Понятие цивилизации СЛ.5
СЛ.3
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 70
Западная цивилизация 58
Латиноамериканская цивилизация 50
¤ САМОСТОЯТЕЛЬНО История экономического развития
¤ Возрастные характеристики
¤ Этнические характеристики
¤ Структурообразующие элементы цивилизации
¤ САМОСТОЯТЕЛЬНО История экономического развития
¤ Возрастные характеристики
¤ Этнические характеристики
¤ Структурообразующие элементы цивилизации
Необходимость изучения цивилизационных факторов экономического развития вызвана следующими причинами: СЛ.4
· процесс глобализации, имеющий неоднозначный, в ряде случаев кризисный и агрессивный характер, включает все современные цивилизации в общемировые процессы, выступая одновременно фактором подавления ценностей отдельных локальных цивилизаций и мобилизации внутренних ресурсов с целью сохранения цивилизационной идентичности;
· возрастает интерес народов различных цивилизаций друг к другу, усиливается их взаимодействие, формируются общие ценности, стимулирующие развитие;
· поддержка цивилизационной идентичности, переосмысление национального культурного наследия выступает необходимым условием успешной адаптации к вызовам глобализации, позволяет преодолеть кризисные явления в экономике и политике;
· цивилизационные характеристики определяют особенности региональных интеграционных стратегий, а цивилизационная идеология государств-лидеров интеграционных объединений оказывает наибольшее влияние на принципы взаимодействия членов группировки;
· знание цивилизационных особенностей упрощает деловые и социальные контакты, формирует интерес народов разных цивилизаций друг к другу, стимулирует их взаимодействие, нивелирует противоречия и создает условия для эволюционного сближения;
· мировоззренческие принципы общества находит конкретные проявления в экономической жизни, предпринимательской инициативе и корпоративной культуре (кастовая система в Индии стала основой неравенства отдельных групп общества, опре-делила сферу их трудовой деятельности и ограничила соци-альные и политические возможности);
· изучение современных локальных цивилизаций и их взаимодействия позволяет разрабатывать прогнозы развития мировой экономики;
· модели экономического развития и механизмы экономиического роста определяются цивилизационными установками.
Этимологически слово «цивилизация» восходит к латинскому civis (гражданин). В французском языке в 16 веке стало использоваться прилагательное civilise для обозначения воспитанного человека. В начале 18 века в юридическую терминологию вводится слово civilisation, что обозначало возможность перевода уголовного дела в разряд гражданского судопроизводства, что существенно облегчало участь подследственного. По мнению историков, Габриэль Мирабо в 1757 г. впервые употребил дефиницию цивилизация применительно к общественным отношениям «цивилизация есть умягчение нравов, учтивость (I’urbanite), вежливость (la politesse) и познание, дабы распространялись благопристойные манеры, соблюдаемые и тем самым образующие собою законы общежития.Разумеется, все это являет мне лишь маску, но не лик добродетели, но цивилизация ничего не сделает для общества, пока не сообщит ему основания и формы добро-детели".
Современные трактовки понятия «цивилизация» чрезвычайно разнообразны.
Сл.6 Как отмечает Ф. Бродель, цивилизация – это крупная историческая длительность. По мнению немецкого социолога Н. Элиаса, цивилизация - это все: уровень технологии, манеры, принципы научного знания, религиозные обычаи, тип жилья, отношение к любви, сфера права, кухня и т.п. [6,с.36]. Н.Данилевский, анализируя цивилизации, отмечал «…главное должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического раз-вития» [27]. По мнению Ю.Павленко, «отдельная цивилизация может быть определена в качестве автономной, полиэтнической, способной к самоорганизации и саморазвитию (в соответствии с принципами синергетики) социокультурной системы, характер которой конкретизируется через структуры этнических, социальных, политических, конфессиональных, субкультурных и пр. общностей, многообразно перекрещи-вающихся и имеющих, как правило, сложную иерархическую природу» [33].
Как отмечает Е.Рашковский, «Цивилизации проявляли и продолжают проявлять себя как некая стратегия выживания, стратегия самоорганизации человеческого времени-пространства и огромных человеческих массивов» [6,с.40].
Термин «цивилизация» имеет разные смысловые оттенки в зависимости от постановки задач анализа и использования для описания отдельных социальных, политических, экономических, исторических аспектов развития общества. Наиболее часто исследователи используют следующие три подхода: СЛ.7
1 подход - цивилизация – это стадия (ступень) развития человечества, которая следует за первобытностью (таким образом утверждается единство истории и существование закономерностей развития);
В третьей четверти 18 века шотландский мыслитель А. Фергюссон, выделяя стадии охотников и собирателей; догосударственных земледельцев и пастухов; земледельцев и ремесленников, обладающих государством, письменностью, знакомых с институтом частной собственности, определил их как дикость, варварство и цивилизацию.
Современные философско-исторические схемы развития человечества базируются на выделении трех основных ступеней в движении человечества:
· первобытность;
· доиндустриальная цивилизация;
· современная цивилизация.
Принципиальные отличия между первобытными и цивилизованными обществами фиксируются по следующим параметрам их сопоставления [33]:СЛ.8
· в экономическом смысле цивилизация базируется на возможности получения регулярного прибавочного продукта, отсутствующего в первобытном обществе;
· в системе социальных отношений цивилизованное общество демонстрирует сословно-классовое деление, отсутствующее в первобытности;
· в системе организации власти цивилизации основываются на государственно-территориальном принципе, первобытные общества - на кровно-родственных связях;
· в культурно-информационном отношении первобытность демонстрирует дописьменную стадию фиксации, накопления, хранения и трансформации знаний и духовных ценностей, цивилизации развиваются, используя искусственные языки.
· в территориально-поселенческой структуре первобытное общество на каждом из этапов своего развития демонстрирует принципиально однотипный характер поселений, тогда как цивилизация предполагает разделение города и деревни как ведущего и ведомого компонентов.
СЛ.9 Доиндустриальная цивилизация начала формироваться в IV—III тыс. до н. э. (когда возникли древнейшие в мире цивилизации, Шумерийская и Египетская) и завершила свое существование в середине II тыс. н. э..
Завершение существования доиндустриальной цивилизации было связано с утверждением в Западной Европе буржуазной Новоевропейской цивилизации, ставшей катализатором последующей трансформации человечества в целом.
САМОСТОЯТЕЛЬНО "Осевое время" СЛ.10 (понятие введено в оборот К. Ясперсом) - период между VIII и III вв. до н. э., когда в разных частях Старого Света практически одновременно формировалась греческая философия, проповедовали иудейские пророки, были заложены основы зороастризма в Иране, разработаны религиозно-философские направления Индии и Китая (Будда в Индии, Конфуций в Китае, Заратустра в Персии, Сократ, Платон и Аристотель в Греции, Исайя, Иеремия в Палестине). Во всех случаях человек был признан самоценным и сопричастным к сущностным основам бытия (Бога, Брахмы, Дао и пр.) субъектом, который несет личную ответственность за свои помыслы, слова и деяния перед неким персонифицированным (иудаизм, зороастризм) или деперсо-нифицированным (буддизм, веданта, даосизм) духовным Абсолютом.
Новое понимание места и значимости человека в мироздании было сопряжено с кардинальными изменениями во всех других сферах жизнедеятельности.
В технологическом отношении - период перехода к широкому использованию железных орудий труда, изменению производственных процессов и повышения производительность труда, высвобождения занятых в сельском хозяйстве, развитии ремесленничества и вооружен-ных сил.
В социально-экономической области - начальный период утверж-дения частнособственнических отношений, формирования товарных рынков и развития денежного обращения.
В это время нарушается жесткая (характерная для поздне-первобытных и раннеклассовых обществ) корреляция между социальным, политическим и имущественным статусом индивида и до определенной степени раскрепощается его внутренняя творческая активность. За-рождаются философия, пророческие религии и авторская лирика, в изобразительном искусстве появляется индивидуальный портрет и пр.
Научная деятельность выделяется в качестве профессиональной сферы занятий.
Свобода и ответственность за свои действия осознается как сущ-ностный аспект личностного бытия, что находит выражение в фунда-ментальных принципах высших религий. Оформляются базовые идеи высших религий, к которым, кроме трех мировых (буддизма, хри-стианства и ислама), относят также иудаизм, зороастризм, индуизм и традиционный китайский даосско-конфуцианский мировоззренческий комплекс. Тогда же закладываются основы системы региональных империй.
По материалам [33]
Период доиндустриальной цивилизации делят на два этапа: первый этап до "осевого времени" - период развития локальных раннецивилизационных систем, второй этап после «осевого времени» - период традиционных региональных ци-вилизаций доиндустриального типа с присущими им над-этническими религиозно-культурными формами духовной жизни [33].
СЛ. 11 2 подход - цивилизация – это западное общество, которое успешно и прогрессивно, играет определяющую роль в развитии мировой экономики, политики и социальных отношений, т.е. западное общество - это цивилизация-по-преимуществу.
СЛ.12 3 подход - цивилизация – это культурно-исторический тип общества, отдельная, относительно автономная, полиэтническая социокультурная система, имеющая свои пространственно-временные измерения, базовые духовно-культурные основания и определенные структуры экономических, общественно-поли-тических и культурных связей.
Такое понимание цивилизации предложено классиками западноевропейской историографии XIX в. Ф. Гизо и Г. Боклем и получило дальнейшее обоснование в работах А. Тойнби. В данном учебном пособие понятие «цивилизация» будет рассматриваться в этом контексте.
Классификация цивилизаций СЛ.13-14
Как уже отмечалось, в зависимости от целей анализа используются различные подходы к определению понятия «цивилизация». Точно также в зависимости от исследовательских задач осуществляют группирование социокультурных систем. Основными классификационными признаками явля-ются следующие:
1. в зависимости от исторического периода: СЛ.13
· первобытность,
· доиндустриальная цивилизация,
· индустриальная цивилизация.
2. по пространственным характеристикам:
· мировая (всемирная) цивилизация;
· локальная (региональная) цивилизация.
3. по пространственно-религиозно-экономическим характе-ристикам:
· западная (в составе Северной Америки, Европы, Австра-лии, Новой Зеландии и частично ЮАР) цивилизация;
· незападная (все остальные территории) цивилизация.
I. Присваивающее общество(ранняя первобытность).
Узловая точка - возникновение производящего хозяйства.
II. Производящее общество(поздняя первобытность и времяцивилизации, рассматриваемые вместе как цивилизационный процесс).
1. Ступень становления основ цивилизации(в традиционной терминологии - поздняя первобытность).
а) Стадия родового строя (родовые и гетерогенные общины без надобщинных органов власти и управления).
Узловая точка – становление племенных органов власти и управления (структур чифдомов-вождеств).
б) Стадия племенного строя (чифдомов-вождеств).
Узловая точка – возникновение раннецивилизационных систем.
2. Ступень развития и интеграции отдельных цивилизаций(или собственно цивилизационная история).
а) Стадия ранних (локальных) цивилизаций (раннеклассовых обществ).
Узловая точка - "осевое время", переход от локальных к региональным цивилизациям.
б) Стадия зрелых, традиционных (региональных) цивилизаций и цивилизационных ойкумен (сословно-классовые общества).
3. Ступень развития индустриальных обществс быстрым (по историческим меркам) перерастанием их ведущей части в общество постиндустриальное-информационное
Узловая точка - возникновение глобальной информационной цивилизации.
По материалам [33]
СЛ.14 4. по уровню устойчивости (цельности, зрелости):
· устойчивые (китайская, индийская, западная, мусуль-манская) цивилизации;
· пограничные цивилизации, имеющие несколько цивилиза-ционных ядер или неустоявшееся ядро. Двухядерность по-граничных цивилизаций вызвана спецификой национального развития, внешними воздействиями и приводит к расколу цивилизации, с одной стороны, и к стремлению к синтезу различных культурных начал, с другой, что выступает одним из идеологических источников развития (Латинская Америка, Россия, Украина, Юго-Восточная Азия);
· несформировавшиеся цивилизации, находящиеся в про-странстве между суперэтническими системами или образо-ваниями имперского типа, а также на неустойчивых окраинах цивилизаций (некоторые страны Восточной Европы, Балкано-дунайский регион, Кавказ [6]).
5. по идейно-ценностным установкам (по Ю.Павленко):
· цивилизации, реализующие социоцентрическую установку, что предполагаетглавенство коллективного бытия над индивидуальным и превалирующую значимость рода, народа, касты, сословия, государства по сравнению с личностью. Социальные общности выступают ценностями более высокого уровня. Поэтому отдельный человек может быть принесен в жертву ради "общего блага" государства, народа, конфессии;
· цивилизации, реализующие персоналистическую установку, чтопредполагает главенство личности как ценности самого высокого ранга и более высокого порядка, чем социальные общности. Истоки такой установки связаны с духовным пере-воротом "осевого времени". Восприятие человека как ценности, непосредственно сопричастной высшей, сакральной первореальности бытия, ставит его выше государства, сословия, народа.
Существуют разнообразные авторские классификации цивилизаций. Среди них: СЛ.15 САМОСТОЯТЕЛЬНО
· классификация С.Хантингтона, который выделял западную цивилизацию, славяно-православную, конфуцианскую (Китайскую), японскую, исламскую, индуистскую, латиноамериканскую, африканскую;
· классификация А.Дж. Тойнби, который выделял следующие цивилизационные общности: западную, православную (православно-византийскую и православно-русскую), иранскую, арабскую (два последних интегрировались в одну – исламскую), индуистскую, дальневосточную (китайскую и корейско-японскую), эллинскую, сирийскую, индускую, древнекитайскую, минойскую, шумерийскую, хеттскую, вавилонскую, египетскую, андскую, мексиканскую и майяскую;
По А.Дж. Тойнби, цивилизации также делятся на: независимые цивилизации и цивилизации-спутники, развивающиеся в орбите влияния и под решающим воздействием первых. В свою очередь, независимые цивилизации подразделяются на независимые обособленные, независимые необособленные и дочерние двух серий. Независимые обособленные и необо-собленные цивилизации (отличающиеся тем, что первые не имеют, а вторые имеют контакты с иными цивилизациями) появляются непосредственно из первобытного общества, в то время как дочерние возникают на руинах или в результате коренной трансформации предшествующих цивилизаций, используя многие достижения последних (Античность и Крито-Микенский мир, христианская Европа и сама Античная цивилизация). Поэтому они (особенно дочерние "второй серии" – Восточнохристианская, Исламская и Западнохристианская) достигают более быстрых и впечатляющих результатов, чем их предшественники [33].
· классификация В.Л. Цымбурского, который делит цивилизации на "контекстно-свободные" (то есть развивающиеся из собственных предпосылок и обладающие внутренней дина-микой - Запад и Япония) и "контекстносвязанные" (на судьбы которых существенно влияет воздействие внешнего фактора - все остальные).