Цели и задачи закупочной логистики

План темы

1. Цели и задачи закупочной логистики.................................................................................. 1

2. Выбор решения «покупать или производить».................................................................. 2

3. Установление потребности предприятия в ресурсах..................................................... 4

4. Определение метода закупок ресурсов.............................................................................. 6

5. Выбор поставщика ресурсов................................................................................................. 7

 

Особенностями логистики на заготовительном этапе являются:

Создание системы управления первичными ресурсами, поступающими в логистическую систему из внешней среды в форме материальных потоков.

Согласование системы управления первичными ресурсами с системой управления ресурсами, порожденными самой экономической системой.

Формирование материальных потоков и их адаптация к требованиям логистической системы.

Переработка массивов информации и формирование обратного информационного потока в экономической системе.

Интеграция производства и заготовительной деятельности начинается задолго до самого процесса производства. При этом инициативной стороной является именно система производства.

Как правило, большая часть циркулирующих в производстве материальных потоков поступает из внешней среды. Поэтому в заготовительной логистике особое место отводится процессу закупок.

Важнейшей комплексной функцией заготовительной логистики является планирование, организация и контроль обеспечения основного производства необходимыми материально-техническими ресурсами в установленном временном режиме с минимальными совокупными затратами.

Главным объектом внимания заготовительной логистики являются материальные потоки, которые выступают важнейшим фактором производства и обладают общим свойством, заключающимся в высокой потенциальной возможности их участия в производственном процессе.

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материальных ресурсах с наибольшей экономической эффективностью.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Рационализировать сроки закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, станут дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу);

Обеспечить соответствие количества поставок и потребностей в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).

Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

Организация процесса закупок имеет следующие этапы:

Сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д.

Выбор формы и источников материально-технического снабжения.

Размещение заказов и их реализация.

Организация делопроизводства по учету ресурсов и расчетам за приобретенные материальные ценности.

Поддержание отношений с поставщиками.

Статус поставщика обязывает предприятие в первую очередь учитывать интересы покупателей. Это положение является основной формирования распределительной (маркетинговой) логистики.

Статус же потребителя дает возможность предприятию учитывать собственные интересы и строить свои взаимоотношения с поставщиками на основе модулирования условий материально-технического обеспечения. С этих позиций предприятие выступает конечным звеном логистической цепи, в которой действуют поставщики, посредники, перевозчики.

Выбор решения «покупать или производить»

Перед предприятием всегда стоит задача типа «сделать или купить», которая сводится к принятию одного из альтернативных решений:

Самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы непосредственно у производителя;

Закупить товарные ресурсы у посредника, который специализируется на разукрупнении производственных партий, формировании широкого ассортимента и поставках его потребителям в скомплектованном виде.

Закупка у посредника может быть более выгода, чем непосредственно у изготовителя по следующим причинам:

Закупая товарные ресурсы у посредника, предприятие, как правило, имеет возможность приобрести широкий ассортимент относительно небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента.

Цена товара у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя. Предположим, изготовитель реализует товар по следующим ценам:

а) для мелкооптовых покупателей – 10 руб. за единицу;

б) для крупнооптовых покупателей – 8 руб. за единицу.

Посредник, закупив крупную партию по 8 руб.. разукрупняет ее и реализует с 12% наценкой мелкооптовым покупателям, т.е. по 8,96 руб./ед. Посредник может позволить себе это, так как он специализируется на разукрупнении партий. Изготовителю разукрупнение обходится дороже, и он вынужден продавать мелкооптовые партии по цене 10 руб./ед., а не по 8,96 руб./ед.

3. Изготовитель товара может располагаться территориально на более отдаленном расстоянии, чем посредник. Дополнительные транспортные расходы в этом случае могут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника.

Выбор формы снабжения (напрямую от производителя или через посредника) зависит также от объема потребления материальных ресурсов в отдельные плановые периоды. Чем больше объем потребления, тем больше возможностей для получения продукции напрямую от производителя. Исключение возможно в случае, когда материальные ресурсы поставщика потребляет только одно предприятие-потребитель. В этом случае применяется поставка напрямую от поставщика.

Выбор формы поставок, кроме того, зависит и от общих затрат: последние включают:

Расходы по завозу продукции на склад предприятия-изготовителя;

Потери, связанные с отвлечением из оборота денежных средств, вложенных в запасы;

Расходы по хранению запасов на складе предприятия-потребителя;

Капитальные вложения на создание складского хозяйства.

При снабжении напрямую от производителя общие затраты равны:

При снабжении с участием посредника имеем следующую формулу:

где: П – годовая потребность в материале данного вида в натуральных единицах;

Ртр – расходы по доставке единицы продукции на склад предприятия-потребителя при снабжении напрямую от производителя, включая оплату транспортных тарифов за погрузочно-разгрузочные и экспедиционные работы;

Рскл – расходы по доставке единицы продукции на склад предприятия-потребителя при поставке материальных ценностей через посредника, дополнительно включая оплату складских наценок;

Втр – величина производственного запаса в натуральных единицах при поставке напрямую от поставщика;

Вскл – расходы по завозу единицы продукции на склад предприятия-потребителя при поставке через посредника;

Ц – оптовая цена материала, руб.;

К – коэффициенты эффективности капитальных вложений;

С – годовые расходы по хранению единицы запаса на складе потребителя, руб.;

Q – капитальные вложения на создание складской емкости для хранения единицы запаса, руб.

Можно определить максимальный годовой объем потребления материалов, при котором экономически целесообразной является форма снабжения через посредника.

Основные задачи снабжения предприятия материальными ресурсами:

Анализ и определение потребности, расчет количества заказываемых материалов;

Определение метода закупок;

Согласованность цены и заключение договора;

Установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;

Организация размещения товаров на складе.