Православная цивилизация СЛ.98
В основе православной цивилизации заложены положения православной (ортодоксальной) религии, доминирующей в настоящее время в Российской Федерации и некоторых странах Восточной Европы. Таким образом, являясь центром Православной цивилизации, Российская Федерация, в силу своих особенностей исторического и социально-экономического развития (табл.), накладывает свой отпечаток на развитие всей христианской цивилизации и обуславливает ее роль и место в глобальной цивилизации. СЛ.99
Таблица 2.11
Показатели развития Российской Федерации
Показатель | 2000 г. | 2005 г. | 2006 г. |
Общее население, млн. чел. | 146,3 | 143,1 | 142,4 |
Темп роста населения, % | -0,0 | -0,5 | -0,5 |
Уровень безработицы, % | 7,3 | 7,1 | 6,6 |
Коэффициент фертильности | 1,2 | 1,3 | 1,3 |
Уровень грамотности, % населения | 95,1 | 99,4 | |
ВНД, млрд.долл. | 250,3 | 639,3 | 822,4 |
ВНД на душу населения, долл. | 1,710.0 | 4,470.0 | 5,780. |
ВВП, млрд.долл. | 259,7 | 764,5 | 986,9 |
Темп роста ВВП, % | 10,0 | 6,4 | 6,7 |
Инфляция, ВВП дефлятор, % | 37,7 | 19,2 | 16,1 |
Экспорт товаров и услуг, % к ВВП | 44,1 | 35,1 | 33,3 |
Экспорт высотехнологической продук-ции, % к общему экспорту | 13,5 | 8,1 | … |
Импорт товаров и услуг, % к ВВП | 24,0 | 21,5 | 20,2 |
Рыночная капитализация, % к ВВП | 15,0 | 71,8 | 133,9 |
Военные расходы, % к ВВП | 3,7 | 3,7 | … |
Прямые иностранные инвестиции, млрд. долл. | 2,7 | 15,2 | …. |
Долгосрочная задолженность, млрд. долл. | 132,8 | 204,9 | … |
После периода экономического упадка 90-х годов, принимая во внимание темпы и характер роста российского ВВП в начале ХХІ века, можно констатировать, что новая стадия фор-мирования экономического могущества России берет свое начало в 2000 году. Так, за последние шесть лет ВВП России увеличился более, чем в четыре раза и на конец 2006 года составил 986, 9 млрд. долл.(по паритету покупательной способности – 1746 млрд.долл.), при этом, по-мнению ряда экспертов, реальный объем экономики России значительно больше. Так, по некоторым оценкам номинальный ВВП России еще в 2005 году составлял 970 млрд. долл. (на 28 % больше, чем данные официальной статистики).
На Руси восточнохристианская традиции окончательно победила к концу X в., что было предрешено всем предшествующим развитием среднеднепровского славянства.
Для всех православных народов (сербов, болгар, русских, украинцев, белорусов) исторически важным рубежом стал XIII век, когда в результате западной и восточной экспансии произошел раздел древнерусских земель. Северо-восточные земли попали под влияние Золотой Орды, западные и юго-западные (Киев, Минск и др.) развивались в составе Литовского, а затем Польско-Литовского государства. Новгородская республика вплоть до XV века сохранявшая независимость, являлась аналогом городам-респебликам Ганзейского союза, городам – республикам Италии.
Как отмечает Ю.Павленко, «Русь изначально оказалась в ситуации выбора своих культурных ориентиров, а значит, и включения в одну из уже сложившихся цивилизационных систем… альтернативами были Мусульманский, Восточно-христианский и Западнохристианский миры, а также квази-цивилизационная иудейская система» [33].
Православная церковь пытается сохранить в первозданной чистоте веру и обычаи первых христиан.
Различия с западным христианством имеют обрядовый и концептуальный характер. Отстаивается положение о том, гарантией истинности в понимании Библии (истинности веры) выступает реальный опыт богопознания, передаваемый от апостолов через учеников из поколения в поколение. Высшей инстанцией для принятия решений является Собор епископов, священников и мирян. Церковь призывает к духовному совершенству, любви и всепрощению. Царство Божие - это состояние души, а не награда за добрые дела. Осуждается воля к власти, которая признается душевным пороком (болезнью), излечиться от которого можно только любовью и всепрощением. Поощряется смирение и осуждается гордыня.
Институты православной цивилизации на северо-восточных землях формировались на протяжении столетий. Уже в XIII веке формируется институт подданства (на западе – вассалитета). Князья и бояре лишаются иммунитета, вводится практика крестоцеловальных записей и государевых опал. Затем ликвидируется институт городского народного собрания (вече). Утверждается монархический принцип наследования власти. Сакрализируется власть великого князя. Жесткая централизация государственной системы сдерживает все прогрессивные тенденции запада. После обретения в 1480 г. независимости в Московской Руси завершается формирование самодержавия. Государство постепенно усиливает контроль над куплей-продажей земель, а затем ликвидируется частная собственность на землю. Власть становится верховным собственником, за населением признается право наследственного владения.
В период Московского государства создаются важнейшие общественные институты, которые являлись корпоративными структурами. Среди них: родовое корпорации знати, посадская община, купеческие сотни, община свободных черносошных крестьян, казачья община.
Высший уровень общественной иерархии составляло боярство, более низкие уровни формировались в рамках сословий (общин одного уровня).
Формируется высший уровень государственной бюрократии – дворянство. Поместный принцип становится основной формой взаимоотношений государства и служащих (с XV века). Барщина как метод хозяйствования утверждается повсеместно с XVI века. В это же время в качестве высших слоев общества начинают признаваться боярство и дворянство. К среднему и низшему слоям относили:
· городское сословие (посадские люди) – развивалось в форме общинной демократии;
· крестьянские общины (мир), включающие свободных крестьян-общинников (существовали на принципах общественного самоуправления) и крепостных крестьян (полностью зависящие от владельцев земли и общины);
· казачество;
· купеческие общины.
Особым сословием было православное духовенство, активно участвующее в политических и экономических процессах и определяющее духовную жизнь общества.
Таблица 2.12
Взаимосвязь между особенностями религиозных институтов и развитием общества и экономики
Особенности религиозных институтов и постулатов | Развитие светских институтов, общества и экономики |
Иерархичность построения | Мощный государственный аппарат, значительный класс чиновников |
Соборность решений | Формирование общинных отношений, привычка насе-ления подчиняться властям |
Осуждается стремление к власти, не признаются на-грады за добрые поступки | Недостаточно высокая предпринимательская актив-ность |
Консерватизм, традицио-нализм | Имеется идеологическая платформа, поддерживающая экономическое развитие в условиях эволюционного этапа, однако задерживающая развитие в транс-формационные (революционные) периоды, связанные с общественными или технологическими изменениями. Существует проблема выбора, отход от привычного сложен |
Богопознание (отсутствие догматизма) | Любознательность. Склонность к размышлениям. Способность к технологическим, идеологическим и культурологическим заимствованиям, сочетанию эле-ментов различных культур, осуществлению конвер-генции экономических и хозяйственных укладов. Спо-собность к адаптации к быстроменяющимся условиям |
Община выступала основополагающим социальным инсти-тутом, что утверждало в обществе принципы уравнительности и коллективизма. «Демократическая культура была живой, возобновляющейся, но она не развивалась, оставалась как бы закон-сервированной на уровне низовых общин» [8].
В середине XVI века формируется Земской собор (существовал до конца XVII века), в который входили представители знати, государственной бюрократии (дворяне), духовенство, представители городских, крестьянских и казачьих общин, купеческих сотен. Земской собор не ограничивал власть царя, не обладал определенными законом правами. Собирался по мере необходимости и был собором-советом и формой диалога общества и власти.
Средневековые парламенты Запада первоначально также носили сословно-корпоративный характер. Но они имели правовую основу для своей деятельности, ограничивали власть королей, члены парламента избирались. Постепенно происходила замена представительства корпоративных структур в парламенте гражданами. Одновременно трансформировались экономические институты: распадались крестьянские общины и цеха ремесленников, создавались индивидуальные хозяйства и предпринимательские структуры.
В Московском государстве в XVI век наоборот происходит укрепление общинного хозяйства. Товарно-денежные отношения развиты слабо. Отсутствуют демократические механизмы влияния общества на систему власти.
Православие своими основными постулатами сдерживало общественный и экономический прогресс. Призывало к терпению и выступая за неизменность идеалов, ориентировало общество на соблюдение одного их важнейших догматов раннего христианства – социальное равенство. Соборность поддерживала коллективистскую ментальность, сдерживала личностные стремления.
И хотя религия сыграла огромную роль в формировании культурных традиций православных народов, «никогда не было полного поглощения общественного сознания религией (харизматизация), как и не было выраженной секуляризации (перехода к гражданскому, светскому миропониманию)» [8].
В ХVI веке русская православная церковь провозгласила божественное происхождение власти царя. Государственная доктрина, получившая название «Москва-Третий Рим», закрепила особую роль православия.
Экспансия Московского государства на восток в ХVI веке подержала восточные черты цивилизации. В это же время развивается культурный изоляционизм, в основе которого лежали противоречия между православием и католичеством, общение со схизматиками (католики и православные взаимно называли друг друга схизматиками) было крайне ограниченным.
В 1654 г. в Переяславе состоялась Великая Рада, на которой было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Такой выбор украинского казачества во многом был связан с единой верой и историческими корнями. К концу XVII в. Россия сформировалась в виде типичной восточной империи.
С именем Петра I связаны первые модернистические опыты, позволившие начать формирование рыночных отношений. Продолжительная внешняя экспансия теперь уже и на запад открыла путь для утверждения элементов западной цивилизации, которые были укоренены на новых территориях России.
К концу XIX века вокруг православного ядра сформировалось многонациональное государство с включением народов различных цивилизаций. Объединяло это общество централизованное государство, которое на протяжении XVIII-XX веков последовательно модернизировалось, включая Петровскую модернизацию, модернизацию Александра II, Столыпинскую модернизацию. Эти реконструкции общественных институтов были направлены на внедрение элементов западной циви-лизации, позволяющих создать рыночную экономику и сформи-ровать гражданское общество. Основным тормозом в реализации поставленных задач модернизации было сохранение восточных ориентиров государственности и идеологическая роль православия (идеология западной цивилизации была разработана в эпоху просвещения и утверждала гуманизм, уважение достоинства и прав человека). Поэтому идеологическими прио-ритетами оставался коллективизм и духовные ценности вместо социальных. Сохранение восточной ментальности не позволяло привить ценности рыночной экономики, создать условия для развития демократических институтов. Отношение к предпринимательству даже в начале ХХ века было пренебрежительным.
Столыпинская реформа, как отмечает большинство историков и социологов, могла бы коренным образом изменить цивили-зационную парадигму в результате распада самой массовой корпоративной структуры – крестьянской общины и введения частной собственности на землю (по плану П.А.Столыпина для перехода к фермерскому хозяйству при поддержке государства понадобится около 20 лет). Предполагались реформы в политической, социальной и образовательной сферах. Модернизация не была осуществлена так как была задумана. Гибель П.А.Столыпина, включение России в первую мировую войну стали причинами незавершенности реформ. Но важнейшую роль в неудачном исходе плана модернизации сыграло крестьянство, сопротивляющееся разрушению общины самыми разнообразными путями.
Доминирующие в течение столетий общинный коллективизм, уравнительные принципы социальной справедливости и корпоративность были сильнее личной инициативы, предприимчивости. Реформы Столыпина не стали источником внутреннего освобождения личности, что не позволяло «адекватно воспринять индивидуалистически-утилитаристски-рационалистическую культуру Запада», создало условия для революции 1917 г.
Православный мир оказался в стороне от эпохи гуманизма. Реформации частично затронула только запад Украины и Беларуси, Сербию и некоторые другие территории. Поэтому православный мир «не пройдя гуманистически-реформационно-просветительской школы персонализации человека, утверждения его в качестве свободного гражданина-собственника, не обес-печил себе необходимых оснований для адекватного восприятия западных либерально-демократических экономических и социо-культурных моделей развития» [33].
Характер труда, политическая жизнь, социальные отношения во многом похожи на западные, но, по сути, качественно другие. Достаточно легкое восприятие западных технологий во всех сферах жизни сопровождается по-прежнему доминированием групповых отношений над личностными. Многочисленные реформы не стали источником внутреннего освобождения личности, что не позволяет быстро и успешно модернизировать экономику.