вида исправи­тельного учреждения, назначенного судом, продиктованные необходимостью обеспечения режима, адекватного опасно­сти осужденного и содержанию его антиобщественной уста­новки.

Строгое соблюдение режима в исправительном учрежде­нии является залогом успеха в достижении целей наказания в процессе его исполнения.

Содержание режима в исправительных учреждениях представляет собой установленную в уголовно-исполни­тельном законодательстве систему правил, определяющих порядок и условия исполнения и отбывания лишения свобо­ды, а также обеспечивающих применение к осужденным средств исправления.

Традиционно различаются правила, относящиеся: к пер­соналу исправительного учреждения (правила исполне­ния наказания); к осужденным (правила отбывания на­казания); к иным лицам, находящимся в исправительных учреждений и на прилегающих к ним территориях.

Правила исполнения наказания, относящиеся к персо­налу исправительных учреждений, регламентируют его пол­номочия (права и обязанности) при исполнении лишения свободы. В сфере режима УИК РФ и Закон об учреждениях, исполняющих уголовные наказания содержат предписания, адресованные в большей мере к сотрудникам исправитель­ных учреждений. Сотрудники вправе (и обязаны) осущест­влять как общие режимные требования, относящиеся к осужденным и иным лицам, так и требования, обращенные отдельно к каждой из этих категорий граждан. К общим тре­бованиям по соблюдению режима, возложенных на сотруд­ников исправительных учреждений, необходимо отнести: осуществление контроля за соблюдением режимных требо­ваний на объектах исправительных учреждений и террито­риях, прилегающих к ним; осуществление оперативно-ро­зыскной деятельности; требование от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей и соблюдения правил внутреннего распорядка исправительных учреждений; при­менение по отношению к правонарушителям предусмотрен­ных законом мер воздействия и принуждения; производство досмотра и обыска осужденных, иных лиц, их вещей, транс­портных средств, находящихся на территориях исправи­тельных учреждений, предприятий этих учреждений и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изъятие запрещенных вещей и документов; производство в предусмотренных законода­тельством РФ случаях и порядке уголовно-процессуальных действий; применение и использование физической силы, специальных средств и оружия в случаях и порядке, уста­новленных законом.

В отношении осужденных сотрудники дополнительно на­делены полномочиями по: осуществлению их регистрации, фотографированию, звукозаписи, кино- и видеосъемки и дактилоскопированию; проведению медицинского освиде­тельствования с целью выявления фактов употребления ал­коголя, наркотических или токсических веществ, назначе­нию медицинского обследования осужденных; введению режима особых условий в установленном УИК РФ порядке.

При обеспечении режима в исправительных учреждени­ях, на прилегающих к ним территориях, а также при прове­дении специальных операций в отношении иных граждан сотрудники вправе (обязаны): составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять адми­нистративное задержание и применять другие предусмот­ренные законодательством РФ об административных право­нарушениях меры; при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от от­бывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку до­кументов; использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершив­ших побег; временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан.

Кроме того, сотрудники исправительных учреждений обязаны обеспечивать порядок исполнения и отбывания ли­шения свободы в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящих­ся на их территориях.

Режимные правила, относящиеся к осужденным (пра­вила отбывания наказания), можно разделить на несколь­ко групп: 1) правила, регламентирующие поведение осуж­денных при отбывании лишения свободы в целом ив конкретном исправительном учреждении; 2) правила, обес­печивающие реализацию прав и законных интересов осуж­денных; 3) правила, регулирующие применение к осужден­ным основных средств исправления.

Правила, регламентирующие поведение осужденных при отбывании лишения свободы в щлом и в конкретном исправи­тельном учреждении, определяют образ жизни осужденного во время отбывания ими лишения свободы. Они закреплены в УИК РФ и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. К ним относятся раздельное содержание отдельных категорий осужденных в исправительных учреждениях; создание в одном исправи­тельном учреждении различных условий отбывания наказа­ния; правила поведения осужденного во время работы и в свободное время; взаимоотношения осужденных и персона­ла исправительных учреждений; распорядок дня исправи­тельного учреждения; порядок приема пищи, передвижения осужденных в пределах колонии, проведения проверок, сви­даний, получения посылок, передач и др.; перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запре­щается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Важное место в регламентации отбывания лишения сво­боды применительно к конкретному исправительному уч­реждению занимает распорядок дня. Он включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, приня­тия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и спортивно-массовых мероприяти­ях и т.д. Подчинение распорядку дня обязательно для всех осужденных, а за отступление от его требований осужден­ный может быть привлечен к дисциплинарной ответствен­ности.

Общие правила, обеспечивающие реализацию прав и за­конных интересов осужденных, сосредоточены в гл. 13 УИК РФ. Применительно к конкретному виду исправительного учреждения они уточнены в гл. 16 и 17 УИК РФ, а процеду­ра их осуществления установлена в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. Согласно ст. 88 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, за­работанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных пере­водов. Осужденные беременные женщины, осужденные женщины, имеющие при себе детей, инвалиды I и II группы, а также осужденные, находящиеся в лечебных исправитель­ных учреждениях, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющих­ся на их лицевых счетах, без ограничения.

Осужденным к лишению свободы предоставляются крат­косрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотрен­ных УИК РФ случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок, и место проведения свидания. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками иди иными лицами в присутствии представителя администрации ис­правительного учреждения. Длительные свидания предос­тавляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усынов­ленными, родными братьями и сестрами, дедушками, ба­бушками, внуками, а с разрешения начальника исправитель­ного учреждения — с иными лицами (ст. 89 УИК РФ).

В соответствии со ст. 90 УИК РФ осужденным к лише­нию свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей: а) женщинам и лицам, содержащимся в воспи­тательных колониях, — без ограничения количества; б) муж­чинам — в количестве, установленном ст. 121,123,125 и 131 УИК РФ.

Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и теле­граммы без ограничения их количества. Получаемая и от­правляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреж­дения. Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вы­шестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъек­те РФ, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством РФ, Европейским Судом по правам человека цензуре не подлежит (ст. 91 УИК РФ).

Федеральный закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ закрепил в ст. 92 УИК РФ право осужденных к лишению свободы на телефонные разговоры. При отсутствии технических воз­можностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут; Телефонные разговоры опла­чиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников.

Осужденные, отбывающие лишение свободы в запирае­мых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помеще­ниях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается ст. 118, 121, 123,125,127 и 131 УИК РФ.

Согласно ст. 94 УИК РФ осужденным к лишению свобо­ды, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осуж­денным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и оди­ночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видео­фильмы не реже одного раза в неделю.

Ст. 95 УИК РФ разрешает осужденным к лишению сво­боды получать в посылках, передачах и бандеролях письмен­ные принадлежности, приобретать через торговую сеть ли­тературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств. При этом осужден­ному позволяется иметь при себе не более 10 экземпляров книг и журналов.

В настоящее время согласно ст. 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обяза­тельному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правитель­ством РФ. Пособия по беременности и родам выплачивают­ся осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.

Все перечисленные правила направлены на реализацию прав осужденных к лишению свободы, а в ст. 96 и 97 УИК РФ определены условия обеспечения отдельных законных интересов этой категории осужденных. В ст. 96 У И К РФ закреп­лены условия и порядок передвижения осужденных к лише­нию свободы без конвоя или сопровождения. Главными усло­виями, реализации этого законного интереса являются положительная характеристика осужденного и необходи­мость выполнения им определенной работы без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения.

Статья 97 УИК РФ предусматривает возможность выез­да осужденных к лишению свободы за пределы исправитель­ных учреждений. Осужденным к лишению свободы, содер­жащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установлен­ном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ве­дения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений: а) краткосрочные — продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угро­жающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после осво­бождения; б) длительные — на время ежегодного оплачива­емого отпуска, а осужденным — пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II группы, а также осужденным, не обеспечен­ным работой по не зависящим от них причинам, на срок, рав­ный времени ежегодного оплачиваемого отпуска. Кроме того, осужденным женщинам, имеющим детей в домах ре­бенка исправительных колоний, может быть разрешен крат­косрочный выезд за пределы исправительных учреждений -для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до пятнадцати суток, не считая времени, необходи­мого для проезда туда и обратно, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне испра­вительной колонии, — один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок.

Правила, регулирующие применение к осужденным основ­ных средств исправления, определяют особенности проведе­ния с осужденными, отбывающими лишение свободы в раз­личных видах исправительных учреждений, воспитательной ' работы, привлечения их к общественно полезному труду, общеобразовательного и профессионального обучения, а также общественного воздействия. Правила, определяющие порядок применения средств исправления к осужденным, отбывающим лишение свободы, будут рассмотрены в после­дующих главах.

Правила режима, относящиеся к иным лицам, нахо­дящихся в исправительных учреждений и на прилегаю­щих к ним территориях. В исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях, на которых установ­лены режимные требования, могут находиться различные категории граждан. Это родственники и иные лица, прибыв­шие на свидания с осужденными, администрация и учителя вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправи­тельных учреждениях, преподаватели и мастера производ­ственного обучения профессиональных училищ, адвокаты и иные лица, оказывающие юридическую помощь осужден­ным, представители государственных органов, органов мес­тного самоуправления и общественности, осуществляющие контроль за деятельностью исправительных учреждений и т.п. Все эти лица обязаны при посещении исправительных учреждений соблюдать правила поведения, установленные уголовно-исполнительным законодательством и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Их нарушение может повлечь применение мер административ­ной ответственности, в частности по ст. 19.3 КоАП РФ (за неповиновение законному распоряжению сотрудника орга­нов уголовно-исполнительной системы) или по ст. 19.12 КоАП РФ (за передачу либо попытку передачи запрещен­ных предметов лицам, содержащимся в исправительных уч­реждениях). При наличии в действиях виновного признаков состава преступления возбуждается уголовное дело, и он привлекается к уголовной ответственности.

Средства обеспечения режима предназначены для обеспе­чения нормального порядка и условий исполнения и отбыва­ния уголовного наказания в виде лишения свободы всеми участниками уголовно-исполнительных правоотношений.

Указанные средства подразделяются на две группы: сред­ства обеспечения режима общего характера и специальные средства обеспечения режима.

Средства обеспечения режима общего характера прони­зывают всю деятельность исправительных учреждений. К ним возможно отнести соблюдение законодательства всеми участниками уголовно-исполнительных отношений, право­вое, трудовое, физическое и иное воспитание, индивидуаль­ную работу с осужденными, меры поощрения, стимулирова­ние правопослушного поведения, работу самодеятельных организаций, общественное воздействие и т.п. Общими средствами обеспечения режима являются- также предус­мотренные законом формы государственного и обществен­ного контроля, которые были рассмотрены в предыдущих главах учебника.

Одним из способов обеспечения режима отбывания ли­шения свободы является регулирование администрацией исправительного учреждения в соответствии с Правилами внутреннего распорядка отношений между осужденными и лицами, работающими в исправительных учреждениях по трудовым соглашениям, а также с лицами, находящимися на территории исправительного учреждения и прилегающей к нему территории.

Администрация вправе осуществлять досмотры лиц, вхо­дящих на территорию исправительного учреждения и выхо­дящих из него, а также во время нахождения на территории ИУ, четко регулировать отношения осужденных с иными лицами в процессе трудовой деятельности, свиданий. В со­ответствии со ст. 87 УИК РФ администрация вправе про­водить досмотры на прилегающих к исправительному учреждению территориях, на которые распространяются ре­жимные требования, любых лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых установлен законодательством РФ, Пра­вилами внутреннего распорядка исправительных учрежде­ний.

Воздействие специальных средств обеспечения режима направлено преимущественно на осужденных и их примене­ние не носит общеобязательного характера.

Эти средства включают: охрану осужденных и различной интенсивности надзор за их поведением (ст. 79—82 УИК РФ); меры взыскания, призванные своей принудитель­ной силой обеспечить требуемое поведение осужденного (ст. 115—117 УИК РФ); оперативно-розыскную деятель­ность (ст. 84 УИК РФ); технические средства надзора и кон­троля (ст. 83 УИК), возможность введения режима особых

условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК); воз­можность применения мер безопасности в виде физической силы, специальных средств и оружия (ст. 86 УИК РФ).

Наружная охрана исправительных учреждений осуще­ствляется специальными подразделениями уголовно-ис­полнительной системы, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания. В соответствии с Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Минюс­та России от 07.03.2000 № 83, за осужденными ведется также круглосуточный надзор, осуществляемый как специальной службой безопасности, так и всем персоналом исправитель­ного учреждения. Надзор осуществляется повсеместно: в жилых помещениях и на производстве, во время сна и лич­ного времени, в столовой, библиотеке, магазине, санчасти и других местах нахождения хотя бы одного осужденного. Эти функции осуществляет специальная служба безопасности, в помощь которой могут выделяться сотрудники иных под­разделений исправительного учреждения.

В соответствии со ст. 84 УИК РФ в исправительных уч­реждениях осуществляется оперативно-розыскная деятель­ность. Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» она определяется как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государствен­ных органов, уполномоченных на то указанным Федераль­ным законом, в пределах их полномочий посредством прове­дения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, соб­ственности, общества и государства от преступных посяга­тельств. Задачами оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях являются: 1) обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправитель­ных учреждений и иных лиц; 2) выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; 3) розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправитель­ных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; 4) содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятель­ности» дает исчерпывающий перечень оперативно-розыск­ных мероприятий, с помощью которых решаются вышеназ­ванные задачи: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюде­ние; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оператив­ное внедрение; контролируемая поставка; оперативный экс­перимент. В ходе проведения оперативно-розыскных мероп­риятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие техничес­кие и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоро­вью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Статья 85 УИК РФ предусматривает возможность уста­новления в исправительном учреждении режима особых ус­ловий. Основаниями для его введения являются внешние по отношению к деятельности исправительного учреждения либо внутренние причины. К внешним причинам относятся: стихийные бедствия (пожар, наводнение, ураган и т.п.), вве­дение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения. Внутрен­ние причины связаны с массовыми беспорядками, захватом заложников, групповыми неповиновениями осужденных, а также случаями возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц в самом исправительном учреждении.

Режим особых условий дает основания при необходи­мости приостановить осуществление некоторых прав осуж­денных (свидания, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, передвижение осужденного без конвоя, приобретение и хранение литерату­ры и письменных принадлежностей, выезды осужденных за пределы исправительных учреждений), вводить усиленный вариант охраны исправительных учреждений и надзора за осужденными, устанавливать особый порядок допуска на объект, изменять распорядок дня, ограничивать деятель­ность производственных, коммунально-бытовых, культур­но-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.

Режим особых условий, введенный по внешним причи­нам, используется для предупреждения массовых наруше­ний порядка со стороны осужденных, находящихся в испра­вительных учреждениях, принятия мер в необходимых случаях для эвакуации осужденных в безопасные зоны.

Режим особых условий, необходимость введения которо­го вызвана внутренними причинами, используется для уст­ранения причин, повлекших особо опасные нарушения по­рядка, и обеспечения условий для нормального исполнения наказания в виде лишения свободы в исправительных уч­реждениях.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток ру­ководителем ФСИН России либо начальником территори­ального органа уголовно-исполнительной системы субъекта РФ, по согласованию с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором субъекта РФ. В исключи­тельных случаях действие режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами допол­нительно на 30 суток, если не устранены основания, по кото­рым он введен. Под исключительные случаи подпадают: ухудшение внешних и внутренних факторов, приведших к введению режима особых условий; не устраненные послед­ствия, вызванные обстоятельствами, послужившими по внутренним причинам введению режима особых условий.

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц начальник исправительного учреждения может самостоятельно вво­дить меры, входящие в режим особых условий, с немедлен­ным уведомлением должностного лица, правомочного при­нимать такое решение. При получении доклада о введении в исправительном учреждении мер, относящихся к режиму особых условий, данное должностное лицо обязано в тече­ние трех суток с момента получения доклада принять реше­ние о введении режима особых условий или об отмене вве­денных мер.

Особое место в группе специальных средств обеспечения режима занимают меры безопасности и правовые основания их применения (ст. 86 УИК РФ). Сотрудники исправитель­ных учреждений применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняю­щих наказания, прилегающих к ним территориях, на кото­рых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном ст. 28—31 Закона РФ

«Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы». Основаниями для их применения в отношении осужденных являются оказание ими сопротив­ления персоналу учреждений, злостное неповиновение за­конным требованиям персонала, участие в массовых беспо­рядках, захват заложников, побег или задержание бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресе­чения их противоправных действий, а равно предотвраще­ния причинения осужденными вреда окружающим или са­мим себе.

Литература

Барабанов Н.П., Кутуков С Л. Теоретические, правовые и организационные основы взаимодействия структур