Органы исполнительной власти.

Органы законодательной власти.

Структура современного государственного аппарата.

Принцип научности.

Принцип использования практического опыта.

Единый и целостный государственный аппарат делится на структурные части – государственные органы и их объединения. Структура государственного аппарата изменчива и во многом зависит от типа и формы государства, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения.

Структурные части современного государственного аппарата создаются на основе принципа разделения властей. Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно, выделяются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Законодательная власть принадлежит парламенту – высшему представительному органу государства, избираемому народом. Парламент (англ. рarliament, от франц. рarler - говорить). В Великобритании, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе, например, бундестаг – в Германии, генеральные кортесы – в Испании, сейм – в Польше, фолькетинг – в Дании, альтинг – в Исландии, конгресс – в США, в мусульманских странах (например, Иран, Азербайджан) - меджлис. Парламенты в большинстве государств мира состоят из нижней и верхней палат (Например, в Великобритании – палата общин и палата лордов, в США – палата представителей и Сенат, в Австрии – Союзный Совет и Национальный Совет, в Индии – Народная палата и Совет штатов, в Германии – бундестаг и бундесрат). Однопалатные парламенты существуют в небольших государствах с более или менее однородным национальным составом (Венгрия, Польша, Дания, Хорватия, Финляндия, Сербия). Члены нижней палаты называются депутатами, а члены верхней палаты – сенаторами (иногда называется иначе).

В субъектах федерации законодательную власть осуществляют, как правило, однопалатные парламенты.

Органы исполнительной власти – это самая крупная структурная часть любого государственного аппарата. Исполнительную власть возглавляют и осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и центральные учреждения (комитеты, ведомства, инспекции, службы, агенства и т.д.). В структуру исполнительной власти входят также региональные государственные органы и должностные лица. Органы исполнительной власти являются назначаемыми. Их основной вид деятельности связан с организацией исполнения законов. Такая деятельность носит исполнительно-распорядительный характер.

Глава государства не только возглавляет исполнительную власть, но и обладает другими важными полномочиями. Глава государства в силу своего правового статуса призван обеспечивать согласованное функционирование органов законодательной, исполнительной и судебной власти в интересах единой властной воли народа и решения общегосударственных задач. В современных государствах глава государства, как правило, является единоличным: в монархиях - это монарх, в республиках – президент.

Правительство обычно имеет название совет или кабинет министров, иногда оно официально называется правительством и редко – государственным советом. Правительство – это высший коллегиальный орган исполнительной власти, создаваемый парламентом и президентом (чаще только парламентом или президентом) и осуществляющий государственное управление обществом.

Основная задача правительства — проводить в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом государства (парламентом). С этой целью правительство или отдельные его министерства разрабатывают и принимают подзаконные акты, например, постановления. Правительство может обращаться к парламенту с инициативой принять или изменить закон. Его основное назначение – это исполнение, реализация законов и подзаконных актов главы государства. Для этого правительству необходимы распорядительные полномочия, которые предполагают издание правительством собственных подзаконных актов.

В некоторых странах исполнительная власть принадлежит президенту, а правительства как такового не существует (США, Бразилия, Мексика). Имеющийся там кабинет президента – это совещательный орган, но не правительство в обычном понимании полномочий и функций этого органа. Правительство возглавляет председатель, как правило, это премьер-министр, в Германии – канцлер, в Норвегии – государственный министр, в мусульманских странах – визир, в некоторых странах – первый министр и т.д. В состав правительства входят заместитель или заместители председателя правительства, министры, руководители некоторых ведомств. Правительство формируется правительство по–разному, чаще всего новое правительство формируется после выборов парламента и (или) президента. Правительство на своих заседаниях принимает решения большинством голосов. В состав исполнительной власти входят также вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а также правозащитные органы – прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, контрольные органы и др. В федеративных государствах органы и должностные лица исполнительной власти имеются и в субъектах федерации.