Угрозы информационной безопасности России.

Понятие информационной безопасности.

Вопрос 6. Понятие и сущность информационной безопасности России.

 

Понятие информационной безопасности формулирует Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Согласно этому документу информационная безопасность Российской Федерации – это состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещённой законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Как следует из приведённых определений, Доктрина формулирует важнейший принцип информационной безопасности личности, общества и государства, в основе которой лежит гражданин и его конституционные права во всём их многообразии. Федеральный закон особо оговаривает правовые основы обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну[88].

Как отмечают специалисты, информационная среда оказывает существенное влияние на состояние национальной безопасности, поскольку внедрение новейших технологий во все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, наряду с очевидными достоинствами, создаёт предпосылки и для возникновения новых вызовов и угроз. В мире всё более широкое распространение приобретает убеждение в том, что информационное оружие в состоянии обеспечить разрешение военных конфликтов на ранней стадии и даже исключить применение обычных вооружённых сил.

Доктрина информационной безопасности выделяет следующие виды угроз информационной безопасности Российской Федерации:

- угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

- угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации;

- угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в её продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

- угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина включают в себя:

- нарушение конституционных прав и свобод граждан на поиск, получение, передачу, производство и распространение объективной информации;

- нарушение права граждан на неприкосновенность частной жизни путём несанкционированного распространения информации личного характера;

- нарушение права граждан на защиту здоровья вследствие распространения вредоносной информации;

- посягательства на объекты интеллектуальной собственности.

В состав угроз информационной безопасности общества входят:

- препятствия в построении информационного общества;

- лишение права на духовное обновление общества, сохранение его нравственных ценностей, утверждение в обществе идеален высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества, пропаганду национально культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;

- манипулирование массовым сознанием;

- создание атмосферы, препятствующей приоритетному развитию современных телекоммуникационных технологий, сохранению и развитию отечественного научного и производственного потенциала.

Информационной безопасности государства угрожает противодействие:

- защите интересов личности и общества;

- построению правового государства;

- формированию институтов общественного контроля за органами государственной власти;

- формированию системы подготовки, принятия и реализации решений органами государственной власти, обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства;

- защите государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов;

- защите единого информационного пространства страны.

В соответствии с Доктриной информационной безопасности РФ источники угроз информационной безопасности РФ подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним источникам угроз относятся:

1) обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

2) деятельность международных террористических организаций;

3) деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств разведки иностранных государств;

4) разработка рядом государств концепций информационных войн и др.

Так, способы ведения информационной войны предусматривают:

1) подавление элементов инфраструктуры государственного и военного управления (поражение центров командования и управления);

2) ведение радиоэлектронной борьбы;

3) ведение радиоэлектронной разведки;

4) несанкционированный доступ к информационным ресурсам с последующим их искажением, уничтожением, хищением или нарушением нормального функционирования информационных систем;

5) проведение психологических операций или формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям дезинформации или тенденциозной информации для воздействия на оценки, намерения и ориентацию населения и лиц, принимающих решения;

6) получение интересующей информации путем перехвата и обработки открытой информации и др.

Так, ежегодно фиксируется более миллиона попыток компьютерных атак на информационные ресурсы российских органов государственной власти. В глобальной сети Интернет располагаются антироссийские сайты, на которых не только пропагандируется идеология экстремизма и его крайней формы - терроризма, но и содержатся подробные инструкции по изготовлению самодельных взрывных устройств, совершению диверсий, терактов и т.п.

К внутренним источникам угроз информационной безопасности относятся:

1) критическое состояние отечественных отраслей промышленности;

2) сращивание государственных и криминальных структур в информационной сфере (доступ к конфиденциальной информации);

3) недостаточная разработанность нормативной правовой базы;

4) отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации и др.

Информационно-технологические угрозы безопасности России связаны с разработкой и применением различных видов информационного оружия, куда входят:

- средства уничтожения, искажения или хищения информационных массивов;

- средства преодоления систем защиты;

- средства ограничения допуска законных пользователей;

- средства дезорганизации работы технических средств, компьютерных систем.

По сути дела в мировом информационном пространстве сегодня развернулась информационная война, которая внешне выглядит как «война всех против всех», но при этом достаточно явственно просматривается интерес отдельных государств захватить лидерство в технологиях, позволяющих при необходимости вывести из строя прежде всего информационные системы управления экономикой и вооружёнными силами потенциального противника.

В качестве атакующего информационного оружия выделяют:

- компьютерные вирусы, способные размножаться, внедряться в программы, передаваться по линиям связи, сетям передачи данных, выводить из строя системы управления и т.п.;

- «логические бомбы» – программные закладные устройства, которые заранее внедряют в информационно-управляющие центры военной или гражданской инфраструктуры, чтобы по сигналу или в установленное время привести их в действие;

- средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях, фальсификация информации в каналах государственного, военного, экономического и общественного управления;

- средства нейтрализации тестовых программ;

- различного рода ошибки, сознательно вводимые лазутчиками в программное обеспечение объекта.

По характеру поражающей способности информационное оружие не имеет себе равных, ибо оно способно, оставляя в сохранности материальные ценности, людей и окружающую среду, достигать целей войны (конфликта, спора) за счет трансформации сознания и поведения человека в нужном для нападающей стороны направлении.

Универсальность информационного оружия возводит его в ранг абсолютного оружия, доступного для всех организованных структур (и не только властных, и не обязательно силовых ведомств), в военное и мирное время, в индивидуально-целевом и глобальном масштабах, открыто и скрытно и даже без осознания людьми самого факта нападения. Особо действенным информационное оружие может быть против страны, в которой существует социальная напряженность, межнациональные, религиозные или классовые конфликты. Оно может в короткий срок вызвать панику, массовые беспорядки, погромы, дестабилизацию политической ситуации и, в конечном итоге, заставить страну капитулировать перед агрессором без широкого применения разрушительных видов оружия.

В последние годы приобретают распространение криминальные технологии в сфере электронный платежей. Они затрагивают как отдельных индивидуальных плательщиков (владельцев пластиковых карт), так и хозяйствующие субъекты, включая банки[89]

В составе угроз информационной безопасности выделяют также информационно-психологические угрозы безопасности личности.

Под информационно-психологической безопасностью понимают состояние защищённости личности, разнообразных социальных групп и объединений людей от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека[90].

Общим источником внешних угроз информационно-психологической безопасности личности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяет адекватно воспринимать окружающее и самого себя.

Информационно-психологические угрозы безопасности личности могут иметь ненаправленный и направленный характер.

Информационно-психологические угрозы безопасности личности ненаправленного характера формирует, как правило, социальная среда.

В качестве факторов, субъективно воспринимаемых как угрозы, нарушающие психологическую устойчивость личности, могут выступать экономическая нестабильность, рост безработицы, расслоение общества по идеологическим убеждениям и материальному положению, резкий рост преступности, снижение уровня жизни населения, его социальная незащищенность. Нередко в качестве таких факторов выступают причины локального характера: семейные неурядицы, неудовлетворённость работой, утрата близких людей, несчастный случай, чувство личной вины за неспособность оправдать ожидания окружающих, вины за содеянное или не сделанное и т.п.

Ненаправленные информационно-психологические угрозы, как правило, не имеют явно выраженной цели и умысла, не адресованы конкретной личности, они затрагивают безопасность неопределённого круга лиц, нередко общества в целом.

Направленные информационно-психологические угрозы могут быть адресованы как отдельной личности, так и неопределённому кругу лиц. Такие угрозы характеризуют цель и умысел, расчёт на достижение конкретного результата.

Направленные информационно-психологические угрозы являются одним из средств ведения психологических войн, под которыми понимаютиспользование подрывной пропаганды в борьбе с противником наряду с мерами военного, политического и экономического характера[91].

Вне всякого сомнения, такая война развёрнута западными спецслужбами против современной России.

Целью информационно-психологической войны против России является дестабилизация внутриполитической обстановки в стране, а в конечном счёте – приведение к власти прозападного режима.

Принятая на вооружение технология включает в себя реализацию следующих этапов:

- внедрение в сознание граждан России идеи о нелегитимности действующего состава Государственной Думы, о невозможности проведения «честных» выборов Президента РФ;

- формирование на этой основе возможно более широкой прослойки лиц с протестными настроениями;

- дестабилизация внутриполитической обстановки в стране;

- тем или иным способом приведение к власти прозападного режима.

Так, компетентными органами установлено, что дезинформация о нарушениях на выборах в Государственную Думу в декабре 2011 года в форме видеомонтажей изготавливалась на территории США и вбрасывалась в Интернет на сайты российской «непримиримой оппозиции», а затем использовалась её лидерами для организации акций протеста.

Несомненно в целях поддержки и координации деятельности деструктивных сил непосредственно на территории Российской Федерации послом США в России направлен идеолог «цветных революций» в разных странах мира г-н Майкл Макфол[92]. Подтверждением тому служит тот факт, что ещё до представления Президенту Российской Федерации и вручения ему верительных грамот новый посол США пригласил и принял представителей «либерально-непримиримой оппозиции»: Бориса Немцова, Сергея Митрохина, Евгению Чирикову и Льва Пономарева.

Распад Советского Союза, создание новых государств на его территории и России как правопреемницы СССР не изменили целей и задач психологических операций, направленных на население этих стран. Как показывают данные американских источников, «мишенями» являются государства, которые не обязательно являются «врагами США», но которые ведут политику, не соответствующую национальным интересам США[93].